Ни от кого не укрылся «восточный поворот» России, которая находит всё новых партнёров в Азии. «Газпром» получил ещё одно предложение о проведении топливопровода и обеспечении своей продукцией региона АТЕС. Правда, речь не о продлении «Силы Сибири», о том, чтобы проложить трубы по морскому дну и достичь новой точки на карте поставок: Японии, Хоккайдо, а затем, возможно, Токио. Пока контракт не заключён, даже серьёзные переговоры по энергоснабжению ещё впереди, но, судя по всему, участие российских энергетиков в островном газораспределении будет весьма серьёзным.
Авторы ещё одного «экономического чуда» по плану Маршалла, теряющего по 7% за квартал, практически лишены природных ресурсов. Сообщили о возможном подводном газопроводе СМИ обеих стран, но серьёзные переговоры впереди.
Планы газопровода появились давно, первые переговоры прошли десятилетие назад. Но совещания экспертов пока не вышли на практический уровень. Однако, группа японских парламентариев упорно отстаивает этот проект, пытаясь предотвратить траты на сжиженный газ. В 2013-м за почти 90 тонн СПГ японцы заплатили $70 млрд.
Кроме того, вслед за аварией на атомной «Фукусиме», в Японии были остановлены все АЭС (правда, недавно принято решение вернуть их в строй), потому пришлось резко, — вдвое за 2 года, — повысить закупки СПГ. Депутаты от ЛДПЯ поняли, что лучше вложиться в постройку подводного транспортного пути, пусть и из страны вызывающей негативные эмоции у жителей страны восходящего солнца, и приступили к лоббированию проекта.
Либерал-демократы — партия правящая, что подталкивает к выводу: пробивание проекта согласовано или даже инициировано премьером.
В Японии уже оценили параметры газотранспортного пути из России. Длина его по маршруту: Сахалин — префектура Ибараки — 1350 км. Планируемая пропускная способность в год — 20 млрд. кубометров, что примерно — шестая часть импорта газа Японии. Строительство обойдётся порядка шести миллиарда долларов.
Сейчас сложно сказать, кто был инициатором проекта доставки газа в Японию по дну моря, — Москва или Токио. Но точки зрения совпали, проект заинтересовал оба берега пролива Лаперуза, «Газпром» готов его рассмотреть спустя 10 лет с момента возникновения идеи. На островах — весьма непростая ситуация с энергоносителями. В сфере углеводородов страна на 85% зависима от Ближнего Востока, а ситуация в том регионе непредсказуема. Возможные трудности могут ждать и по дороге, Южно-Китайское море контролируется Пекином, имеющим возможность перерезать пути.
Помимо этого, специалисты указывают на опасения Токио по поводу китайской монополии на российские энергоресурсы на Дальнем Востоке. Особенно, на фоне всё улучшающихся отношений между Москвой и Пекином, крупнейших газовых сделок партнёров. Но и Россия — за диверсификацию сырьевых поставок в Азию. Естественно, на фоне «антигазпромовского похолодания» в Европе, РФ не против новых контактов и контрактов в регионе. Потому и был возрождён подзабытый проект. Энергоресурсы в регионе — предмет острой конкуренции, и японцы не хотят выпасть из процесса.
Конечно, в каждом соглашении при желании можно углядеть подводные камни. Тем более, у новых газовых партнёров старые территориальные споры. Возможно ли совместное развитие Курил? Вряд ли этот вопрос решится коммерческим контрактом, это — дело первых людей государств, а без этого японский бизнес туда не пойдёт.
Но будущий контракт может стать прорывом в отношениях. Нет сомнений, что подобное сближение вряд ли приведёт в восторг сланцеориентированных США, не желающих, чтобы их ручной камикадзе становился вольным ронином, который, поговаривают, не прочь присоединиться к новому союзу. Но пока Белый дом использует Токио как в игре против Пекина, так и против Москвы. Хотя при этом санкции островитяне поддерживают только «для галочки». Сможет ли Вашингтон реально воспротивиться контракту, обсуждение которого в кулуарах, по-видимому, не прекращалось?
В случае реализации проекта, он станет прорывом для Японии, находящей в зоне большой сейсмической активности, — потому требования к «трубе» серьёзней, чем в других местах, — никогда до этого не получавших топливо «по трубе». В Стране Восходящего Солнца каждая префектура снабжает свою территорию, импортируя газ. Удастся ли «Газпрому» поучаствовать в газораспределении, пустят ли его в эту традиционно закрытую в Азии сферу? Ведь для сооружения «нитки» понадобится организация целостной транспортной инфраструктуры.
Под силу ли нашим сахалинским месторождениям снабдить Страну Восходящего Солнца потребным ей количеством голубого топлива? Планируется, что по трубопроводу будет доставляться ежегодно по 20 млрд. «кубов». Уже доказанные запасы углеводородов в прибрежных водах Сахалина весьма значительны. Поиском углеводородов там занимаются около века. Итоги: функционирующие проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2». Результаты доразведки–2013: «ёмкость» газоконденсатного Южно-Киринского месторождения (Сахалин-3) — 682 млрд. «кубов».
Правда, открытые ресурсы уже закреплены за проектом газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток. В конечной его точке будет возведён завод по выработке СПГ, одна из целей которого — как раз поставки сжиженного газа в Японию. Теперь, возможно, стороны решили поменять стратегию и перенаправить газ на Хонсю по «трубе».
Токио заинтересован в гарантированных поставках «голубого топлива», по возможности, недорогого. Трубопроводный газ, как известно, существенно дешевле СПГ. Теперь дело за властями, необходимо принять политическое решение. Недавно японский премьер Абэ встретился с Путиным уже в десятый раз. Это говорит о том, что Япония начинает «конкретную подготовку» к визиту российского Главы государства.
Интерес к российскому природному газу есть у всех государств АТЕС, и это даёт большие возможности для восточного направления развития нашей топливодобывающей промышленности. Российская сторона готова рассмотреть все варианты поставок: трубопроводный газ, СПГ. Газовики ждут итогов переговоров, чтобы приступить к обсуждению конкретных положений проекта. Технически они готовы протянуть подводный газопровод, это для них не проблема, срок выполнения — несколько лет. РФ заинтересована доставить на рынок региона, — а он не только крупный, но и перспективный, — дополнительный объём газа. Дело — за руководством. Политическим и энергетическим.
Источник: rb.ru