Разговоры о том, что ФРС США превратилась в крупнейшего манипулятора на мировом фондовом рынке, раньше считались чем-то вроде маргинальной "теории заговора". Но сегодня все больше экономистов и журналистов признают, что не понимают, чем на самом деле заняты ФРС и ее сотрудники
Вашингтон. 27 ноября. - Накануне банкротства инвестиционного банка Lehman Brothers экономисты и инвесторы активно обсуждали роль ФРС на фондовом рынке: многие говорили о том, что она превратилась из регулятора в манипулятора.Федрезерв даже начали сравнивать с Президентской рабочей группой по финансовым рынкам, которую с легкой руки журналистов Wall Street Journal назвали "Команда для защиты от падений" ("Plunge Protection Team"). Она была учреждена президентом Рональдом Рейганом в 1988 году для того, чтобы не повторился крах фондового рынка 1987 года, то есть для "поддержания доверия инвесторов".Спустя пять лет после начала кризиса тема манипуляций ФРС перестала рассматриваться как абсурдная теория заговора и стала вполне реальной версией для многих игроков рынка.Авторы блога Naked Capitalism уверены, что ФРС считает вмешательство в дела рынка вполне естественным, особенно во время экстремальных потрясений.
- "Необычные и неотложные обстоятельства" дают ФРС полномочия принимать в качестве обеспечения кредитов хоть "мертвых собак", как говорит бывший член правления Банка Англии Виллем Буйтер. Накануне банкротства Lehman Wall Street Journal получил странную утечку от чиновника ФРС о том, что банк якобы будет принимать акции в качестве залога для кредитования, хотя в пресс-релизах ничего подобного не было.
- Бывшие главы ФРС Алан Гринспен и Бен Бернанке занимались снижением процентных ставок, чтобы не дать рынкам упасть, сменщик Бернанке Джаннет Йеллен продолжит их дело. На самом деле это и есть продолжение политики "Plunge Protection Team".
- Если ФРС поддерживает или остужает фондовый рынок, когда это необходимо, есть ли гарантии, что она не вмешивается для достижения политических целей и в других случаях?
- Еще до кризиса высокопоставленные чиновники ФРС дали понять, что они рассматривают рост цен на акции в качестве способа усиления экономического роста как напрямую - через эффект богатства, так и косвенно - через создание иллюзии доверия.
Эти слухи ходили задолго до кризиса. В 2000 году лауреат Нобелевской премии по экономике 2013 года Роберт Шиллер писал, что пузырь в экономике будет иметь серьезные последствия, если Гриспен действительно вмешивался в установление курсов акций на рынках.Wall Street Journal тогда изображала Гринспена одержимым: сначала он думал, что акции слишком дороги, затем утверждал, что цены на них оправданны ростом производительности, после снова заявлял, что завышенные цены на активы могут привести к перегреву экономики.Трейдеры S&P заявили тогда, что ФРС напрямую оказывала влияние на уровень цен на акции. Если это правда, то именно ФРС несет ответственность за состояние рынка накануне кризиса.
За ростом рынка не заметили странностей
Сегодня инвесторы провели инвентаризацию своих подозрений. Их список включает в себя несколько странностей, которые трудно или невозможно объяснить с точки зрения классической динамики цен на биржевые активы.
- Некоторые рынки как будто искусственно поддерживают на плаву: вместо нормальной "неровной ценовой модели" на них царит подозрительная стабильность, как будто кто-то, обладающий неограниченной мощью, постоянно поддерживает спрос на некоторые группы активов.
- Агрессивное короткое сжатие на фондовом рынке в марте 2009 года, когда Казначейство объявило о щедрой подачке для крупных банков - введении механизма выкупа их проблемных активов через партнерство государственного и частного капиталов Public-Private Investment Program (PPIP). Механизм так и не заработал.
- Частые и более специфичные жалобы на "неестественность" торговых действий.
Те, кто не верит в манипуляции ФРС, объясняют все эти странности ростом высокочастотной торговли, неклассическими эффектами, связанными с ростом количества торговых автоматов, и большей открытостью Комиссии по ценным бумагам и биржам.
Кто такая Кэти Колчин?
Пэм Мартенс, проработавшая 21 год на Уолл-Стрит и прославившаяся антикоррупционными разоблачениями, написала на этой неделе новый пост в своем блоге, который посвящен проблемам фондового рынка и называется "Странная новая роль ФРБ Нью-Йорка: крупнейший банк-аналитик по рынкам акций".Мартенс утверждает, что ФРС и его "дочки" давно заняты "непрофильной деятельностью".
Из 12 региональных Федеральных резервных банков Нью-Йоркский является единственным учреждением с торговой площадкой и очень сложной торговой платформой. Несмотря на многочисленные просьбы, учреждение отказывается предоставлять фотографии этой торговой площадки, хотя фотографии его хранилища с золотом и валютой всегда доступны он-лайн.
- Резюме сотрудницы ФРБ Нью-Йорка Кэти Колчин также подтверждает опасения, что банк занят не своим делом. Как выясняется, Колчин занята в ФРБ Нью-Йорка "анализом рынков акций с большой капитализацией. На протяжении всей своей карьеры аналитика рынка акций Кэти изучает различные сектора, включая мировой рынок потребительских товаров, недвижимости и металлургии, а также небольшие инвестиционные банки”.
- Еще интересней профиль Колчин в социальной сети для бизнеса LinkedIn. Там говорится, что в ФРБ Нью-Йорка действует исследовательская группа, где она является старшим аналитиком.
- Команда занимается изучением деятельности Bank of America, Barclays, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, JPMorgan, Morgan Stanley, UBS и Wells Fargo, а Колчин - разработкой научно-исследовательской платформы, включая брендинг продуктов, дистрибуцию и маркетинговые презентации для клиентов.
Она пишет, что использует свой опыт и связи, чтобы понимать, какова будет реакция рынков на изменение цен на акции и облигации.
"Брендинг", "дистрибуция", "маркетинг", цены на акции? Что происходит? Есть известные по всему Уолл-стрит аналитики банков. С каких это пор анализ цен на акции - часть работы ФРС?
Источник: Финмаркет