За прошедшую неделю южная столица Казахстана уже отошла от шока, пережитого 18 июля, когда 26-летний уроженец Кзылординской области, ранее судимый Руслан Кулекбаев убил шесть человек (трёх полицейских, одного пограничника и одного гражданского) и ранил ещё восемь человек.
Стрельба в центре мегаполиса вызвала информационный взрыв, жертвами которой оказались и граждане, и государство. И это сделал всего один человек!
Напомним кратко хронику событий.
18 июля дважды отсидевший в тюрьме за разбой и хранение оружия Кулекбаев, бывший спортсмен-кикбоксер, совершил убийство гражданки Узбекистана возле гостиницы «Аян». После этого он отправился к Алмалинскому районному суду, где собирался отомстить судьям, его посадившим.
Не дождавшись намеченных жертв, он подошел к находящемуся рядом зданию РОВД, из пистолета ранил дежурившего на КПП сотрудника и, захватив его АКМ, открыл стрельбу по окружающим.
Затем возбуждённый кровью бандит пытался принудить офицера-пограничника доставить его на автомобиле к департаменту КНБ. Офицер оказал сопротивление и был убит. Кулекбаев, угрожая оружием, захватил другую машину, расстреляв по дороге экипаж патрульной полиции «Буран». В итоге стрелка окружили, и после того как он расстрелял боекомплект, его захватили сотрудники спецназа. Весь кошмар длился 24 минуты, но эффект превзошел все ожидания!
В социальных сетях и через WhatsApp произошёл взрыв панической, близкой к истерике, но заведомо ложной информации о якобы начавшихся в городе боях. Десятки блогеров и простых пользователей тиражировали «новости» о том, что идут перестрелки в микрорайоне Жулдыз, в SPA-центре, на железнодорожном вокзале Алматы-1, а в Капчагае боевики напали на расположение бригады ВДВ (!!!).
Пресс-службы МВД и КНБ с большим запозданием пытались опровергать ложь, но обогнать скорость её распространения уже не могли. Алма-Ата пришла в себя лишь через несколько дней.
Разумеется, первой версией СМИ было нападение исламских радикалов. Однако «радикал» оказался в единственном числе. Кулекбаев действительно на зоне сошелся с салафитами, но ни к какой организации не примкнул. Он даже не кричал «Аллах акбар», когда напал на РОВД, на чём настаивали «многочисленные свидетели».
Поэтому возникла вторая версия о террористе-одиночке из «спящей ячейки», действия которого даже связали с попыткой переворота в Турции.
На самом деле Кулекбаев шел мстить за свои «отсидки» и мстить не столько конкретным людям, сколько системе. И в этом смысле его поступок - акт политического терроризма. А главное, 24-минутная стрельба на улицах Алма-Аты и её трагические последствия стали поводом к информационному терроризму, избравшему своей мишенью существующий политический режим.
Заметим, что «исламского боевика-салафита» из алма-атинского стрелка сделали социальные сети и СМИ. Сделали стремительно и успешно – до сих пор многих не разуверишь.
В Казахстане, как и в любой, особенно азиатской, стране, существуют стереотипы террора с радикально-религиозной атрибутикой. Поэтому распространителям слухов и лжи ничего не надо было изобретать.
Огульно обвинять всех распространителей лжи в заговоре не стоит, но нельзя забывать, что в Казахстане, особенно в Алма-Ате, сосредоточены очаги «общественной оппозиции» Назарбаеву и его окружению самого разного толка - национал-либерального, националистического, отчасти салафитского.
Эти очаги находятся в режиме ожидания информационных поводов для того, чтобы укусить Елбасы, нанести удар по власти. Поводом может быть всё что угодно - от загоревшегося бензовоза до сносимого здания. А здесь появился автоматчик, напавший на целое районное отделение внутренних дел!
Скорее всего, именно эти «спящие ячейки» при добровольном и, конечно, невольном участии трансляторов сплетен в Интернете и нанесли удар властям ниже пояса. Информационная волна явно направлялась, характер и даже время информационных вбросов регулировались.
Выдуманные «факты» вроде «захвата заложников в торговом центре Сити-Плюс», «обнаруженных боевиках», «заложенных бомбах» сопровождались несколькими настоящими фотографиями с места событий и «нужными комментариями» или ложными видеороликами, когда эвакуацию людей выдавали за захват заложников.
Чтобы громкое преступление превратилось в «террористический акт», оно всегда нуждается в соответствующем информационном сопровождении. В Алма-Ате информсопровождение разбоя, учинённого Кулебаевым, стало информационным терактом. Те, кто занимаются вбросами и контролируют их, работают по известной схеме:
а) власти не готовы к эффективному информационному сопровождению форс-мажорных ситуаций, а потому идут позади волны;
б) это даёт возможность первыми запустить волну в соцсети и особенно в иностранные СМИ, которые обычно слабо разбираются в происходящем и гонятся за сенсацией;
в) достигаемый результат – дискредитация правоохранительной системы, общественный психоз, рост неуверенности людей в собственной безопасности. И, конечно, разочарование в режиме, к которому и без того много претензий. Появление фигуры алма-атинского стрелка - это успешный информационный теракт против системы власти в Казахстане.
Пока система отреагировала не только быстрой нейтрализацией бандита-одиночки. С 22 июля правоохранительные органы начали задержания и аресты вычисленных «провокаторов общественной паники» и распространителей ложной информации. Их личности установлены в результате комплекса оперативных мероприятий, проводимых полицейскими в рамках досудебного производства, и глава МВД Казахстана Калмуханбет Касымов заявил, что на отдельных блогеров и журналистов, дезинформировавших общество, будут возбуждены уголовные дела за распространение слухов
Например, установлен и задержан человек, который «путём использования коммуникационных сетей целенаправленно распространял «утку» о 100 вооружённых лицах, которые якобы расстреливали людей в нижней части города». Эта история ещё раз показала всю важность для спецслужб и МВД системной работы со СМИ в целях пресечения распространения информации в момент совершения теракта.
Здесь можно провести сравнение со стрельбой в Мюнхене, где стрелок тоже был одиночкой, парализовавшим город. Там тоже были паника, куча вбросов, отсутствие достоверной информации, распространение слухов, несколько запоздалая и не всегда адекватная реакция органов власти.
Однако заметим: в Алма-Ате террориста обезвредили за полчаса после начала событий. В Мюнхене всё закончилось через восемь часов (когда стрелок покончил с собой) За это время в Германию даже успел прибыть спецназ из Австрии. И такую информацию тоже нужно распространять.
Источник: fondsk.ru
Мюнхенский стрелок был психически болен и не был исламистом
Житель Германии, открывший стрельбу в торговом центре Мюнхена, вряд ли имел отношение к исламским террористам. У 18-летнего стрелка-иранца было депрессивное расстройство, проблемы с учебой, он увлекался видеоиграми и читал литературу о внезапных помешательствах. Однако большинство экспертов поспешило назвать произошедшее атакой исламистов из-за имени преступника.
Мюнхенский стрелок, которого, по информации Bild, зовут Али Давид Сонбали, вряд ли имел какое-то отношение к исламистскому подполью. Расстрел посетителей торгового центра похож не на теракт, а на действия человека в состоянии психического расстройства, считают немецкие источники. Силовики не исключают связи действий преступника с годовщиной стрельбы Брейвика на норвежском острове Утойя в 2011 году – она также произошла 22 июля.
Однако в полиции уточнили, что окончательные мотивы стрелка до сих пор не ясны. Предсмертная записка так и не была найдена, и не ясно, существует ли она вообще.
Одиночка с нарушенной психикой
«Против него ранее не проводилось никаких полицейских расследований. Спецслужбы также не располагали никакими сведениями об этом человеке»
Следствие склоняется к тому, что у стрелка было серьезное психическое расстройство. «Относительно деталей заболевания у нас пока нет другой информации, это первый сигнал, который мы получили и который, так сказать, ложится в картину того, что произошло. Все еще нужно проверить», – сказал прокурор Томас Штайнкраус-Кох.
В доме стрелка был найден компьютер, который сейчас изучают следователи, пишет Reuters. Родственники преступника пока не могут помочь следствию, так как находятся в состоянии шока. Стрелок был абсолютно неизвестен правоохранительным органам, заявил глава МВД Германии Томас де Мезьер. «Против него ранее не проводилось никаких полицейских расследований. Спецслужбы также не располагали никакими сведениями об этом человеке», – сообщил глава полиции.
По данным немецкой полиции, преступник, открывший стрельбу в Мюнхене, находился в состоянии глубокой депрессии. 18-летний преступник иранского происхождения должен был проходить лечение у врача. По информации агентства dpa, он также увлекался компьютерными играми со стрельбой, у него имелись проблемы в школе. Это в том числе могло пошатнуть психику мюнхенского стрелка.
На проблемы с психикой указывает и содержимое квартиры, где проживал преступник. При обыске в субботу полиция выяснила, у него в комнате находилось большое количество материалов из газет и журналов с информацией о нападениях одиночек с огнестрельным оружием в результате «внезапных помешательств».
Среди его вещей также была найдена книга «Ярость в голове: Почему студенты убивают», сообщили в прокуратуре Германии, пишет DW.
Способ для привлечения жертв он также выбрал необычный: используя в социальной сети Facebook имя девушки, он заманил людей – преимущественно молодежь – в торговый центр под предлогом раздачи бесплатной еды, выяснило британское издание Daily Telegraph. Фейковый аккаунт был заведен от имени девушки-подростка Селины Аким.
Представители правоохранительных органов также сообщили, что преступник «абсолютно не имел никакого отношения к теме беженцев». По данным полиции, пока не найдено никаких доказательств его причастности к террористической группировке «Исламское государство*». Полиция уже успела опросить знакомых преступника. На данный момент полиция склоняется к тому, что стрелявшему никто не помогал. Глава полиции Мюнхена Хубертус Андре заявил, что «нет никаких указаний на то, что, помимо преступника, который покончил с собой, в событиях пятницы были задействованы другие люди. С нашей точки зрения, сейчас очевидно, что мы имеем дело с одиночкой».
Напомним, в пятницу немец иранского происхождения по имени Али Давид Сонбали открыл стрельбу в торговом центре «Олимпия» в Мюнхене. У стрелка было два гражданства – немецкое и иранское. Ранее Spiegel сообщал, что подозреваемого в стрельбе зовут Давид С., позже источники привели полное имя преступника.
Всего в ходе стрельбы были ранены 27 человек, из них 10 находятся в тяжелом состоянии. Стрелок убил 9 человек. Позже он покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову. Жертвами нападения стали жители Мюнхена, им было от 15 до 45 лет. Позднее выяснилось, что среди убитых было трое граждан Турции.
Очевидцы сообщили, что стрелок кричал «Я немец». Позже немецкое издание Bild написало, что преступник кричал с крыши «Ты – турецкое дерьмо!». Другие услышали на видео следующую цитату: «Я тут родился. В районе живущих на пособие по безработице. Лежал в стационаре. Я ничего не делал!». В то же время другие очевидцы в интервью немецким СМИ утверждали, что он кричал «Проклятые иностранцы!».
В страхе перед ИГИЛ
Сразу после того как стало известно о стрельбе в Мюнхене, практически все эксперты и журналисты назвали произошедшее терактом. Говорилось о пресловутой группировке ИГИЛ, хотя не было еще получено ни одного доказательства причастности террористов. Более того, не были ясны мотивы преступника. Однако исходя из национальности стрелявшего практически все журналисты и эксперты поспешили назвать произошедшее терактом, а стрелявшего – террористом и чуть ли не агентом ИГИЛ. Позже полиция выяснила обратное.
Напомним, подобная ситуация происходила и в марте 2015 года. Тогда второй пилот самолета A-320 Андреас Любиц преднамеренно направил борт в горы, в результате чего погибло 150 человек. Позже выяснилось, что у него личные проблемы и он решил покончить жизнь самоубийством. Полиция Германии опубликовала предсмертное письмо пилота-самоубийцы, при чтении которого стало очевидно, что у него глубокая депрессия. Хотя никто не говорил о прямой связи пилота с ИГИЛ, проверялась его причастность к террористическим организациям.
Похожая ситуация произошла в США. Напомним, 12 июня при стрельбе в гей-клубе в американском Орландо 49 человек погибли и 53 были ранены. Нападавший – житель Флориды афганского происхождения, родившийся в США, Омар Матин – был ликвидирован полицией при штурме после трехчасового противостояния. В момент теракта он заявил о поддержке «Исламского государства», смертников «Джебхат ан-Нусры». Как сообщил очевидец, террорист звонил и требовал от США перестать бомбить «его страну».
Эксперты и журналисты поверили в это и назвали произошедшее терактом, связав убийцу с деятельностью ИГИЛ. Но позже выяснилось, что преступник сам был геем и часто посещал этот клуб. Следствие сообщило, что его заразили ВИЧ гей-партнеры, и он решил отомстить. «У нас по-прежнему нет свидетельств, что им руководили из-за рубежа», – сказал представитель ФБР.
Стрельба в Мюнхене – вторая атака менее чем за неделю. Ответственность за первую возложена на ИГИЛ, что, вероятно, стало причиной поспешных выводов в деле о расстреле посетителей торгового центра. В понедельник, 18 июля, 17-летний уроженец Афганистана напал на пассажиров пригородного поезда с топором и ножом. В целом он ранил около 15 человек. Нападавшего застрелила полиция при попытке скрыться с места преступления. Немецкие СМИ сообщали, что он кричал «Аллах акбар!». Позже МВД Германии назвало произошедшее терактом, а афганца – «солдатом ИГИЛ».
На следующий день один из официальных сайтов террористической организации «Исламское государство» разместил видео, на котором тот же самый афганец с ножом в руках заявил на пушту, что собирается мстить за удары международной антитеррористической коалиции. «Я – солдат ИГ и начинаю священную операцию в Германии. Время пришло», – заявил он. Немецкие силовики позже провели экспертизу и подтвердили подлинность видеозаписи.
Источник: vz.ru