Два подряд возгорания на Сокольнической линии метро на полдня вывели из строя в среду 5 июня целый сегмент центральной части Москвы. Чрезвычайная ситуация едва ли могла быть предсказана и предотвращена – но в какой-то мере она является логичным следствием проблем развития современной России. Москва переполнена, она испытывает колоссальные перегрузки. Любые сбои в работе ее местами довольно изношенного организма уже трудно считать полной неожиданностью.
От Сокольников до Парка на метро
Сокольническая линия – первая линия московского метрополитена. Ее проложили и открыли в 1935 году. Это про нее пел Утесов в ностальгической песенке об оставшемся не у дел московском извозчике: «От Сокольников до Парка на метро».
Утром в среду был перекрыт участок Сокольнической линии, чуть более длинный, чем тот, что в песне: весь красный радиус внутри кольца. Только через пересадочный узел «Библиотеки имени Ленина» ежедневно проходит 350 тысяч пассажиров. Каких-то 160 лет назад примерно столько людей жило во всей Москве. И даже теперь, когда население Москвы выросло более чем тридцатикратно, остановка такого сегмента метрополитена означала локальный транспортный коллапс.
Проблемы на старых линиях метро случаются не только в Москве. В Берлине, например, есть старейшая линия метро u1, проложенная в позапрошлом веке. В начале 2000-х годов из-за откровенной ветхости некоторых ее участков сбои и аварии случались на ней почти каждый день. Но Берлин – город, живущий в несколько ином режиме, чем Москва. Берлин велик, но не перенаселен. Это деловая и политическая столица многомиллионной страны, но он не живет постоянно на грани сердечного приступа и нервной перегрузки, как это происходит с Москвой.
Московское столпотворение
Обаяние Москвы постепенно, но быстро исчезает в толпах, переполнивших город. Официальная статистика упорно, чуть ли не со времен последней союзной переписи населения, показывает цифру примерно в 11 миллионов человек так называемого дневного населения – без «маятниковых мигрантов» из пригородов, приезжающих утром и отбывающих вечером. В 1920-м в Москве жил миллион человек. В течение последующих десятилетий, до наших дней, численность ее жителей выросла десятикратно. Это не первый и не уникальный случай в мировой истории. Но то, что этот опыт не уникален, не делает его менее травматичным.
Мы живем в городе, где невозможно проехать и порой даже пройти по улицам. В котором до последнего времени можно было относительно уверенно рассчитывать свое время, пользуясь метро – но и эта возможность утрачивается на глазах: метро изношено и перегружено точно так же, как и наземные магистрали. Трудно ждать от Сокольнической линии, которую строили 80 лет назад в городе с населением в 3,5 миллиона, что она – в своем преклонном возрасте - выдержит давление 11-миллионного мегаполиса.
В технике есть такое немного лирическое понятие – «усталость металла». Оно про то, что даже у железа есть предел допустимых нагрузок. Этот предел очевидно близок – не только для московского метро и всей столичной транспортной системы, но и для всей ткани городской жизни. Организм города стихийно растет, не успевая обновлять структуру, – это прямой путь к смертельным опухолям.
Спутниковая разведка
Москва – не единственный город в мире, переживающий стихийный рост и обновление населения. Но Москва – точно единственная в Европе столица, которая выглядит ночью со спутника как единственное в гигантской стране ярко освещенное место.
Эта ночная спутниковая съемка как нельзя лучше отображает экономическую географию страны. В России ярко освещены только Москва и Петербург. Кроме этих двух ярких галактик, видны некоторые хуже освещенные участки на Юге, на Урале и Дальнем Востоке – а также чуть заметная гирлянда огоньков вдоль Транссиба. Остальные просторы погружены в темноту.
Ночная спутниковая панорама страны говорит о ситуации в ней лучше любых таблиц и диаграмм с десятками цифр. Она отражает главное российское противопоставление, вообще-то давно уже стихийно осознанное в любой глубинке, начинающейся буквально в 100 километрах от МКАД: есть Москва (и где-то рядом с ней, в четырех часах на «Сапсане», Питер) - и есть вся остальная Россия.
Москва, мягко говоря, не слишком любима - и это чувство разделяют даже ее коренные жители, когда их ежедневный выбор сводится к выбору между четырехчасовой пробкой на поверхности и рискованной поездкой на переполненном изношенном метро. Но в то же время Москва - единственный центр притяжения любых жизнеспособных ресурсов. Здесь, на квадратике 50 на 50 километров, собраны 10% людских ресурсов космически огромной страны, которые делят между собой сосредоточенные здесь же 10% ее экономики.
Приехать "в"
Постоянное столпотворение – неизбежная судьба единственного настоящего большого города на 10 тысяч километров меридиональной протяженности. Из Берлина можно уехать в Ганновер, из Нью-Йорка в Сан-Диего и даже из Пекина - в Шанхай. Из Москвы нельзя никуда уехать так, чтобы это не было вариантом внутреннего дауншифтинга. Некуда уехать "из", можно только приехать "в".
Мэр Москвы Сергей Собянин готов начать свою предвыборную кампанию с солидным активом. Надо, например, быть слепым, чтобы не увидеть, как собянинская мэрия пытается победить пробки. Но пока Россия из космоса выглядит так, как она выглядит, попытки мэрии победить пробки устройством бессветофорного движения на радиальных магистралях будут сравнимы с мешками с песком, которые поспешно мобилизованные солдатики выкладывают на пути быстро наступающего паводка: пока солдатики приступают ко второму ярусу, вода уже у них под мышками.
Реальным героем и демиургом окажется, конечно, не тот, кто соберет больше московских голосов бессветофорными развязками, велодорожками и всеми прочими благими и не очень попытками придать столице более цивильный облик. А тот, кто придумает, как сделать так, чтобы Москва перестала быть единственной в своем роде. Чтобы центры экономического и социального притяжения «зажглись» на ночной спутниковой карте России хотя бы в каждом областном центре.
Без этого «усталость металла», из которого сделана Москва, будет только нарастать, а сбои и аварии – повторяться все чаще.
Источник: ИТАР-ТАСС