Аналитика

Что значит понять смысл информации?

Мне часто приходится объяснять непростые вещи другим людям. При этом больше всего я стараюсь донести смысл того что, рассказываю. Недавно задумался, а как определить, понял кто-то смысл переданной информации или нет? Что вообще такое смысл? Есть ли смысл у самого смысла? Всё это очень непростые вопросы. И без чёткого понимания природы смысла, на мой взгляд, труднее объяснить что-то другим людям.

Однажды со мной приключился очень показательный случай. Я разговаривал с одной компанией людей в которой была молодая учительница Елена. Мы как раз обсуждали тему образования и я спросил Елену:

– Что значит понять смысл информации?

На что другие участники беседы возразили и начали говорить, что это слишком философский вопрос, который не имеет отношения к образованию.

– Как же не имеет, – возразил я, – каким образом учитель сможет понять что ученик усвоил информацию, если он не знает что такое смысл. Но вопрос можно действительно упростить: “Как узнать понял ли смысл информации ученик”?

– Нужно посмотреть смог ли ученик повторить то что ему показывал учитель – сказала Елена.

– Хорошо. Но повторить – не значит понять или осмыслить! Попугай тоже может повторить за учителем, но понял ли он что-то? – возразил я.

– Тогда нужно задать несколько вопросов по теме, чтобы понять как он понял материал – сказала Елена.

– Вот это уже ближе к делу! – сказал я, – Я бы сказал, что понять смысл – это означает ответить на любой заданный вопрос по теме. Чем глубже человек разбирается в теме тем шире спектр вопросов, на которые он может ответить. При этом можно задавать любые вопросы смешивая разные темы. Однако остаётся понять, а как человеку приобрести такую способность, чтобы уметь отвечать на любой вопрос?

– Наверное ему нужно понять смысл? - с усмешкой сказала Елена.

– Хорошо, я перефразирую, – сказал я, – Чему человек должен научиться, чтобы суметь самостоятельно ответить на любой вопрос по теме? Это как раз то, что учитель должен дать ученику.

Такой вопрос вызвал бурную дискуссию среди одних и погрузил в глубокую задумчивость других. Кто-то говорил, что нужно усвоить информацию, но ему сразу возражали, что не понимают до конца, что значит усвоить. Например если человек выучит наизусть – это означает усвоить?

Однако хорошего и чёткого ответа я так и не услышал. Мне хотелось услышать ответ, который можно было бы применить на практике и глубже самому понять, что такое смысл информации.

– Ну хорошо, скажи свой вариант, – все дружно спросили меня в конечном итоге.

– Для примера я объясняю человеку, что такое кружка. Пусть это будет цилиндр с дном и ручкой. После этого спрошу его, а что будет, если в кружку налить воды и перевернуть её вверх дном? Обычно все безошибочно ответят, что вода выльется. Хорошо, а что если залить не воду, а расплавленный металл? Что будет, если кружку уронить на твёрдый пол? А на мягкий? А что, если залить в неё плавиковую кислоту?

Обычно люди хорошо знакомые с такими явлениями, как расплавленный металл, плавиковая кислота и те, которые видели как кружка разбивается о твёрдый пол, легко отвечают на все вопросы. Но что позволяет им это делать? На мой взгляд, ответить на любой вопрос по заданной теме помогает воображение. В воображении можно смоделировать любой процесс, у которого известен алгоритм его протекания. Так, например, все прекрасно знают, что вода стремится занять самое низкое положение, и если у неё есть возможность перетечь вниз, то она легко выльется из кружки, когда её перевернут. По сути человек приобретает способность прокручивать в своём воображении мультфильм моделируемого процесса. Он буквально начинаем видеть в своём воображении что произойдёт в будущем.

Даже если человек никогда не видел, как в кружку заливают жидкий металл, он может это представить. При этом, зная свойства металлов с низкой температурой плавления, таких как свинец, он может предположить, что сильного воздействия на кружку при этом не будет. Но некоторые тугоплавкие металлы легко расплавят саму кружку, или она просто расколется от сильного перепада температур.

Получается, что для того чтобы понять смысл, необходимо не просто усвоить или зазубрить материал, а еще и научиться у себя в воображении моделировать известные процессы и любые их комбинации. Рассуждая дальше, можно выйти на некое свойство смысла, такое как глубина. Глубина смысла - это спектр вопросов, на которые может ответить человек по заданной теме. Если человек не знаком с различными кислотами, то он не сможет ответить на вопрос, как они повлияют на предмет, который подвергается воздействиям этих кислот. Если человек не знаком с математикой, то он не сможет точно рассчитать время падения какого-то предмета. Чем шире у человека кругозор, тем лучше в своём воображении он может смоделировать ситуацию, которая описана в вопросе. Не даром говорят, что в вопросе уже заложена половина ответа. Если в вопросе есть конкретная ситуация, то её останется только смоделировать у себя в воображении и получить результат этого моделирования – это и будет ответ.

Знать что такое смысл информации крайне необходимо для учителя и человека, который хочет развиваться. Учитель осознанно понимающий то, что такое смысл сможет гораздо лучше донести информацию. Елена, как молодая учительница, тоже поддержала мою мысль. Мы ещё о многом поговорили в плане образования и воспитания.

На мой взгляд, для того чтобы человеку состояться полноценным хозяином своей жизни, необходимо глубоко понять смысл своего существования. Уметь ответить хотя бы самому себе на вопрос: кто он, что он делает и зачем. Уметь не только применять на практике различные технологии и методики, но и глубоко понимать их смысл и моделировать будущие события жизни заранее.

Источник: Наум Матрин

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.04: 5 852 руб.
Поддержали проект: 14 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также