Аналитика

Голливуд уже несколько лет продолжает пребывать в состоянии кризиса. За последние годы он пережил простои из-за пандемии, забастовки сотрудников, а теперь сталкивается с существенной нехваткой финансирования. Бороться за него пытаются власти Калифорнии, которые осознают, что конкуренция с другими штатами стремительно растет. Как чиновники спасают киноиндустрию и противостоят конкурентам — в материале ТАСС

Спасти "Фабрику грез"

Калифорния решила активизировать борьбу за сохранение жизнеспособности киноиндустрии и рассматривает возможность значительного увеличения государственной программы налоговых льгот для фильмов и телешоу. Губернатор Гэвин Ньюсом объявил о желании удвоить финансирование отрасли со стороны штата — с $330 млн до $750 млн в год. Если предложение будет одобрено законодательным собранием штата, оно вступит в силу с 1 июля 2025 года.

В таком случае Калифорния будет вкладывать в нужды кинопроизводства больше денег, чем любой другой штат, за исключением Джорджии, которая предоставляет неограниченные налоговые льготы.

Но пока Калифорния — "мировая столица развлечений", как отмечает сам Ньюсом, — переживает крайне сложный период для индустрии. Источник в отрасли сказал Deadline, что текущая налоговая программа 20–25-процентных налоговых льгот для фильмов, сериалов и шоу нуждается в серьезном пересмотре, чтобы удовлетворить потребности отрасли.

"Так много продуктов даже не претендуют на реализацию, потому что шанс на успех у них очень мал. А индустрия, команды и методы доставки контента кардинально изменились за последние 10 лет, поэтому то, что предлагает штат, не отвечает базовым потребностям и едва конкурирует с Атлантой или Канадой", — сказал инсайдер.

Как отметил Ньюсом, если программу удастся расширить, это поможет сохранить жизнеспособность отрасли в штате, создать тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест и укрепить важную связь "между нашими сообществами и культовой кино- и телеиндустрией" Калифорнии.

В штате сосредоточена наибольшая доля кино- и телеэкономики в стране. По данным офиса Ньюсома, это производство в Калифорнии обеспечивает более 700 тыс. рабочих мест и почти $70 млрд в виде заработной платы.

"Голливуд — краеугольный камень этого города и нашей экономики, и наше послание отрасли сегодня ясно: мы вас поддержим", — сказала мэр Лос-Анджелеса Карен Басс.

Сохранить конкурентоспособность

О трудностях в Голливуде говорят уже не первый месяц, но в последнее время чиновники штата и руководители индустрии развлечений в Лос-Анджелесе все чаще публично выражают обеспокоенность по поводу продолжающегося спада в кинопроизводстве. Руководство штата призывают делать больше, чтобы съемки фильмов продолжались.

Чиновники обращают внимание, что годовой лимит в $330 млн быстро достигается, поэтому продюсеры научились искать финансирование в других местах.

Как указывает The New York Times, за последние 20 лет штаты агрессивно пытаются обогнать Голливуд, предлагая кино- и телепроизводителям те или иные стимулы. Например, Джорджия с 2015 года предоставила киноиндустрии налоговые льготы на сумму более $5 млрд, а Нью-Йорк — на сумму не менее $7 млрд.

Сторонники вложений в кинематограф рассматривают это как двигатель создания рабочих мест, поскольку, когда в город приезжают кинопроизводители, им требуются электрики, парикмахеры и многие другие члены съемочной группы. К тому же они тратят деньги внутри штата во время работы, в том числе на отели, рестораны, химчистки.

"Речь идет о рабочих местах, об инвестициях и о признании того, что мир, который мы изобрели, теперь конкурирует с нами. 38 штатов. Это не только Нью-Йорк, это не только Джорджия. Речь идет об инвестициях в будущее этой отрасли, будущее государства, ценностях, которыми мы дорожим, инвестициях в наше творчество, это великий культурный экспорт и инвестиции в мужчин и женщин, которых вы видите позади меня", — сказал Ньюсом во время пресс-конференции в голливудской студии, где к нему присоединились Карен Басс и члены развлекательных союзов, таких как Гильдия режиссеров Америки и Международный альянс работников театральной сцены.

От пандемии до забастовок

За последние годы киноиндустрия столкнулась с множеством проблем — от разрушительного воздействия пандемии до серии громких забастовок. Распространение COVID-19 привело к значительным простоям и остановкам производства, но даже по окончании периода жестких локдаунов испытания для отрасли не закончились.

В 2023 году она столкнулась с забастовками сценаристов и актеров, которые продлились 118 дней. Актеры начали забастовку в июле вслед за профсоюзом сценаристов, бастовавшим с мая. В итоге они добились существенного повышения зарплат и гонораров, а также ограничения на использование технологий искусственного интеллекта.

Кроме того, из-за неустойчивых бизнес-моделей и изменения привычек зрителей сворачивать деятельность приходилось стриминговым сервисам, которые когда-то провозглашались спасителями киноиндустрии.

В итоге объемы кинопроизводства во всем мире упали на 20% по сравнению с уровнями до пандемии.

В США во втором квартале 2024 года производство фильмов сократилось на 40% по сравнению с тем же периодом 2022 года.

По данным, опубликованным официальным киноофисом города и округа Лос-Анджелес FilmLA, за трехмесячный период, закончившийся 30 сентября, в этом районе было зарегистрировано 5 048 съемочных дней. Этот показатель отстает даже от 5 311 дней, которые относятся к тому же периоду 2023 года, когда забастовка сценаристов привела к остановке многих теле- и кинопроизводств.

Стимулируют по-разному

Сегодня продюсеры и руководители студий признают, что доминированию Голливуда бросают вызов штаты, которые предлагают лучшие финансовые стимулы, меньшее регулирование и более низкие затраты на производство. Многие предлагают скидки или гранты, которые выплачиваются непосредственно производственным компаниям. 

Многие штаты предлагают форму перевода налоговых льгот. Студии могут продать их компаниям: они получают за это прибыль, а покупатели — эти самые налоговые льготы. В результате компании с минимальными связями с индустрией развлечений стали скрытой частью экосистемы стимулирования.

Как заверяет Ньюсом, предлагаемая налоговая программа в Калифорнии должна превзойти нынешнюю программу стимулирования кинематографа в Нью-Йорке. При этом, как пишет Deadline со ссылкой на источник, помимо увеличения финансирования, в программе, администрируемой Калифорнийской комиссией по кинематографии, ничего не изменится.

Впрочем, успех этих усилий отнюдь не гарантирован. Экономисты предупреждают, что использование налоговых стимулов для развития киноиндустрии очень затратно и при этом дает минимальную отдачу. Как указывает NYT, многие исследования показывают, что налоговые поступления от программ стимулирования киносъемок составляют четверть или даже 10 центов от каждого вложенного доллара. А в некоторых программах каждое непосредственно созданное рабочее место может стоить налогоплательщикам более $100 тыс.

Лидия Мисник 

Источник: tass.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.12: 3 122 руб.
Поддержали проект: 9 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также