1 июля закончились временные договоренности по закупке Украиной газа из России. Они были заключены на 3 месяца и предполагали продажу газа по цене чуть менее 250 долларов за тысячу кубов. Но Украина не спешила пользоваться данным соглашением (закупки шли вяло и нерегулярно), предполагая, что после 1 июля она получит гораздо более выгодные условия поставки…
Дело в том, что согласно нашумевшему контракту от 2009 года, который заключала в то время премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, цена на газ для Украины рассчитывается по формуле, в которой за базу берется цена нефти с лагом 9 месяцев, а значит, на третий квартал 2015 года расчетным периодом должен быть октябрь-декабрь 2014 года, когда начался резкий спад стоимости нефти на мировых биржах. Грубо говоря, надо среднюю цену за квартал в баррелях умножать на 4,4 (повторяю, ГРУБО), и мы получим контрактную цену для Украины. Также украинская сторона исходила из того, что Россия (под влиянием Европы) всегда давала скидку в 100$ за тысячу кубов.
А значит, итоговая цена в третьем квартале 2015 года, по расчетам киевских «экспертов», должна была составить цифру в районе 200$ за одну тысячу кубов. Более того, в четвертом квартале при сохранении данной формулы цена газа должна была упасть до 150$ за тысячу кубов, с ростом в первом квартале 2016 года до 170-180$ за тысячу кубов. Поэтому мне была понятна неохота Киева закачивать «дорогой» газ весной. Простой расчет показывал хорошую экономию в случае, если резервы будут созданы в конце лета – начале осени.
Европа «рекомендовала» Украине закачать на зиму 19 млрд кубов газа. На 1 июля в хранилищах было чуть более 12 млрд кубов. Таким образом, оставшиеся 7 млрд кубов Украина легко могла бы закачать в промежуток июль-сентябрь 2015 года.
Но случилось то, на что никто не рассчитывал. Россия, прекрасно зная цену, по которой «Европа» может продавать Украине российский же газ, заупрямилась. Цена на третий квартал текущего года была оставлена на том же уровне, что и на второй. Это было сделано за счет уменьшения скидки, а значит, согласно ныне действующему контракту. Более того, представители Российской Федерации недвусмысленно намекнули, что и дальше цена будет на том же уровне (видимо, скидка будет вообще отменена либо станет чисто символической), то есть 247 долларов за тысячу кубов (или около того).
Вторым нехорошим сигналом для Украины стало отсутствие «полного взаимопонимания» с Европой. Раньше официальному Киеву удавалось шантажировать страны ЕС перекрытием газового вентиля. Именно поэтому Киевом была получена не только скидка от России, но и деньги на закупку газа. Не секрет, что половина кредита МВФ, который Украина получила весной, давался под закупки газа в подземные хранилища Украины. А это 2,5 млрд долларов (вторая половина должна была пополнить ЗВР НБУ для текущих выплат по долгу). За истекшее время было закуплено около 5 млрд кубов газа, по цене около 250 долларов за тысячу кубов. В итоге имеем 1,25 млрд долларов. А остальные? Именно этот вопрос и был задан Киеву со стороны Брюсселя. Но внятного ответа получено не было. Еще наглее звучала «просьба» дать еще 1,5 млрд долларов на закупку оставшихся «кубов» газа. В итоге ХУНТА получила вежливый отказ с резолюцией: «Ввиду того, что Украина не предоставила финансовый план, в деньгах пока отказать». И я согласен с ЕС. Деньги уже один раз были заплачены.
Вслед за этим Венгрия перестала поставлять газ на Украину, а Словакия резко сократила поставки.
Теперь эксперты Украины «чешут затылки» и думают, что делать дальше:
«Мы сами не захотели закупать газ по такой цене у России. Теперь мы можем рассчитывать на покупку газа из Европы по реверсу. Нам необходимо заполнить хранилища до 19 млрд кубов, чтобы пережить осень и зиму. Сейчас там не хватает 7 млрд кубов. Все хорошо, кроме одного — где взять денег? Их нет. К сожалению, европейцы вчера подтвердили, что наше правительство не предоставило им финансовый план, поэтому они не дадут нам денег. Если бы мы до газовых переговоров позаботились об этом, договорились с европейцами, чтобы они поддержали нас в переговорах с Россией, выступили бы гарантами оплаты, то, возможно, проблема бы и решилась. Пока мы в тупике: денег нет, и единственный выход — брать его с транзита, грубо говоря, воровать» (Валентин Землянский).
Уже привычное – денег нет. Хотя как это нет. Только вчера Национальный банк Украины отчитался о росте своих золото-валютных резервов до 9,918 млрд долларов. То есть они выросли на 278 млн долларов. Складывается впечатление, что Украина пошла на откровенный газовый шантаж Европы. Ее позиция проста:
«Денег нет, нам закачанного газа хватит. Плюс сейчас мы потребляем меньше, чем добываем вследствие остановки производств. Итого наши пустые хранилища – это ваши проблемы».
Данная формула явно выработана не в Киеве. Уверен, что столь нагло Киев себя ведет с подачи Вашингтона, который давно мечтал разорвать газовую пуповину между Европой и Россией. Сейчас началась очередная попытка ее разрезать. Позиции Киева в этих переговорах, на самом деле, сильны. США уже наладили пути финансовой поддержки киевского режима через госгарантии федерального правительства. Они очень не хотят содержать Украину (это не в их правилах, но упорство ЕС уже заставило их пожертвовать целых 2 млрд долларов), а хотят, чтобы это делали другие (Россия или ЕС, им безразлично). В Москве и Брюсселе это тоже понимают, а потому… всех ждут новые сложные переговоры.
Пока не будут запущены новые пути транспортировки газа, Европа будет пытаться договариваться. И почва для этого есть. Киев очень уязвим в других сферах. Поддержка ЕС ему нужна как воздух. Нужно продление санкций против РФ. Европе все это уже давно не нужно. С каждым месяцем европейские элиты все настойчивей намекают своим правительствам, что надо что-то менять в этом затянувшемся украинском кризисе, пока он не похоронил и саму конструкцию ЕС. Очень некстати здесь дефолт Греции, который открывает для ЕС второй финансовый фронт. Воевать на два фронта Брюссель неспособен.
ЕС попал в капкан. Втянувшись в украинский кризис, он уже не в состоянии выйти из него без потерь. Любое принятое решение будет «затратным». Евросоюз получит либо финансовые потери, которые со временем будут только расти (США с удовольствием переложат бремя расходов на европейцев), либо политические проблемы: если правительства стран Европы пойдут против линии США, последние смогут им устроить массу неприятных сюрпризов.
России постепенно удалось сбросить с себя бремя содержания Украины. Кто будет содержать далее это образование (ЕС или США), для нее безразлично. Важно, что в любом случае ее позиции будут только улучшаться: ее противники будут либо серьезно вкладываться в бездонную бочку Украины (а это десятки миллиардов долларов) и ослабнут, либо бросят этот чемодан без ручки, который РФ с удовольствием подберет. А если Киев с подачи США пойдет на обострение ситуации на Юго-Востоке, то проблема решится еще быстрее и не в пользу Запада.
США после нескольких политических поражений в Европе (попытки Европы вырваться из «дружеских удушающих объятий») пытаются перехватить инициативу и выкладывают на стол новые козыри (финансовые гарантии для Украины, которые по задумке позволят последней существовать, пока ЕС не встанет на колени перед Вашингтоном). С другой стороны, противостоять одновременно России и Европе они не в состоянии, ни при каких раскладах.
Ситуация интересная и для всех уникальная. Газ здесь является только одним из маркеров титанической борьбы «за Европу». Ни одна из трех сторон (ЕС, США, Россия) не способна сама решить проблему в свою пользу. Каждой из них нужна помощь второй стороны против третьей. У каждой есть свои слабые места, на которые давят изо всех сил. Кому лучше это удастся, тот и победит.
Источник: politrussia.com