6 марта ректор МГУ Виктор Садовничий встретился с представителями высшей школы Воронежа, чтобы обсудить, какие вызовы стоят перед российским образованием, и объяснил, за счет чего России удастся вернуть звание самой образованной нации в мире.
О критике Болонской системы
«Мы сделали много ошибок в реформах образования и многое упустили. Как маятник, из одного крайнего положения мечемся в другое. Система образования в Советском Союзе была уникальна, она себя показала. А потом мы потеряли фундаментальность нашего образования, его заменили понятием «компетенции». Мы всегда были сильны тем, что учили студента не запоминать и не каким-то компетенциям, а размышлять, думать, доказывать, сомневаться, преодолевать. Тогда он и становится ученым или специалистом. Это помогло нам в космосе и в других направлениях. А потом мы постарались скопировать другие системы просто из-за того, что в мире они есть.
Я не скрываю, что я не сторонник Болонской системы. Так пришлось в жизни, что я участвовал в самом начале ее обсуждения в Лиссабоне на Конференции ректоров Европы. Все ректоры говорили, что ни в коем случае ее нельзя принимать, что каждый университет самобытен, унификация невозможна. Позже в Болонии собрались министры финансов и иностранных дел и сказали, что в их страны стекаются потоки мигрантов, которые приносят какие-то дипломы, которые ни о чем не говорят. Болонская система была нужна для трудовой интеграции, и она была введена в большей степени из политических соображений. Но это европейское сообщество. Нам зачем надо было это копировать? Я не призываю к новым реформам, но повышение фундаментальности, значимости и, может быть, сроков образования одинаково назреет. Мы к этому должны прийти. Хотя ЕГЭ действительно помогает большей интеграции периферии и центра, но, с другой стороны, было очень много ошибок в начале. Сейчас становится чуть лучше, но я считаю, это не конец. Мы проводим свой внутренний экзамен, который дополняет ЕГЭ. Мы хотим увидеть, кто к нам идет».
У университета есть три миссии: академическая, научная и общественная. Университет – это скрепа общества и науки, он должен служить обществу, региону.
Виктор Садовничий
Об утечке и возвращении мозгов
«В 90-е годы 25 процентов математиков, закончивших механико-математический факультет, уехали в Штаты. Сегодня многие возвращается и очень жалеют, что уехали. Мой однокурсник Андрей Леман, выдающийся парень, победитель международных олимпиад, уехал в Америку. Лет через 30 на встрече выпускников спрашиваю его, что он делает в Штатах. Он говорит: «Я инженер. Как приехал, так инженером и работаю». Научную работу он не защищал, думал уехать на родину. Не надо думать, что тебя там ждут. Еще один мой однокурсник тоже уехал и вот сейчас приехал обратно устраиваться на работу. Конечно, надо ездить, общаться, стажироваться. Но ту березку, которая растет там, где вы выросли, ничто не заменит».
О сокращении приема на гуманитарные факультеты
«Язык - это скрепа нации. Вроде бы Ольга Юрьевна (Васильева, министр образования и науки РФ – ред.) должна это понимать. В Минобрнауки, видимо, идет такое явление – сейчас в приоритете инженерное образование, цифровая экономика, нанотехнологии. Но не за счет филфака и истфака это должно происходить».
Об историческом образовании
«Есть три стратегические области науки, без которых страна не может жить, - это математика, русский язык и история. Я был свидетелем некой дискуссии совета ректоров, когда в разных регионах было рекомендовано около 120 учебников истории, в которых было написано неизвестно что. Это было направлено на разрушение страны и нашего российского духа. Потом начали собирать разбитые осколки. Есть попытки сделать 2-3 учебника. Звоните побольше в колокола! Да, сейчас идет сжатие количества учебников, но возникают разные силы, трения издательств, бизнеса, политики кое-где. Все это сказывается на ребятах – студентах и школьниках. Историю нельзя отпускать, а то окажется, что мы – самая плохая страна, что мы на всех нападали. Помните, какой шум подняли, когда открывали памятник Ивану Грозному в Орле? Наверное, он был жестокий. Но английские королевы казнили не меньше, но в каждом сквере стоят им памятники. Потому что нужно хранить историю».
О поражениях и будущих победах
«Вызовы сегодняшнего образования - положение учителя, траектория школьника и состояние среднего профессионального образования. Мы потеряли в свое время голубые воротнички. Мы кричали: «Не разрушайте техникумы, училища». Разрушили, приватизировали. Сейчас собираем по крупицам. Проводим World Skills и другие соревнования, но опять все с нуля. Это наше свойство – разрушили и начали с нуля. Мы понимаем, что СПО сейчас другое, чем техникумы в прошлом. В университетском образовании выстроена линейка: 10 федеральных, 29 национально-исследовательских, 33 опорных вуза. Конечно, поддержка ведущих университетов необходима, но нужно подтягивать все университеты, они все важны. Слава богу, что сегодня эта работа в приоритете. Нельзя сказать, что будет легко. Но я думаю, что система образования - сильная корпорация. Мы будем ведущей страной в сфере образования. У нас талантов просто больше, у нас все есть, мы очень способная нация».
Источник: chr.aif.ru
Из статьи "По новостям и событиям: Лига Справедливости":
У темы знаний стоит отдельно подчеркнуть, что в целом, помимо расстановки готовых кадров, Ватикан всегда делал большой упор на систему подготовки кадров, т.е. на образование. Мы часто слышим критику «Болонского процесса» (процесса сближения и гармонизации систем высшего образования с целью создания единого пространства высшего образования), однако если посмотреть на корни этого процесса, то они восходят к Болонскому университету, который считается старейшим в мире.[12]
Как пишет Вики, Появлению университета в Болонье способствовала напряжённая «борьба за инвеституру» между римским папой Григорием VII и императором Священной Римской империей Генрихом IV. Если прежде во всех христианских странах государи назначали по своему произволу и низлагали епископов и священников, то папа Григорий VII провозгласил верховенство церковной власти над светской…
Уже к концу XII века болонские профессора права получили заметный перевес над прочими учёными Болоньи и приобрели европейскую известность. Это произошло благодаря, во-первых, научным преимуществам метода преподавания и, во-вторых, покровительству германского императора (1152-1190) Фридриха I Барбароссы, который также являлся королём Ломбардии и был заинтересован в поддержании авторитета римского права…[13]
Изучение римского права, положившее начало самому университету, и канонического права, введенного в программу университета в XII веке, остались главными предметами университетского преподавания.
С самых первых лет существования «Общества Иисуса», где бы ни появлялись иезуиты, они стремились тотчас же устроить свои школы — новициаты (низшая школа) и коллегии и завербовать туда молодёжь из богатых и знатных семей.
Какой тип строя психики и какой наклонности воспитывают в таких учебных заведениях?
В иезуитских учебных заведениях и сейчас применяются изощрённые виды духовной муштры. Ученики с первой же минуты пребывания в такой школе поставлены в унизительнейшее положение. Самые элементарные человеческие чувства здесь искореняются напрочь, всё время испытывается способность учеников безропотно сносить нарочно создаваемые трудности, без рассуждения исполнять даже бессмысленные приказания, делать никому не нужную тяжёлую и грязную работу.
Идеалом в этом отношении служат иезуитам подвиги благочестивого терпения: беспрерывная и бесцельная переноска с места на место груды тяжёлых камней или заботливое поливание водой воткнутого в землю кола в надежде на то, что он зазеленеет, если вера в такое чудо будет достаточно сильна.
Здесь вспоминаются задания мачехи в сказке «Морозко» для Настеньки, которая вынуждена была поливать водой сухой пень.
Кроме тех школ, которые подготавливали новых членов ордена иезуитов, существовали и другие школы, предназначенные для бедных семей. Такими были, например, в Западной Украине школы униатского монашеского ордена базилиан — украинизированного ответвления «Общества Иисуса».
В литературе встречаются описания различных случаев откровенного садизма со стороны преподавателей, например, см. «Отец юморист» Ивана Франко (в честь которого был назван Ивано-Франковск). Педагогические практики иезуитских школ ярко и открыто прописывали ученикам понятие о справедливости в её западном понимании. А на Западе справедливость - это оправдание исторически сложившегося порядка вещей, в определённую эпоху выраженных в некоем своде законов (на это оправдание по сути и направлена вся философия Запада). Предельным выражением этого воззрения является католический догмат о “непогрешимости” папы (догмат действует и доныне).
Помимо страха жестоких наказаний, большую роль в педагогических практиках иезуитов играл также герметизм: иезуиты всячески старались сделать недоступными для католиков труды прогрессивных историков разных стран и народов; неугодные книги запрещались.
Упомянув в одной беседе возмутительные порядки, существовавшие в годы его учения в Тифлисской православной духовной семинарии («слежка, шпионаж, залезание в душу, издевательство»), Сталин охарактеризовал их как иезуитизм. «В 9 часов звонок к чаю, — вспоминал он, — уходим в столовую, а когда возвращаемся к себе в комнаты, оказывается, что уже за это время обыскали и перепотрошили все наши вещевые ящики, из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов стать и действительно стал революционером», — писал Сталин (И.В. Сталин, сочинения, том 13, стр. 114).
Подробнее о методах иезуитов, и конкретно о том, как их жестокость повлияла на становление бандеровского движения см. материалы «Иезуиты плюс Бандера»(topwar.ru/).
Принципиально здесь одно: очищение от влияния политики, идущей из Рима, обязательно должно вестись на уровне очищения образования (при недопущении периферии Ватикана - РПЦ, которая норовит влезть в школы), выкорчёвывания алгоритмов и отголосков болонской системы.