Аналитика

В 2009 году в статье под названием «Китай 2009 года = Америка 2001 года = Рим 11 года до нашей эры» отмечалось следующее.

gettyimages-481913474

Один из ведущих экспертов по экономике Китая профессор Майкл Петтис написал довольно объёмную, но интересную работу, где утверждается, что Китай раздувает гигантский кредитный пузырь, чтобы избежать последствий мирового спада. Разумеется, Петтис ссылается на современные статистические данные по Китаю, но в завершение приводит примечательное сравнение с Древним Римом, цитируя часть 15 главы из работы Уилла Дюрана «История римской цивилизации и христианства от истоков до 325 года нашей эры»:

«Знаменитая “паника” 33 года нашей эры иллюстрирует развитие и сложную взаимозависимость между банками и торговой деятельностью в Империи. Август в изобилии чеканил монету и расходовал средства, предполагая, что увеличение денежного обращения, низкие процентные ставки и рост цен подстегнут бизнес. До определённого момента так оно и было, но этот процесс не мог продолжаться вечно. Реакция дала о себе знать в уже 10 году до нашей эры, когда эта обильная чеканка прекратилась. Преемник Августа Тиберий придерживался противоположных взглядов, предпочитая вести бережливую экономическую политику. Он жёстко ограничил правительственные расходы, резко сократил выпуск денег и скопил в казне 2,7 миллиарда сестерциев.

В результате возник недостаток оборотных средств, который усугублялся утечкой денег на восток в обмен на предметы роскоши. Цены упали, процентные ставки выросли, кредиторы требовали возврата средств от должников, должники подавали жалобы на ростовщиков и кредитование почти замерло. Сенат предпринял попытку затормозить вывоз капитала, обязав сенаторов инвестировать большую долю своего состояния в земельную собственность в Италии. Чтобы собрать необходимые средства, сенаторы потребовали возврата средств и взыскали долги по закладным, что только углубило кризис. Так, когда сенатор Публий Спинтер уведомил банк «Бальб и Олий», что в целях соблюдения нового законодательства будет вынужден вывести 30 миллионов сестерциев, учреждение объявило о банкротстве.

В то же время крах александрийской фирмы «Севт и сын» из-за потери трёх гружёных дорогостоящими специями кораблей и банкротство огромного тирского концерна по окраске тканей повлекли за собой слухи о том, что рухнет римский банкирский дом «Максим и Вибо», обильно кредитовавший эти фирмы. Когда его вкладчики начали спешно изымать средства, банк закрыл перед ними свои двери. В тот же день также приостановил платежи более крупный банк братьев Петтиев. Почти одновременно пришли неутешительные вести о банкротстве крупных банковских учреждений в Лионе, Карфагене, Коринфе и Византии. Банки Рима начали закрываться один за другим. Деньги можно было получить только под проценты, значительно превышавшие установленный законодательством уровень. В конце концов, Тиберию удалось справиться с кризисом, приостановив действие закона об инвестициях в земельную собственность и распределив между банками 100 миллионов сестерциев, которые должны были выдаваться без процентов на три года под залог недвижимости. Частные кредиторы тем самым были вынуждены снизить свои процентные ставки, деньги покинули тайники и доверие медленно восстановилось».

Далее Петтис подытоживает: «Если не принимать во внимание экзотические названия… и гружёные специями корабли, это описание удивительно напоминает современность, как, кстати говоря, и почти все исторические свидетельства о финансовых кризисах. Хотя описанную ситуацию нельзя полностью применить к сегодняшнему Китаю, тем не менее она показывает, насколько трудно наводнённым деньгами банковским системам избежать спекулятивного кредитования, сам факт которого затем создаёт предпосылки полного обрушения. О такого рода вещах говорил Хайман Мински (американский экономист, автор гипотезы финансовой нестабильности; прим. mixednews). В истории ещё не было политической или экономической системы, которая была бы в состоянии избежать последствий избыточной ликвидности в банковской системе. Это поняли ещё римляне, но урок дался им тяжело, как это всегда и бывает».

Американский пузырь «лёгких кредитов» начал надуваться в 2001 году. Римский – до 10 года до нашей эры. К чему они привели, мы уже знаем. Надувает ли Китай в настоящее время огромный кредитный пузырь, который приведет к гигантскому обрушению? Петтис полагает, что это так…

На прошлой неделе профессор экономики Стив Кин пояснил:

«Во время краха 2008 года частная задолженность в Китае устойчиво держалась на уровне 100 процентов от ВВП, но после финансового кризиса ситуация изменилась. Прошло всего 6 лет, а частный долг вырос более чем на 80 процентов от ВВП – и это только по официальным данным, представленным Банком международных расчетов. Есть все основания полагать, что это значение занижено в сравнении с реальным уровнем».

Подпись к изображению: Частная задолженность, в процентах от ВВП (красным – общая сумма задолженности, синим – домохозяйства, чёрным – бизнес)

image004

С 2009 года рост частного кредитования набрал огромную скорость в результате проводимой государством политики, направленной на стимулирование экономики.

Подпись к изображению: Прирост частной задолженности и номинального ВВП Китая, в процентах от ВВП (красным – задолженность, синим – номинальный ВВП)

image006

В 2010 году прирост частной задолженности в Китае равнялся 35 процентам ВВП. Этот уровень перекрывает значения аналогичных показателей в Японии и США, предшествовавших разразившимся в этих странах кризисам: пик в Японии составил чуть более 25 процентов в год, а США и вовсе достигли «всего лишь» 15 процентов.

Подпись к изображению: Прирост частной задолженности, в процентах от ВВП (красным – Япония, синим – США, чёрным – Китай). Как видно, китайский кредитный пузырь является крупнейшим из всех существовавших

image008

Как уже утверждалось, кризис начинается, когда замедляются темпы роста кредитования в странах с крупной задолженностью. В 2008 году Китай ещё не столь сильно погряз в долгах, что и позволило выйти из глобального финансового кризиса путём наращивания объёмов кредитования. Но теперь он обременён долгами сильнее, чем Америка до начала кризиса, даже исходя из официальной статистики, которая, несомненно, занижает реальную ситуацию. Стремительный рост долга может привести к превышению пикового уровня, достигнутого Японией после обрушения её экономики в начале 1990-х годов.

Подпись к изображению: Частная задолженность к ВВП (красным – Япония, синим – США, чёрным – Китай)

image010

Таким образом, Китай имеет дело с первым полномасштабным капиталистическим кризисом. На сегодняшний день его действия по выправлению ситуации сводились к попыткам удержать неудержимое: перенести пузырь с рынка жилья на фондовый рынок и сохранить рост фондового рынка. Это сродни некому заданию по производству пшеницы родом из плохих старых дней до падения «банды четырёх» (группа высших руководителей Коммунистической партии Китая, впоследствии обвиненных в совершении ряда государственных преступлений и арестованных; прим. mixednews). Этого нельзя достичь. В какой-то момент китайскому правительству придётся перейти от создания кредитного пузыря к попытке сдержать его последствия.

Источник перевод для MixedNews — Наталья Головаха

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также