Обсуждая гранд-стратегию великих держав, эксперты — от Фукидида до Генри Киссинджера — согласны, что лучше балансировать с одними великими державами против других, чем позволить им вместе контрбалансировать тебя.
Администрация Трампа стремилась к нормализации отношений с Россией, чтобы оказать давление на московско-пекинское партнёрство. Бывший посол Макфол и профессор Эван Медейрос утверждают, что попытки отделить Россию от Китая ошибочны, поскольку Путин использует любое потепление между США и Россией в своих целях.
Но смысл как раз и состоит в том, чтобы привлекать к себе других, основываясь на их интересах, а не из чувства альтруизма.
На самом деле, Москва изначально играет такую роль. Признание этого позволило бы провести стратегическое перераспределение сил и облегчить бремя американских обязательств в Европе. Будучи более независимой, Россия принесла бы пользу и США, и Европе.
Никто не утверждает, что формальный союз с Россией против Китая осуществим или что к нему стоит стремиться. Даже если Москва на это согласится, это могло бы спровоцировать агрессивную контрбалансирующую стратегию Китая.
Скорее, в российско-китайских отношениях существуют естественные разломы, и прежде всего — дискомфорт Москвы от младшего партнёрства с экономически более сильным Китаем.
Этот дисбаланс усугубили западные санкции после 2022 года: Китай теперь составляет 36,5% российского импорта и 30,5% экспорта, тогда как Россия — лишь 4% китайской торговли. Напряжённость от этой зависимости подавляется только краткосрочной необходимостью Москвы контрбалансировать Запад.
Стабилизация отношений Россия–Запад позволила бы напряжённости в отношениях Россия–Китай проявиться, создав некоторую стратегическую дистанцию между ними. Возможность возвращения Москвы на западные рынки при урегулировании украинского вопроса уменьшила бы экономическое влияние Китая на Россию.
Это дало бы Москве интерес к стабильным отношениям с Западом в противовес перспективе помогать Китаю строить альтернативы западным системам. Это позволило бы России свободнее преследовать национальные интересы там, где Москва и Пекин расходятся во мнениях, включая противодействие китайскому влиянию в Центральной Азии.
Источник: mixednews.ru