Директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин раскрыл детали подготовки европейских членов НАТО к войне с Россией - в частности, стоит задача в сжатые сроки обеспечить всеми ресурсами Союзные силы реагирования альянса.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Рад приветствовать вас на нашей очередной встрече. Прежде всего хотел бы искренне поблагодарить узбекских друзей за радушие, гостеприимство и организацию на высоком уровне очередного заседания нашего Совещания, созданные ими прекрасные условия для проведения нашей встречи в замечательном древнем городе Самарканде - настоящей жемчужине нашего общего пространства Содружества независимых государств.
Отрадно видеть, как расширяется и углубляется взаимодействие спецслужб государств - участников СНГ, нацеленное на обеспечение мира, стабильности на пространстве Содружества, на обеспечение региональной безопасности. Такое сотрудничество является прежде всего прямым следствием обширных тесных связей между нашими странами и народами. Но все больше нас сближают и общие вызовы безопасности, которые приобретают глобальный, а порой и экзистенциальный характер. Некоторые из них являются принципиально новыми и требуют нетривиальных ответов. Невероятная скорость событий в современном мире предписывает не только предельную мобилизацию, но и понимание фундаментальных тенденций изменения международных отношений. С этой точки зрения актуальность и важность нынешнего мероприятия трудно переоценить.
Поступающая в СВР России информация убедительно свидетельствует: мир сегодня переживает самый хрупкий для международной безопасности момент после Второй мировой войны, а именно - период качественной трансформации глобального порядка. Однополярная западноцентричная система однозначно прекратила свое существование. Показательно, что из этого исходят буквально все закрытые западные прогнозы развития международной обстановки, с которыми мне доводилось знакомиться.
Новый миропорядок еще только формируется. По некоторым натовским оценкам, период так называемой геополитической неопределенности продлится вплоть до примерно 2035 года, но за право определять контуры и правила этого будущего миропорядка уже сейчас идет ожесточенная борьба между крупнейшими глобальными и региональными центрами силы. И наша общая и, пожалуй, главная задача состоит в том, чтобы адаптация к новой реальности прошла без большой войны, как это бывало на прошлых исторических этапах.
Задача эта, безусловно, трудная, поскольку требует от всех без исключения игроков хладнокровия, ответственности и умения идти на компромиссы. Эти качества, к счастью, сохранились на Востоке, но почти утрачены на Западе. Западные страны, прежде всего США и их прихвостень Великобритания, не хотят мириться с тем, что эпоха их безраздельного доминирования на мировой арене закончилась. Вероятно, сказываются инертность колониального мышления англосаксов, их глубоко укорененный, исторически обусловленный расизм. Это видно из тех же прогнозов, о которых я упоминал ранее. Они либо полностью игнорируют неудобную для Запада реальность в виде многополярности, либо выдают ее за хаос - этакий ужасный мир без правил, где якобы царят анархия и насилие. Обратим внимание: так оценивают перспективы многополярности те, кто осуществил вторжение в Афганистан и Ирак, разрушил Ливию и Сирию, спровоцировал и с 2014 г. ведет войну в самом центре Европы - на территории Украины и России.
Другое дело, что на нынешнем переходном этапе сама американская гегемония начинает менять свою природу. Выразителем этой тенденции являются люди из ближайшего окружения президента Дональда Трампа - так называемые техномиллиардеры во главе с Питером Тилем. Это абсолютные социал-дарвинисты от международной политики, которые не считают нужным прикрывать свое стремление к господству разглагольствованиями о правах человека и универсальных ценностях. Они просто ведут дело к установлению прямого физического контроля над интересующими их территориями и экономическими активами, причем часто это происходит за счет союзников Вашингтона, включая европейцев. Конечная цель этой "теневой" группы влияния - создание сети подконтрольных американской элите независимых технологичных государств - корпораций, которые станут своего рода "островками безопасности" в хаотичном и насильственном мире будущего. Проводником этой идеологии является, в частности, вице-президент США Джей Ди Вэнс.
Европа, которая после Второй мировой войны привыкла жить под американской оккупацией, никак не может адаптироваться к меняющимся международным реалиям. В МИДах европейских стран царит пессимизм, связанный с отсутствием у государств ЕС и евроНАТО средне- и долгосрочных рецептов поддержания безопасности на континенте. Звучат обвинения в адрес Вашингтона. Дескать - цитирую - "вместо того, чтобы бросить все силы на восстановление статус-кво, США пополнили лагерь «ревизионистов» в попытке скорректировать направление изменений в мировой политике с учетом национальных интересов". {Что и говорить - страшное преступление перед либеральной демократией!) Единственное средство, которое готовы предложить европейским нациям вскормленные структурами Александра Сороса "макроны" и "мерцы", не говоря уже о всяких "каллас", - это русофобия и ускоренное наращивание европейского военного потенциала с прицелом на масштабный вооруженный конфликт с Россией.
Мы, безусловно, видим приготовления европейских союзников по НАТО к войне с нашей страной. Поставлена задача в сжатые сроки обеспечить всеми необходимыми ресурсами предназначенные для этого натовские Союзные силы реагирования. Запущен процесс кратного наращивания объемов выпуска продукции европейского ВПК. На регулярную основу переведены отработка мобилизационных мероприятий и зомбирование населения пропагандой о неизбежной агрессии со стороны Москвы.
Но нам одновременно известно и том, что принципиально нерешенным остается вопрос, где взять достаточное количество мобилизационного контингента, обладающего необходимыми физическими и морально-психологическими кондициями. Еще одна "головная боль" европейской "верхушки" - широкое распространение в обществе, особенно среди молодежи, социальной апатии и недовольства правящей элитой. В Брюсселе, Париже и Берлине также нет уверенности в том, что в случае развязывания войны с Россией Вашингтон будет выполнять свои обязательства в рамках пятой статьи Вашингтонского договора. А без этого, как признают в Европейской внешнеполитической службе, расчеты добиться стратегического превосходства над нашей страной являются - цитирую - "иллюзорными".
Кризис и распад единого западного центра силы дают возможность другим - незападным - государствам обустраивать свою региональную периферию без назойливого американского и европейского вмешательства. Так называемые средние державы, даже продолжая оставаться союзниками США, все чаще продвигают собственную повестку. И эта повестка далеко не всегда совпадает с повесткой могущественного спонсора. В ряде случаев это приводит к резкому росту напряженности, что хорошо видно на примере Украины или Израиля. Так, киевский режим откровенно плюет на настрой администрации Трампа на конструктивное обсуждение путей завершения украинского конфликта и делает все, чтобы спровоцировать его эскалацию. На Ближнем Востоке агрессивные действия ультраправого руководства Израиля при пассивном отношении Вашингтона поставили под угрозу почти все страны региона и обнулили формировавшиеся десятилетиями подходы к обеспечению безопасности.
С другой стороны, образовавшийся с падением американской империи "вакуум силы" подталкивает большинство регионалов к развитию неполитизированных, конструктивных механизмов многостороннего сотрудничества, которые не являются заложниками противостояния глобальных игроков. Углубление региональной интеграции заметно и в Юго-Восточной Азии, и в Латинской Америке, и в Африке и, конечно же, в Евразии. Свидетельство тому - поступательное укрепление таких форматов, как СНГ, ЕАЭС и ШОС. Подобные процессы можно только приветствовать. И наша сегодняшняя встреча - еще один важный вклад в их развитие.
В рамках нашего Совещания мы много и продуктивно говорим о внешних и внутренних вызовах Содружеству, включая международный терроризм, инспирирование этносепаратистских конфликтов и "цветных революций". У каждой из наших спецслужб есть уникальный опыт противостояния этим угрозам, обмен которым делает наши государства устойчивее и сильнее. Это подтверждает многолетняя практика сотрудничества.
Сегодня мне бы хотелось отдельно остановиться на опасностях, связанных с изменением среды, в которой в обозримой перспективе будет разворачиваться геополитическое противостояние. Речь, в частности, идет об объективном изменении климата и связанных с этим угрозах, таких как голод, нехватка питьевой воды, массовая миграция, вспышки эпидемий и всплеск региональной напряженности. Важно заранее продумать способы решения этих проблем, которые, очевидно, не могут быть найдены на уровне отдельно взятых стран.
К слову сказать, претензии администрации Трампа на Канаду и Гренландию, а также возведение укреплений на границе с Мексикой не выглядят столь безумными, если учесть, что в их основе лежат результаты проведенных американцами научных климатических изысканий. Согласно им, значительная часть Мексики уже через полвека превратится в безжизненную пустыню, что вызовет увеличение масштабов миграции. А вот Канада и Гренландия станут более чем пригодны для добычи ресурсов и развития народного хозяйства. Агрессивные методы Вашингтона, безусловно, не пример для подражания. Тем не менее климатический фактор и его геополитическое измерение важно иметь в виду, в том числе при построении архитектуры коллективной безопасности на пространстве Большой Евразии. Аналитические аппараты наших спецслужб могли бы внести в это дело свою лепту.
Новой конфликтной зоной становится борьба за получение стратегического преимущества в освоении цифровых технологий, прежде всего искусственного интеллекта. По ряду зарубежных оценок, его производительность удваивается каждые 6 месяцев. В крупнейших IT-корпорациях прогнозируют, что уже в ближайшие 3 года искусственный интеллект сможет самостоятельно совершать научные открытия, а это в свою очередь повлечет революционные изменения в военной сфере, энергетике и международных финансах. Не исключается, что в будущем эти технологии окажутся способны повлиять на стратегический баланс сил и, к сожалению, на сложившийся порядок ядерного сдерживания.
Эти прогнозы и оценки, безусловно, нуждаются в тщательном обсуждении и проверке, в том числе по линии спецслужб. Но уже сейчас виден масштаб, с которым западные разведструктуры используют новейшие технологии для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Выработка общих методов и средств противодействия "дипфейкам", блокирования спутниковых сигналов противника, пресечения цифровых каналов финансирования противоправных протестов становится ключевым вопросом в плане предотвращения "цветных революций".
Друзья и коллеги!
Многим знакомо ставшее крылатым выражение "Не спрашивай, по ком звонит колокол, ибо звонит он по тебе". Порой кажется, что оно как нельзя лучше описывает текущую международную ситуацию и не оставляет повода для оптимизма. Но я позволю себе напомнить, что эта фраза - окончание стихотворения христианского проповедника и поэта Джона Донна под названием "Ни один человек - не остров". Оно о том, что никто не существует сам по себе, все в этом мире взаимосвязано, каждый из нас - часть большого целого. Общее и частное благополучие неотделимы друг от друга.
Джон Донн обращался с этим призывом к британцам. Англосаксонская элита его, к сожалению, не услышала и продолжила попытки сеять повсюду раздор, хаос и смерть, подтверждая справедливость крылатой фразы "англичанка гадит". Результат этих действий налицо: моральное и политическое банкротство Запада, взлет антиколониальных и национал-консервативных настроений по всему миру. Наш ответ на эту деструктивную стратегию - сотрудничество и созидание, хладнокровие и игнорирование направленных на подрыв нашего единства провокаций в интересах формирования по-настоящему справедливого многополярного мира.
Спасибо за внимание!
Источник: svr.gov.ru

