Аналитика

МОСКВА, 29 мая. С 2001 года вдвое выросло число тех, кто видит улучшение условий своей жизни, а число людей, в целом удовлетворенных доходами, достигло половины респондентов. В частности, если в 2001 году, в среднем россиянам было доступно менее 10 телеканалов, то в 2013 году почти 60% населения страны может смотреть более 20 каналов, а 8% респондентов имеют возможность смотреть более 100 телеканалов. Такие данные представили в среду социологи ВЦИОМ и журналисты интернет-портала гражданской журналистики SmartNews.

Исследование общественного мнения "Достаток и роскошь в понимании россиян: вчера и сегодня" касался таких вопросов, как выбор продуктов питания, мобильной связи, автомобилей, бытовых услуг и т.п. Также социологов интересовали общий уровень благосостояния граждан, их оценка качества своей жизни и значение, придаваемое материальным ценностям.

По оценкам социологов, с начала 2000-х годов и качество жизни, и степень благосостояния россиян заметно выросли. Это нашло проявление в том, что теперь покупатели в первую очередь стремятся приобрести качественный, а не дешевый продукт, и для покупок выбирают удобные магазины, а не едут в соседний район, потому что там цены ниже.

Так, за десять лет в разы больше стало абонентов сотовых сетей. С 3,5 млн в 2000 году их число выросло до более чем 230 млн в 2013 году. При этом ежегодно в России продается более 10 млн мобильных телефонов. К началу 1990-х автовладельцами в России были 7,5% населения. Сегодня уже почти в половине (44%) российских семей есть собственная машина, а в некоторых семьях и не одна. Владельцами банковских карт сейчас являются в десять раз больше людей, чем в  начале десятилетия, их численность составляет 60% населения.

Также социологи обратили внимание на изменение самого понятия роскоши и богатства. Если прежде к ним относили "советские" привилегии, вроде возможности отдохнуть за границей или купить дачный участок, то сегодня такие варианты кажутся людям обыденными. А под роскошью сейчас понимают элитную зарубежную недвижимость, владение яхтами и самолетами.

"Россия в отношении к роскоши больше похожа на европейские страны, в первую очередь, восточноевропейские, — отметила руководитель отдела коммуникаций ВЦИОМ Ольга Каменчук. — Даже при наступлении кризиса россияне проявляли меньше тревожности, чем американцы. Потому что нам еще знакомы стратегии выживания, в то время, как американцам приходилось обращаться к опыту бабушек и дедушек. Мы переживали за наших 25-летних, у которых не было этого опыта, но уже были какие-то обязательства. Но и они применили активные стратегии, быстро нашли подработку. В сравнении со странами Западной Европы россияне также демонстрировали больше оптимизма. Если сравнивать с постсоветским пространством, то ситуация в России тоже относительно неплохая".

За минувшие 12 лет жизнь населения принципиально изменилась, констатируют социологи. По сравнению с 2001 годом увеличилось число оптимистов, которые отметили улучшения в жизни государства. Соответственно уменьшилось количество пессимистов, считающих, что жить в России стало хуже. Подверглись изменениям и взгляды на богатых — если в начале 2000-х годов, чтобы войти в эту категорию, доходы человека должны были превышать средний уровень в 2,5 раза, то в 2013 году данный показатель увеличился до пяти. А экономический рост и повышение материального благосостояния общества за последние годы расширили границы желаемых благ.

"Когда вы не можете пройти по тротуарам из-за припаркованных машин, спотыкаетесь дома о провода всевозможных "зарядок" и видите акции ритейлеров по замене работающей, замечу, старой техники на новую – все это свидетельствует о росте благосостояния", — считает главный редактор Smart News Сергей Яковлев.

Эксперты также подтверждают выводы социологов. "Потребительское благополучие россиян сейчас находится на историческом пике, — говорит директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. — Среднестатистически потребление достигло самых высоких показателей за всю историю страны, причем не только по количественным, но и по качественным параметрам — люди не просто покупают одежду, еду или товары длительного пользования, но и стараются, чтобы все это удовлетворяло их представлениям о хороших вещах".

"Общий уровень благосостояния россиян за первое десятилетие нового века поднялся. И поднялся у многих настолько, что привел к оставлению вспомогательных или основных занятий сельским хозяйством в пригородной зоне, — отмечает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. — Товарно-денежные отношения распространились в России шире. Люди чаще стали пользоваться разного рода банковскими услугами".

Источник: Росбалт

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"