Трона, в прямом смысле этого слова, на Афоне просто не может быть. Ведь речь идет не об императорском замке, а о церкви. Это по сути монашеская страна. А вот молельное место, где византийские императоры могли находится во время богослужений и различных церемоний на Святой Горе — вполне могло быть. По крайней мере, в главных храмах Византийской империи таковые имелись. Именно по их примеру в Успенском соборе московского Кремля в 16-м веке и было создано такое молельное место для царей («мономахов трон»).
Внимание мировой общественности приковано к собору Успения Пресвятой Богородицы, который находится в эпицентре Кареи — административной единицы Афона. В связи с прибытием туда Президента России Владимира Путина и Святейшего Патриарха Кирилла, приехавших в честь 1000-летия русского монашества на Афоне. Это храм Протата — правительства этой монашеской республики. Он является одним из древнейших церквей Афона и является соборным для всех его монахов. То есть это главный собор Святой Горы.
Есть предание, что Карейский Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы — основан еще в 335 году самим Константином Великим, а потом он пострадал от пожара, либо полностью был уничтожен. Есть и другая версия, что вести отсчет основания церкви следует с X века, когда он был построен (или все-таки восстановлен после пожара) императором Никифором Фокой.
В XIII собор был разрушен. (Снова?). И тут несколько версий. По одной гипотезе его разрушили униаты, а по другим данным — каталонцы. На этот раз его воссоздали на пожертвования императора Андроника II. Между прочим, специалисты утверждают, что в Успенском соборе сохранились фрески XIΙΙ века.
Можно с полной уверенностью предполагать, что в центральном храме обязательно должно было располагаться молельное место для посещающих монашескую страну византийски императоров. Но где?
Вот, что нам говорит о современном положении дел исследователь афонских богослужебных традиций М.М. Клименко в своей работе «Особенности совершения всенощного бдения в монастырях Святой Горы Афон» (впервые статья была опубликована в 1997 году в научно-богословском журнале «Богословские труды», выпуск №33):
«Исключение составляет храм Протата, где все стасидии справа и слева от архиерейской кафедры имеют таблички с названиями 20-ти святогорских монастырей, и их занимают антипросопы, то есть избираемые от каждого монастыря представители в Священном Киноте. Игуменскую стасидию занимает Протепистат, или Прот — председатель Священного Кинота. С правой стороны, при входе на середину храма, под резной сенью находится на возвышении епископская кафедра, изготовленная обычно из ценных пород дерева».
То есть, мы можем с большой точностью сказать, что Владимира Путина поставили на почетное место — в стасидию Прота или архиерея. И, скорее всего, подобное положение было и сотни лет назад. Но, думаю, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что в те давние времена администрация Афона ставила византийских императоров на это самое почетное место в Успенском соборе.
Да, это не было «коронацией», но все же главе российского государства была оказана очень большая, я бы сказал — царская, честь. Для того, чтобы это осознать — просто представьте, что какую-нибудь вип-персону в России в православном храме поставили бы на архиерейскую кафедру. Лично я этого представить не могу…
Источник: protoinfo.ru