В декабре прошлого года Китай, крупнейший из зарубежных держателей американского государственного долга, продал облигаций Министерства финансов США на сумму 18 миллиардов долларов. И Пекин в этом вовсе не одинок. Япония продала даже больше: 22 миллиарда долларов. В 2015 году Мексика, Турция и Бельгия также снизили объем своих резервов в американских долговых бумагах, что в результате привело к рекордному ежегодному снижению количества гособлигаций США в портфелях центральных банков зарубежных стран.
Многие страны страдают от замедления развития глобальной экономики, и это вынуждает центральные банки делать все возможное, чтобы удержать на плаву национальную экономику своих стран. Центральные банки в Японии и Швеции для наращивания объемов кредитования прибегли к введению отрицательных процентных ставок. Центральный банк Европейского союза выкупает облигации, выпускаемые странами-членами ЕС. Народный банк Китая осуществляет вливания капитала в финансовую систему страны. Для многих центральных банков, распродажа облигаций Минфина США является источником средств для поддержания стабильности собственных национальных валют, оказавшихся в тяжелом положении.
«Эти интервенции представляют собой попытки подкачать немного воздуха в падающий парашют» заявил глава недавно департамента валютной стратегии на развивающихся рынках старейшего американского банка «Brown Brothers Harriman» Уин Тин.
В общей сложности центральные банки в прошлом году продали американских гособлигаций на сумму 225 миллиардов долларов. Это максимальный объем с 1978 года (за более ранние годы информация отсутствует). В 2014 году, напротив, наблюдался рост сбережений в гособлигациях США на 45 миллиардов долларов, согласно информации аналитиков «CNNMoney» на основе опубликованных во вторник на этой неделе данных Министерства финансов. При этом отмечается, что в 11 из 12 месяцев прошлого года зарубежные правительства продавали больше облигаций, чем покупали.
Этот усиливающийся сброс американских долговых бумаг свидетельствует, во-первых, о том, насколько агрессивно действуют центральные банки для спасения собственных экономик в условиях глобального спада, и во-вторых, о том, что после долгих лет наращивания сбережений, периода так называемого «глобального избытка сбережений», страны начинают распродавать свои резервы.
Слабость национальной валюты часто является признаком сокращения экономики. Так, например, Россия и Бразилия находятся в состоянии рецессии и их валюты резко потеряли в цене. Обе эти страны, как и многие другие развивающиеся экономики, в значительной степени зависят от экспорта сырьевых ресурсов, таких как нефть, металлы и продовольствие, как главного источника экономического роста. Цены на сырьевые ресурсы, особенно на нефть, сильно снижались в прошлом году и продолжили этот тренд в нынешнем.
Когда падают цены на сырье, за этим следует девальвация национальной валюты. А когда валюта стремительно обесценивается, капитал склонен бежать из такой страны в поисках тихой гавани. Поэтому центральные банки пытаются предотвратить массовый отток капиталов, предпринимая меры для смягчения валютного коллапса.
Китай в прошлом году истратил на поддержку национальной валюты, юаня, около 500 миллиардов долларов. Несмотря на все эти расходы, общий объем сбережений, включая государство и частных инвесторов, в казначейских обязательствах США несколько вырос по сравнению с предыдущим годом.
Подобное явление характерно для большинства стран: общий объем запасов иностранной валюты в декабре вырос в сравнении с декабрем предыдущего года. Итак, несмотря на то, что центральные банки сбрасывают долговые бумаги США, существует значительный спрос на них со стороны частных инвесторов.
Цены на сырьевые ресурсы непрерывно росли в период с 2003 по 2013 год под влиянием казавшегося ненасытным спроса со стороны Китая, активно строившего города и наращивавшего объем экономики. Многие богатые сырьем страны, такие как Бразилия, также бурно росли. Эти страны воспользовались упомянутым бумом для наращивания своих валютных резервов, покупая на сотни миллиардов долларов долговые бумаги, выпускаемые Минфином США. Бывший Председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США Бен Бернанке придумал термин для этого явления, назвав его «глобальным избытком сбережений».
После наращивания резервов в иностранной валюте в течение десятилетия, центральные банки в конце концов начали распродавать их в прошлом году. По данным Международного валютного фонда, их общий объем в 2014 году достиг 12 триллионов долларов, а в прошлом году упал до 11.5 триллионов.
В прошлом году Китай продемонстрировал наихудший показатель экономического роста за последние 25 лет. Его аппетит на сырьевые ресурсы несколько поутих, что привело к падению цен и вызвало цепную реакцию, отразившись на состоянии экономики и валют по всему миру. Центральные банки стремятся не допустить дальнейшего падения курса своих валют. По мнению экспертов, распродажа долговых бумаг США продлится еще некоторое время. «Я ожидаю, что этот тренд будет продолжаться в текущем году и возможно даже сохранится в 2017-м», полагает главный экономист «PNC Financial» Гас Фоше.