Главная причина — недостаток финансирования на исследования России в государственных учреждениях, университетах и аналитических центрах (think tanks), что способствовало рекордному падению интереса к русскому языку среди студентов, считает издание. "Как говорят эксперты, в результате становится неизбежным, что США окажутся в стратегически невыгодном положении до тех пор, пока не наверстают потерянное время и не создадут новую когорту экспертов по России", — говорится в статье.
Сюрпризы на каждом шагу
Ведущие эксперты в области разведки и национальной безопасности предупреждают, что знания о России и возможность собирать информацию о ее намерениях "не дотягивают" до нужного уровня, пишет газета. "Эксперты, законодатели и бывшие чиновники администрации описывают органы национальной безопасности, которые когда-то были полны опытными специалистами по России, в том числе и на самых высоких уровнях принятия решений, а теперь опираются на более свободный режим — младших по должности экспертов, у которых нет возможностей напрямую влиять на политику", — говорится в статье.
В результате действия России оказываются непредсказуемыми для истеблишмента в США, признают влиятельные члены конгресса. "Каждый шаг был для нас сюрпризом. Сюрпризом было, когда они пошли в Крым, сюрпризом было, когда они пошли в Сирию", — заявил влиятельный сенатор и экс-кандидат в президенты страны Джон Маккейн, председатель комитета сената по вооруженным силам. А глава сенатского комитета по разведке Ричард Барр заявил, что экспертные возможности администрации по России "атрофировались". "Нам нужно удвоить усилия, чтобы по-новому взглянуть на Россию", — считает Барр.
Среди знающих экспертов по России источники издания называют ведущего советника президента Обамы Селест Уолландер и помощника госсекретаря Викторию Нуланд, но отмечают, что других людей такого уровня знаний в администрации почти нет.
"Когда высокопоставленный чиновник администрации отправляется на Капитолийский холм (давать показания в конгрессе — ред.), предполагается, что у него есть экспертные знания. Но "грязный" секрет заключается в том, что наши возможности ужасно плохи", — сказал Мэтью Рожански, глава Кеннановского института, изучающего Россию. По его словам, ему доводилось рассказывать о ситуации в Белоруссии группе чиновников, ни один из которых не был в Белоруссии. Целые подразделения аппарата НАТО не имеют ни одного человека, который мог бы читать российскую прессу, добавил Рожански.
Изменения назрели
Член комитета палаты представителей по разведке Адам Шифф сказал, что Россия была в меньшем приоритете, пока не воспринималась как угроза. Но сейчас изменения "точно необходимы", добавил он. Конгрессмен добавил, что за один день экспертов по России не подготовишь. Он также сказал, что политику России сложно предсказывать, и отметил, что в России хорошо развита электронная разведка и оперативная безопасность.
По поводу предсказуемости с ним не согласна исследователь России Фиона Хилл, в прошлом специалист Национального совета по разведке, а ныне один из руководителей Института имени Брукингса. "Это все равно что сказать, что раз нам не рассказали о своей стратегии, то мы и не можем предугадать ее, тогда как (в действительности) это требует времени, усилий и экспертных знаний", — сказала Хилл.
Действия России также затруднили ее изучение в США, считают эксперты. В частности, они сетуют, что сокращение программ студенческого обмена мешает подготовить специалистов-американцев, разбирающихся в российской тематике. "Продолжающееся дипломатическое и санкционное противостояние между США и Россией уже снизило возможности для образовательного и бизнес-обмена, а российские законы против "иностранных агентов" и "нежелательных организаций" усложнили возможности американцам проводить время в стране", — пишет газета.
Бывший посол США в России Майкл Макфол заявил, что Америка совершила ошибку, сочтя, что Россия слаба, поскольку сейчас она является одной из крупнейших держав, и это не изменится в ближайшем будущем. "Ошибка, допущенная 20 лет назад, была в предположении, что Россия — слабая держава, держава в упадке. Великая она держава или средняя — об этом можно спорить. Но они — крупнейшая держава, в числе 5 или 10 ведущих экономик, ведущая ядерная страна в мире и сейчас, учитывая инвестиции, сделанные Путиным в армию, они являются одной из крупнейших военных держав в мире. Эти тенденции не изменятся в течение последующих 20 или 30 лет", — сказал Макфол.
Источник: ria.ru
Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту