Мы наблюдаем удивительную картину: украинские олигархи и политики, конфликтовавшие друг с другом, объединились против России и народа Юго-Востока (за счет которых все это время богатели). Что представляют собой олигархические кланы Украины, за счет чего они разбогатели и что нужно сейчас предпринимать восставшему Юго-Востоку, разбиралась газета ВЗГЛЯД.
Восстание на Юго-Востоке Украины продолжается, города захватываются силами самообороны, милиция переходит на сторону народа, Киев признает, что ничего сделать не в состоянии.
Однако Россия пока продолжает вести диалог со старыми элитами Юго-Востока, которые доказали, что верить им нельзя ни в коем случае. Напомним, что не так давно премьер-министр Дмитрий Медведев оценил помощь, предоставленную Украине Российской Федерацией, в 250 миллиардов долларов. В эту сумму включены различные преференции, включая нерыночные скидки на газ.Деньги эти, несопоставимые с западной помощью, выделялись всему украинскому народу. Однако львиная доля почему-то оказалась у киевских, донецких, днепропетровских и западноукраинских олигархов. Простым украинцам не доставалось почти ничего.
При этом практически все СМИ, принадлежащие украинским олигархам, беспрерывно поливали и поливают грязью Россию. Странным образом игнорировалось то, что Российская Федерация не только помогает Украине, но и является ее главным торговым партнером.
Год назад пресс-секретарь еще одного олигарха – Виктора Медведчука – заявил: для лидера «Украинского выбора» тема Великой Отечественной войны неуместна, т. к. его отец пострадал в то время от советской власти.
Сегодня мы наблюдаем удивительную картину: олигархи и украинские политики, время от времени конфликтовавшие друг с другом, объединились против России и народа Юго-Востока (за счет которых все это время богатели).
Консолидировались все четыре крупнейшие бизнес-группы – донецко-луганская (к ней примкнула и харьковская), днепропетровская (включительно с запорожской), киевская и галицкая.
Первые три контролируют целые отрасли украинской экономики. Например, Донецкая область производит 20% промышленной продукции страны (вместе с Луганской – более трети), а Днепропетровская – почти 16% (вместе с Запорожской – почти одну четверть). Киев – это финансовый центр.
Галицкий клан не имел существенных рычагов влияния в экономическом отношении (основные промышленные предприятия Галиции прекратили свою деятельность в начале 1990-х в связи с оттоком русскоязычных специалистов). Но он добивался влияния благодаря своей политической агрессивности.
Донецкий клан
Наиболее известным представителем донецкой группы является богатейший человек Украины (22,3 миллиарда долларов по версии Bloomberg) Ринат Ахметов. Формирование этого клана происходило путем сращивания криминальных группировок c бывшей партхозноменклатурой в начале 1990-х.
Например, Ринат Ахметов был помощником известного криминального авторитета Алика Грека (Ахать Хафизович Брагин), убитого в ходе бандитских разборок в 1995 году. Борис Колесников во времена СССР занимал различные должности в сфере торговли.
Виктор Янукович возглавлял областное автотранспортное объединение. Лидер луганской бизнес-группы Александр Ефремов (ныне руководитель фракции Партии регионов в парламенте) был руководителем горкома комсомола Ворошиловграда (Луганска).Сегодня «донецкие» координируют свои действия с харьковской группой. Они выдвинули кандидатом на «президентских выборах» экс-губернатора Харьковской области Михаила Добкина. Еще один представитель донецкого клана, экс-заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин, выполняет техническую функцию в избирательной кампании.
Формально донецкая бизнес-группа поддерживает «губернатора» Сергея Таруту, сколотившего свое состояние на внешнеэкономических операциях мариупольской Азовстали (один из крупнейших потребителей российского газа в Донбассе). Но фактически мечется между стремлением сохранить свои капиталы на Западе и желанием не оказаться на обочине социальных процессов на Востоке Украины.
Днепропетровский клан
Наиболее известные представители днепропетровской бизнес-группы – Виктор Пинчук (3,8 миллиарда долларов по версии журнала «Форбс») и Игорь Коломойский (4,2 миллиарда долларов по версии журнала «Фокус»).
Зять Леонида Кучмы негласно поддерживает другого олигарха – Сергея Тигипко. Не веря в его абсолютную лояльность, киевская «власть» вновь начала расследование роли второго президента Украины в деле Гонгадзе.
Это своеобразная «весточка» Пинчуку, чтобы он не вздумал вести двойную игру. В итоге поддерживаемый им «кандидат в президенты» Сергей Тигипко осудил «захват Крыма», а сам Кучма стал пропагандировать вступление Украины в НАТО.
Игорь Коломойский может быть причислен к днепропетровской группе лишь частично. В равной мере он относится к группировке, которая ассоциируется с еще одним претендентом на высший пост в стране – президентом Всеукраинского еврейского конгресса Вадимом Рабиновичем (тоже «кандидат в президенты»).
Сегодня бизнес-интересы этих людей совпадают с киевской хунтой, и они готовы делать ставку на Турчинова и Яценюка. Если завтра ситуация изменится, то Коломойский и Рабинович, нисколько не смущаясь, будут выступать на другой стороне. В реальности же они всегда служат только собственному капиталу.
На сегодняшний день «губернатор Днепропетровской области» – собственник крупнейшего банка страны, ПриватБанка. В течение 20 лет израильский паспорт обеспечивал ему возможность делать то, чего не мог себе позволить ни один олигарх – беспрерывно отнимать чужую собственность путем рейдерских захватов.
Этим путем он заполучил практически все предприятия производителей ферросплавов. Исключение составил лишь Побужский ферроникелевый комбинат, принадлежащий группе западных бизнесменов российского происхождения. Хотя овладеть им Коломойский тоже неоднократно пытался.
Хозяин ПриватБанка настолько уверился в собственной безнаказанности, что присвоил себе огромные суммы Романа Абрамовича. При этом «губернатор Днепропетровской области» явно забыл, что экс-губернатора Чукотского округа еще никому не удавалось безнаказанно кинуть. Примеры Шалвы Чигиринского, Михаила Ходорковского, Бориса Березовского тому подтверждение.
Сегодня Коломойский объявил охоту на «российских диверсантов». Но, судя по всему, ему недолго осталось упиваться собственной властью.
Киевские и галицкие кланыКиевская группа несколько раз меняла свой формат. В конце 1990-х – начале 2000-х ее лидерами были Виктор Медведчук (в 2008 году – 460 миллионов долларов, по данным журнала «Фокус») и Григорий Суркис.
В эпоху Кучмы на первый план выдвинулся Дмитрий Фирташ (3,3 миллиарда долларов, по данным журнала «Фокус»). Последнему оказывали покровительство сначала жена Леонида Кучмы, потом Виктор Ющенко. Юлия Тимошенко чуть не сделала банкротом, а Янукович возродил могущество олигарха.
Увы, основные активы бывшего совладельца Росукрэнерго остались на территории Крыма (Крымский содовый завод и «Крымский Титан»), а также Донбасса (концерн «СТИРОЛ» и северодонецкий «Азот»). Но под его контролем все еще остается крупнейший телеканал страны – «Интер».
Чтобы обеспечить лояльность принадлежащих олигарху масс-медиа, Фирташа арестовали по запросу ФБР в Вене, затем отпустили на время следствия под рекордный залог в 125 миллионов евро.
С этого момента поддерживаемый хозяином «Интера» «кандидат в президенты» экс-вице-премьер-министр Юрий Бойко стал выступать с антироссийскими заявлениями.
Лидер крупнейшей западноукраинской группы «Континиум» Игорь Еремеев, построивший свой бизнес на торговле российскими нефтепродуктами, сегодня финансирует русофобское «Громадське.tv». Петр Порошенко (львиная доля активов которого расположена на Волыни и в Винницкой области) – собственник «Пятого канала», поливающего грязью и Россию, и Юго-Восток.
Олигарха не смущает, что половина всех продаж принадлежащей ему корпорации «Рошен» приходится на Российскую Федерацию.
Мнение Юго-Востока
Авторы государственного переворота в Киеве 21 февраля 2014 года были уверены, что выступления на Юго-Востоке удастся подавить в самом зародыше, а Россия не решится прямо вмешиваться в украинские дела (как это и было в 2004 году). Референдум в Крыму и решительные действия «вежливых людей» на полуострове спутали лидерам евромайдана и олигархам все планы.
Очередной шок они испытали, когда после арестов Павла Губарева и его сторонников поднялся Донбасс. Оказалось, что доведенных до отчаяния жителей края, привыкших каждый день в шахтах смотреть смерти в глаза, не остановить ни угрозами, ни посулами.
Они вышли из-под контроля донецких и луганских олигархов. Шахтеры и металлурги перестали прислушиваться и к мнению политиков. Даже Олег Царев ими сегодня не признается в качестве лидера.
Сегодня в Донецке и Луганске, как еще два месяца тому назад в Симферополе и Севастополе, формируются новые лидеры. В Крыму ответственность взяли на себя Сергей Аксенов и Алексей Чалый. В Донбассе – Игорь Стрелков и Валерий Болотов.
Процесс формирования новых государственных образований на востоке Украины уже ничем не остановить. 11 мая 2014 года в Донецкой и Луганской областях пройдет народное голосование по вопросу поддержки акта о государственной самостоятельности.
Если за проголосует чуть более 50% от списочного состава всех избирателей региона, то сторонникам федерализации будет сложно формировать властные институты, проводить необходимые реформы.
Кроме того, это ослабит позиции избранных народом новых руководителей Донбасса на переговорах с Киевом относительно дальнейших взаимоотношений. Стоит напомнить, что вышеуказанные референдумы – это лишь первый шаг на пути формирования государственности Юго-Востока.
Конечная цель – выстроить отношения с Киевом на базе союзного или федеративного договора и подключить к этому процессу другие области (Харьковскую, Одесскую, Николаевскую, Днепропетровскую, Запорожскую, Херсонскую).
Этого можно достичь, только если на референдумах за государственную самостоятельность Донбасса проголосует хотя бы 60–70% жителей всего региона.
Кроме того, если Юго-Восток действительно хочет добиться федерализации, то ему необходимо выполнить ряд мероприятий.
Во-первых, добиться экономического суверенитета, чтобы участвовать в интеграционных объединениях с Россией и Белоруссией. Подобное юридически возможно даже в составе Украины, если прибегнуть к правовой практике Гренландии и Фарерских островов.
В этом случае придется создавать свои финансовые институты, чтобы поступающие от России средства больше никогда не оседали в карманах киевских чиновников и украинских олигархов. Для решения подобной задачи новые государства в современном мире, как правило, идут по пути национализации уже существующих частных банковских структур.
Так было в Австралии и Новой Зеландии (когда они перестали быть британскими доминионами) в 1948 и 1945 годах соответственно, во Франции (при создании Четвертой Республики) в 1945 году, в Индии в 1949 году, на Мальте в 1974 году и т. д. Точно так же Донецк с Луганском вполне могут национализировать, например, ПриватБанк и создать на его базе государственный банк Донбасса.
Во-вторых, Юго-Восток – это многонациональный регион. Языковые, межнациональные, межконфессиональные конфликты способны ослабить и даже разрушить новое государственное образование.
Именно этого добивается сегодня Киев, организуя в Донецке и Луганске марши «за единую Украину». Очевидно, что в данном случае был бы полезен опыт формирования самого украинского государства в 1991 году.
Разница в том, что Юго-Восток не только издаст акты, гарантирующие языковые, культурные, экономические права национальных групп, но и, в отличие от украинских властей, реализует свои обещания на практике.
В-третьих, сегодня против Донбасса ведется крайне агрессивная информационная кампания. Его жителей обвиняют в «сепаратизме» и службе внешним силам. При этом забывают, что ни одно из обещаний, данных при создании украинского государства, не было выполнено.
Если в этой ситуации молчать или защищаться, то проиграешь. Успеха можно добиться, если в буквальном смысле постоянно тыкать в лицо Киеву все те многочисленные декларации и обещания, которые были сделаны начиная с 1991 года.
Именно так поступала Шотландская национальная партия, добиваясь от Лондона сначала автономии Шотландии в 1998 году, а затем и проведения референдума о независимости в 2014 году. Шотландцы буквально заткнули рот британским политикам ссылками на нарушение Великой хартии вольностей (Magna Carta) 1215 года и Акта об унии 1707 года.
Жители Юго-Востока стали на очень сложный путь.
Но все это время украинские политики и олигархи не только грабили их, но и время от времени то обещали «обнести Донбасс колючей проволокой» (Юлия Тимошенко), то говорили, что гибель шахтеров от несчастных случаев – это «Божья кара за поддержку не тех политических сил» (соратник Виктора Ющенко Михаил Поживанов). Всякому терпению рано или поздно приходит предел.
И поэтому у Донбасса, у Юго-Востока нет иного пути, как заставить Киев силой и путем переговоров признать федерализацию.
Источник: vz