Новости

Председатель комитета Госдумы по молодежной политике — о борьбе с буллингом в школах, поддержке молодежных НКО и волонтеров

Противодействие скулшутингу — вооруженному нападению на учебные учреждения — вплоть до предания забвению нападавших, борьба с травлей в школах, радикальные меры борьбы с курением — такие инициативы проработает комитет Госдумы по молодежной политике в наступающем 2025 году. О планах и результатах работы комитета в интервью ТАСС рассказал его председатель Артем Метелев.

— Весеннюю сессию комитет Госдумы по молодежной политике планирует начать с ряда новых инициатив. Как нам стало известно, одна из них направлена на противодействие скулшутингу — нападению на школы и университеты в России. Пока об этих планах мало что известно, расскажите подробнее, в чем заключается инициатива.

— Действительно, данную инициативу мы сейчас прорабатываем. Предлагаем предавать забвению лиц, осуществляющих массовые расстрелы в школах, колледжах, социальных учреждениях. Для этого необходимо ввести ограничения на распространение деталей их биографии, мотивов преступления, способах и причинах его совершения.

В сентябре 2017 года в подмосковном городе Ивантеевка произошло первое в России нападение на школу, совершенное в стилистике американской субкультуры "Колумбайн" (признано террористическим движением, запрещенным в России). За семь лет, прошедших с этого времени, таких нападений было зафиксировано еще 10, около сотни, по данным ФСБ России, удалось предотвратить. Жертвами стали десятки человек. 

На каждой широко освещенной истории появляются новые и новые подражатели. Люди с неустойчивой психикой начитаются подробностей и хотят повторить, войти в историю. Мы сами героизируем и романтизируем преступников и масштабируем риски. Зачем?

Мы получили позиции федеральных ведомств, правоохранительных структур на проект закона. Доработали его. Хотим вновь вернуться к обсуждению.

— В продолжение темы о деструктиве и школьниках. Вы говорили, что в следующем году планируется внесение законопроекта о профилактике буллинга. Сформирована ли его концепция? Определены ли основные его положения? Что будет пониматься под буллингом, травлей?

— Да, закон готов. Сегодня травля среди детей — это проблема №1. Она и раньше была, достаточно вспомнить фильм "Чучело" или свои юные годы. Но сегодня травля стала гораздо более агрессивной, а еще она пришла в интернет. От нее не спрятаться. Дети стали злее, дети собирают лайки на видео с избиениями в туалетах, издевательствами, не понимая, какую непоправимую травму они наносят другим. Часто буллинг становится причиной суицида, как недавно на Ставрополье, а до этого в Новосибирске. 75% детей, по данным "Движения первых", сталкивались с травлей — либо в роли жертвы, либо в роли свидетеля. Ну куда это годится?

Мы предлагаем системное решение проблемы. Во-первых, мы определяем, что такое травля (систематическое (более двух раз) причинение физического или психического страдания). Теперь к организаторам травли можно будет применять механизмы индивидуальной профилактической работы, разворачивать всю систему профилактики преступлений среди несовершеннолетних для решения этой проблемы.

Во-вторых, необходимо внедрять механизмы противодействия и профилактики травли. Готовить учителей, внедрять специализированные мероприятия в образовательный процесс, работать с учениками. В случае факта травли его нужно зафиксировать и передать в комиссию по делам несовершеннолетних. Пока с ситуацией будет разбираться КДН, в школе нужно оказать помощь жертве (часто этого не происходит), вовлечь службы примирения и медиации, которые мы также предлагаем создать в каждой школе. Деятельность таких служб должна вестись не от случая к случаю, а на системной основе. Кстати, органы местного самоуправления тоже будут вправе создавать такие службы примирения в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Сейчас школы часто предпочитают замалчивать факты буллинга. По нашему закону информирование органов будет обязательным

Случай травли рассматривается на комиссии, к работе привлекаются различные органы власти и институты: спорт, наставничество, волонтерство, работа с психологом. Меры профилактики могут быть разные, ведь цель не наказать, а вернуть ребенка к нормальному поведению.

Однако в тяжелых случаях подростка нужно ставить на учет. А еще — не забывать о родителях. Профилактические мероприятия должны проходить обязательно с их участием.

— Артем Павлович, в 2025 году планируется работа над инициативой по поддержке детских и молодежных НКО. Чем это вызвано?

— Мы только что значительно обновили базовый закон "О молодежной политике", который повысит эффективность работы с молодежью, простимулирует появление новых программ, молодежных пространств в городах. Однако молодежную политику реализует не только государство, но и сеть некоммерческих общественных организаций. Профильный закон об их государственной поддержке не обновлялся уже 20 лет, фактически сейчас он не работает. Мы предлагаем его обновить. Работа уже началась вместе с Росмолодежью и коллегами из крупнейших НКО.

У нас в стране более 22 тыс. молодежных организаций. Нам необходимо выстроить систему взаимодействия их с государством, помочь им в работе, расширить меры поддержки на региональном и федеральном уровнях.

Необходимо переосмыслить Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. В нем сегодня лишь 25 организаций, и присутствие в нем ничего не дает. По нашему мнению, реестр должен включать все НКО, реализующие молодежную политику. Это позволит провести аудит и понять, сколько в стране таких организаций, из каких они городов, чем они занимаются, чтобы в дальнейшем активнее привлекать их к различным программам.

Организации, состоящие в реестре, смогут получать муниципальные, региональные и федеральные меры поддержки: гранты, помощь в подготовке кадров, повышении квалификации сотрудников, предоставлении помещений для работы, возмещении затрат и многое другое.

Законопроект закрепляет также и формы участия молодежных и детских организаций в реализации молодежной политики.

— Мы видим, что ваше внимание направлено на безопасность молодежи — физическую, психологическую. Что касается ограждения подростков и молодежи от никотиновой зависимости. Госдума увеличивает штрафы за продажу табачных изделий детям, также вводится уголовная ответственность за повторную продажу. По вашему мнению, данных мер достаточно для решения проблемы детского курения?

— Скажу радикальную, возможно, вещь, но, чтобы победить проблему детского курения, нужно запретить продавать сигареты гражданам, родившимся, скажем, после 2015 года. Некурящий человек в некурящем обществе никогда и не закурит.

Сейчас же против наших детей и молодежи развернута целая кампания, диверсия, организованная недобросовестным бизнесом и табачным лобби. Особую опасность представляют вейпы и всевозможные устройства парения с сотнями вкусов, вводящих детей в заблуждение, что это безопасно. Нет, это опасно, и от этой дряни дети гибнут. 

На рынке продажи никотинсодержащих устройств нарушения выявляются в каждом втором магазине, а половина продаваемых пачек — контрафакт. Да, по поручению нашего председателя Вячеслава Викторовича Володина мы значительно повысили штрафы — до 2 млн рублей — за продажу сигарет и устройств детям и ввели уголовную ответственность в случае повторной продажи, а за продажу контрафакта штраф достигнет 1 млн рублей.

Надеюсь, это поможет переломить негативный тренд.

— Принятый в 2023 году закон о приравнивании вейпов к никотинсодержащей продукции обязывал правительство утвердить перечень запрещенных вкусовых и ароматических добавок для вейпов, однако этот перечень до сих пор не утвержден, на что вы тоже неоднократно обращали внимание. Известно ли вам, на какой стадии документ и в чем причина задержки его принятия? Будет ли продолжена работа на введение запрета на вкусовые добавки?

— Я убежден, что нам нужно вводить ограничения на вкусовые добавки либо полностью, либо оставлять только ментол, табак и мяту, как это сделал ряд других стран.

Более 30 стран вейпы запретили, в девяти странах введены ограничения вкусов. В России Минздрав разработал такой проект постановления. Решение за правительством. Мы все его очень ждем.

— На предпоследнем пленарном заседании в этом году был принят закон о комплексном обновлении закона "О молодежной политике в РФ". Как его принятие повлияет на реализацию молодежной политики в России в ближайшие годы?

— Повысится общая эффективность работы с молодежью.

Уходящий год серьезно укрепил отрасль: появился отдельный национальный проект "Молодежь и дети", утверждена Стратегия реализации молодежной политики до 2030 года, был обновлен базовый федеральный закон. Все эти решения были бы невозможны без принципиальной позиции нашего президента Владимира Владимировича Путина о том, что работа с молодежью — вопрос национальной безопасности.

Над обновленным законом мы трудились более двух лет, участвовали 17 федеральных ведомств, итоговая версия наполняет закон конкретным содержанием и новыми инструментами работы. Изменений много, назову несколько ключевых.

Во-первых, у нас появляется 15 новых направлений молодежной политики, в том числе обеспечение защиты прав и законных интересов, поддержка сельской молодежи, развитие социального спорта, молодежного самоуправления, внутреннего молодежного туризма и другие. В общей сложности у нас будет 27 направлений молодежной политики. И по каждому направлению будут проводиться мероприятия, реализовываться программы, внедряться меры поддержки. Появится в том числе много новых. Рекомендации по реализации направлений разработает Росмолодежь.

Во-вторых, мы заложили основу для развития инфраструктуры молодежной политики, ввели типологию молодежных центров, закрепили полномочия их развивать за органами власти. Это значит, что появится больше молодежных пространств, коворкингов и других учреждений в городах. Требования к их работе и нормативу установятся на федеральном уровне. 

В-третьих, усиливается работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Для синхронизации работы различных ведомств и структур правительство утвердит федеральный комплекс мер, такие же утвердят и регионы, патриотические клубы и движения получат поддержку, а органы власти будут ежегодно оценивать эффективность работы и корректировать ее, исходя из анализа. Важно отметить, что со следующего года государство проанализирует и оценит эффективность работы по формированию среди нашей молодежи традиционных ценностей из 809-го указа президента.

В-четвертых, молодые люди смогут получать средства на реализацию своих проектов в рамках молодежного инициативного бюджетирования.

В-пятых, законом вводится единая система управления сферой молодежной политики. Будут утверждены показатели эффективности для органов власти, номенклатура должностей, отраслевые стандарты, порядок межведомственного взаимодействия в регионах. Координирующая роль закрепляется за Росмолодежью.

 В изначальной версии проекта предлагалось наделить Росмолодежь полномочиями по проведению консультаций с главами субъектов Российской Федерации о назначении руководителя уполномоченного исполнительного органа власти в сфере молодежной политики. Поправками эта норма была исключена. На заседании комитета, где обсуждались поправки в проект, вы говорили, что данные похожие полномочия могут быть закреплены другим законопроектом, который будет внесен в следующем году. Можете ли рассказать подробнее об этой инициативе?

— Действительно, современные вызовы и рост задач, стоящих перед Росмолодежью, в том числе по координации национального проекта "Молодежь и дети", сформировали необходимость внедрения единой кадровой политики в отрасли и закреплении за Росмолодежью права участия в назначении региональных министров.

Эта позиция поддержана аппаратом правительства и администрацией президента, а также комиссией Государственного совета "Молодежь и дети". Однако ввиду требований закона об организации публичной власти в субъектах России нам необходимо пройти еще ряд процедур, и, чтобы не задерживать общий закон, мы решили изъять положения и подготовить отдельный законопроект в следующем году. И скорее всего, в нем мы будем предлагать закрепить за Росмолодежью полномочия по полноценному согласованию региональных руководителей вместо института консультаций, который сейчас в законодательстве отсутствует.

— Вами разрабатывался законопроект о фудшеринге, он был поддержан правительством Российской Федерации. Когда планируется его внесение в Госдуму? Будут ли изменены какие-то положения проекта до его внесения?

— Законопроект готов. Мы проводим по нему политические консультации и оцениваем возможные риски, работаем с партнерами и регионами, чтобы все учесть. Закон непростой, но крайне важный. Его ждут люди. Особенно сейчас, в условиях специальной военной операции, в приграничные и исторические регионы может поступать гуманитарная помощь в гораздо больших объемах, если бы закон был принят.

Недавно президент Владимир Путин в ходе заседания Совета по правам человека поддержал концепцию законопроекта.

Планируем его внесение уже в весеннюю сессию.

Концепция осталась прежней: мы предлагаем освободить благотворителей от уплаты НДС (сейчас составляет 20%) в случае, если продукты вместо продажи были переданы благотворительным организациям для дальнейшей раздачи нуждающимся людям

При этом вместе с правительством мы проработали систему безопасности и контроля — льготой смогут пользоваться только компании и СО НКО из специализированного реестра, сам процесс взаимодействия и передачи будет урегулирован специальным порядком, а объем передачи будет ограничен 1% от суммы доходов организации. За нарушение требований к безопасности пищевых продуктов будут административные штрафы.

— Вы также говорили о том, что разрабатывается законопроект о праве МВД аннулировать разрешение на временное проживание для иностранных студентов, находящихся в длительном академическом отпуске. На каком этапе разработки находится эта инициатива и как скоро она может быть внесена на рассмотрение Госдумы?

— В этом году порядка 6 тыс. иностранцев взяли академический отпуск, во время которого иностранец может работать, не получая патент, пользоваться всей социальной инфраструктурой и жить, несмотря на другие цели своего визита. Академический отпуск можно брать сколько угодно раз.

Фактически сегодня есть законная лазейка, создающая возможность для иностранца спокойно перевести в Россию свою семью, работать тут и не учиться, а академический отпуск использовать только как прикрытие. 

Мы предлагаем предоставить МВД право аннулировать разрешения на пребывание и проживание на территории России иностранцам, находящимся в академическом отпуске. При этом сделаем и исключения: медицинские показания, беременность, служба в армии. Предусмотрим и возможность упрощенного возвращения в Россию иностранных граждан без повторного оформления приглашения только на основании приказа об окончании академического отпуска.

Законопроект находится на финальном этапе согласований. Весной планируем внести в Государственную думу.

— В этом году вы продолжили работу по поддержке волонтеров. Расскажите о том, что удалось сделать для неравнодушной молодежи России.

— С этого года вступил в силу обновленный закон о добровольчестве. Напомню, что в нем мы определили меры поддержки для добровольцев и организаторов (финансовая, предоставление помещений, обучение, консультации и др.), закрепили норму, что в каждом муниципалитете и регионе должен быть утвержден перечень мер поддержки, простимулировали развитие сети региональных ресурсных центров добровольчества, утвердили правительственный нагрудный знак "Доброволец России" в качестве награды и многое другое.

В развитие закона в этом году правительство отменило требования сдачи медицинских анализов для волонтеров, работающих в медицинских и социальных учреждениях, кроме тех, кто оказывает там профессиональную помощь. Минпросвещения России включило опыт волонтерства в перечень достижений, которые дают приоритетное право при поступлении в колледжи.

В этом году мы приняли закон, который приравнивает всех доноров крови и костного мозга к добровольцам и распространяет на них соответствующие меры поддержки, а также предоставляет студентам-донорам два дня отдыха для восстановления организма

Расширили  перечень видов деятельности, позволяющий относить НКО к категории СО НКО, — дополнили его деятельностью по участию в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Что откроет возможности для оказания мер поддержки для таких организаций и включения в системную работу всего сектора.

В 2025 году мы планируем принять во втором и третьем чтениях закон о закреплении в коллективных договорах мер поддержки корпоративной благотворительности и волонтерства, чтобы простимулировать работодателей активнее вовлекать сотрудников в социальные проекты.

Очень важной инициативой станет расширение механизма страхования добровольцев, оказывающих сегодня помощь в приграничных регионах.

Два года назад по инициативе "Единой России" был принят закон, гарантирующий компенсационные выплаты в случае увечья, травмы или гибели. Мы принимали его под мирное время. Однако в условиях СВО тысячи людей участвуют в гуманитарной работе и тоже должны быть защищены. Да, в приграничных регионах объявлен режим ЧС. Но нюансов столько, что стало понятно — не все обеспечены гарантиями. Есть погибшие. А с учетом расширяющейся агрессии ВСУ риски возрастают. Мы должны защитить каждого волонтера.

Для развития социального предпринимательства мы также подготовили ряд законодательных инициатив: по расширению критериев получения самого статуса СП, предоставив эту возможность некоммерческим организациям. Сегодня такой возможности нет, и им приходится создавать второе юридическое лицо, усложняя работу. Стоит также распространить на социальных предпринимателей норму использования социальной рекламы. Сейчас эти предложения проходят межведомственное согласование. Будем помогать тем, кто помогает.

— Артем Павлович, подводя итоги года, обозначьте ключевые моменты, кроме тех, что мы уже озвучили в интервью.

 В портфеле комитета по молодежной политике сейчас 59 законов, обо всех в одном интервью, конечно, не рассказать.

В том числе мы продолжили поддержку молодежи на рынке труда. Уточнили понятие "молодой специалист" и ввели "молодой работник", закрепили социальные гарантии для наставников на рабочем месте.

Продолжили борьбу с деструктивом. Запретили треш-стримы и ввели за них ответственность — штрафы до 1 млн рублей, конфискацию оборудования, а для повторных нарушений — уголовную ответственность.

Значимо, что в бюджете на ближайшие годы, который принимался в непростое время, расходы на молодежную политику, воспитание, работу с детьми, поддержку молодых семей не просто учтены, но и выросли.

И что важно — у молодежи появляется "российская мечта": молодые люди все активнее стремятся к самореализации в своей стране. Это говорит о том, что комплексная работа по сохранению наших ценностей, культуры, идентичности дает свои плоды.

И конечно, значимым событием стало обновление базового закона "О молодежной политике в Российской Федерации", за которым последуют большие позитивные перемены.

Продолжим делать лучше жизнь для молодых в следующем году.

Источник: tass.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.12: 4 822 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также