Аналитика

День предпринимателя в нашей стране празднуется 26 мая. В этот день, в 1987 года в России был подписан закон «О кооперативах», разрешающий предпринимательскую деятельность.

Празднование Дня предпринимателя введено Указом Президента РФ от 18 октября 2007 года №1381 «О Дне российского предпринимательства».

Как следует из названия праздника, в этот день поздравления принимают все предприниматели России, как индивидуальные частные, так и осуществляющие деятельность в виде юридического лица.

День российского предпринимательства, как государственный праздник  хоть и возник недавно, но его статус показывает, насколько большое значение имеет предпринимательство для российской экономики.

Исторически сложилось так, что предприниматели сыграли огромную роль в развитии российской культуры — купцы и промышленники Елисеевы и Строгановы, заводчики Демидовы, фабрикант Морозов — список можно продолжать бесконечно. Стоит отметить, что Альфред Нобель смог основать свой знаменитый фонд также будучи российским предпринимателем. А это уже свидетельствует о вкладе в развитие науки и культуры не только в нашей стране, но и во всем мире.

Впервые в современной истории нашей страны предпринимательство получило официальный законный статус в 1986 году после принятия Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». Затем в 1991 году право граждан заниматься предпринимательской деятельностью было закреплено уже Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Развитие предпринимательства во многом определяет Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В действующем Гражданском Кодексе РФ физические лица-предприниматели обозначены как индивидуальные предприниматели.

Право на предпринимательскую деятельность — это конституционное право каждого гражданина нашей страны, которое закреплено в статье 34 Конституции РФ.

СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Как таковой профессии предпринимателя нет — это вид экономической деятельности, основная цель которой получение прибыли от продажи товаров, их производства, оказания различных услуг. Предпринимателем можно быть практически во всех сферах деятельности, не запрещённых законом. Для осуществления цели предпринимательства используются имущество, нематериальные активы, самостоятельный или наемный труд. Деятельность предпринимателя — рискованное занятие, ведь можно потерять практически всё, что было вложено в бизнес. Предпринимателем в России может стать практически любой дееспособный гражданин, пройдя несложную процедуру обязательной регистрации. Можно оформиться предпринимателем и осуществлять деятельность дополнительно к основной работе, например, быть врачом в государственной больнице и иметь частную практику в кабинете на дому. И на законном основании принимать поздравления с Днём предпринимателя.

История возникновения и развития предпринимательства

С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем — арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства даёт Марко Поло, занимавшийся развитием торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица:

типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объём архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов.

В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определённой продукции.

Впервые экономическое определение слова «предприниматель» появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта».

Впервые научное определение слова «предприниматель» появилось в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определённой цене, а продают — по неизвестной.

Француз К. Бодо (физиократ) развил эту идею дальше Р. Кантильона. Им было отмечено, что предприниматель должен обладать определённым интеллектом, то есть различной информацией и знаниями. А еще один француз-экономист, Тюрго, считал, что предприниматель должен обладать не только определённой информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль — цель предпринимателя в условиях господства либерально-буржуазной идеологии. А. Маршалл и его последователи считали, что предпринимателем может быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства — организаторская способность — есть не у всех.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Первый этап развития

До начала XVIII века государственной поддержки предпринимательства в России как таковой почти не было.  Однако и тогда можно было встретить интересные моменты. Так, с XIII по XV век пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками») освобождали от уплаты налогов собственнику этой земли на срок от 5 до 15 лет.

Существовали меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли купцов-иностранцев, которые в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по чрезвычайно низким ценам. Иностранные купцы, особенно шведские, свободно пересекали границу и торговали в России в течение всего года, скупая местные товары в наиболее выгодное время. Поэтому дипломатом и экономистом Ордын-Нащокиным в 1667 г. был создан Новоторговый устав, который определял направления внешнеторговой политики русского правительства. В нём предлагалось объединить торговых людей, организовать помощь мелким купцам со стороны крупных путём создания торговых компаний на комиссионных началах. Кроме этого, поощрялся вывоз русских товаров за границу.

Петр I не допускал полной монополии частных лиц: «Регламент Мануфактур-коллегии» имел специальный пункт — «Об неисключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон.

Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 г. по 1917г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития.

К началу реформ (1861г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов — Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей — первый купеческий съезд (1865г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870г.). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.

В 1861—1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчётам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860—1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.

Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно-купеческой фабрикой, а затем за счёт кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома («товарищи») отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях («пайщики») и участники акционерного общества («акционеры») несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия.

К концу XIX — началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы.

Второй этап развития

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений об устройства общества. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости (несостоятельный марксистский термин, впоследствии раскритикованный И.В. Сталиным), а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода — как форма эксплуатации рабочего класса. Во-вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В-третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду — как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов.

Третий этап развития

Период НЭПа знаменовал собой новый (третий) этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927г. «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчёт административный. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были чётко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.

Предпринимательскими функциями, по своей сути, прежде всего, стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор между Советским государством и иностранным капиталистом, в соответствии с которым, капиталисту передавались для эксплуатации определённые объекты или участки земли. Расчёт с государством производился как в натуре произведённой продукцией, так и в денежной форме.

Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерная форма широко использовалась государством как организационная форма государственных предприятий. Так появились государственные и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 20-х годов.

Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития создавали благоприятные предпосылки для развития предпринимательства и на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т.д. В литературе тех лет такие объединения напрямую назывались капиталистическими.

Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. Так как этому способствовали два обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления местных органов власти частные лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наёмных рабочих от 10 до 20 человек. С момента официального признания частных предпринимателей они весьма успешно стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно пользовался ошибками и трудностями госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности было немало и негативных черт (беспощадная эксплуатация наёмных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т.д.).

Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х годов были почти полностью восстановлены тяжёлая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей.

Четвёртый этап развития (самый уникальный)

Четвёртый этап в истории отечественного предпринимательства был связан с именем И.В. Сталина и длился до государственного переворота 1953 года.

Особенно важен в этом отношении послевоенный период нашей истории, который практически не отражён в исторических исследованиях. А этот период был совершенно уникальным в истории СССР. Все без исключения негативные черты социалистической системы и СССР, в частности, появились лишь после 1956 года, а СССР после 1960 года был абсолютно не похож на ту страну, которая была ранее. Впрочем, и довоенный СССР также существенно отличался от послевоенного. В том СССР, который старики хорошо помнят, плановая экономика эффективно сочеталась с рыночной, и частных хлебопекарен было больше, чем государственных хлебозаводов. В магазинах было изобилие разнообразных промышленных и продовольственных товаров, большая часть которых производилась частным сектором, и не существовало понятие дефицита. Каждый год с 1946 по 1953 гг. жизнь населения заметно улучшалась. Средняя советская семья в 1955 году жила лучше, чем средняя американская семья в том же году и лучше, чем современная американская семья из 4 человек с ежегодным доходом 94 тысячи долларов. О современной России и говорить не приходится. И нижеследующий материал, основан на личных воспоминаниях Валерия Антоновича Торгашева, д.т.н., профессора, на рассказах его знакомых, которые были старше его в то время, а также на секретных исследованиях семейных бюджетов, которые ЦСУ СССР проводило вплоть до 1959 года. Текст приводится с сокращениями и необходимыми дополнениями.

ВСПОМИНАЯ СССР

Считается, что в России в ХХ веке произошло 3 революции: в феврале и октябре 1917 года и в 1991 году. Иногда называют и 1993 год. В результате февральской революции в течение нескольких дней изменилась политическая система. В результате Октябрьской революции изменилась как политическая, так и экономическая система страны, но процесс этих изменений растянулся на несколько месяцев. В 1991 году распался Советский Союз, но никаких изменений политической или экономической системы в этом году не происходило. Политическая система изменилась в 1989 году, когда КПСС утратила власть как фактически, так и формально в связи с отменой соответствующей статьи Конституции. Экономическая система СССР изменилась еще в 1987 году, когда появился негосударственный сектор экономики в виде кооперативов. Таким образом, революция произошла не в 1991 году, в 1987 и осуществляли её, в отличие от революций 1917 года, люди, находившиеся тогда у власти.

Помимо указанных выше революций была ещё одна, о которой мы начали писать в статье «Государственный переворот 1953 года» (http://inance.ru/2015/02/iuda/) В ходе этой революции произошли кардинальные изменения как политической так и экономической системы страны. Эти изменения привели к существенному ухудшению материального положения практически всех слоёв населения, снижению производства сельскохозяйственных и промышленных товаров, сокращению ассортимента этих товаров и снижению их качества, повышению цен. Речь идёт о революции 1953—1960 годов, осуществлённой Н.С.Хрущевым. Политическая составляю­щая этой революции заключалась в том, что после пятнадцатилетнего перерыва возвраща­лась власть партийному аппарату на всех уровнях, начиная от парткомов предприятий и кончая ЦК КПСС. В 1959—1960 годах был ликвидирован негосударственный сектор эко­но­мики (предприятия промысловой кооперации и приусадебные участки колхозников), обеспечивавший производство значительной части промышленных товаров (одежда, обувь, мебель, посуда, игрушки и т.д.), продовольствия (овощи, продукты животноводства и птицеводства, рыбная продукция), а также бытовых услуг. В 1957 году был ликвидиро­ван Госплан и отраслевые министерства (кроме оборонных). Таким образом, вместо эффек­тив­ной комбинации плановой и рыночной экономики не стало ни той, ни другой. В 1965 году после удаления Хрущева из власти Госплан и министерства были восстановлены, но с существенно урезанными правами и возможностями.

В 1956 году была полностью ликвидирована система материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, внедрённая еще в 1939 году во все отрасли народного хозяйства и обеспечившая в послевоенный период рост производительности труда и национального дохода существенно выше, чем в других странах, включая США, исключительно за счёт собственных финансовых и материальных ресурсов. В результате ликвидации этой системы появилась уравниловка в оплате труда, исчезла заинтересованность в конечном результате труда и качестве производимой продукции. Уникальность хрущевской контрреволюции заключалась в том, что изменения растянулись на несколько лет и прошли совершенно незаметно для населения.

Уровень жизни населения СССР в послевоенный период ежегодно повышался и достиг максимума в год смерти Сталина в 1953 году. В 1956 году доходы людей, занятых в сфере производства и науки снижаются в результате ликвидации выплат, стиму­лиру­ю­щих эффективность труда. В 1959 году резко сокращаются доходы колхозников в связи с урезанием приусадебных участков и ограничениями на содержание скота в частной собственности. Цены на продукцию, продаваемую на рынках, поднимаются в 2—3 раза. C 1960 года началась эпоха тотального дефицита промышленных и продовольственных товаров. Именно в этом году открылись валютные магазины «Берёзка» и спецраспределители для номенклатуры, в которых ранее не было необходимости. В 1962 году поднимаются государственные цены на основные продукты питания примерно в 1,5 раза. В целом жизнь населения опустилась до уровня конца сороковых годов.

До 1960 года в таких областях как здравоохранение, образование, наука и иннова­цион­ные области промышленности (атомная промышленность, ракетостроение, электроника, вычислительная техника, автоматизированные производства) СССР занимал ведущие по­зи­ции в мире. Если брать экономику в целом, то СССР уступал лишь США, но значитель­но опережал любые другие страны. При этом СССР до 1960 года активно догонял США и так же активно уходил вперёд от остальных стран. После 1960 года темпы роста экономи­ки неуклонно снижаются, ведущие позиции в мире утрачиваются.

Эх, хорошо в стране советской жить!

В декабре 1947 года происходит событие, которое по эмоциональному воздействию на людей было соизмеримо с окончанием войны. Как было сказано в Постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) № 4004 от 14 декабря 1947 года

… с 16 декабря 1947 года отменяется карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами, отменяются высокие цены по коммерческой торговле и вводятся единые сниженные государственные розничные цены на продовольствие и промтовары….

Карточная система, позволившая во время войны спасти от голодной смерти множество людей, после войны вызывала сильный психологический дискомфорт. Ассортимент про­до­вольственных товаров, которые продавались по карточкам, был крайне беден. Напри­мер, в булочных было лишь 2 сорта хлеба ржаной и пшеничный, которые продавались на развес в соответствии с нормой, указанной в отрезном талоне. Выбор других продоволь­ственных товаров также был невелик. В то же время в коммерческих магазинах было такое изобилие продуктов, которому могли бы позавидовать любые современные супер­мар­кеты. Но цены в этих магазинах были недоступны для большинства населения, и про­дук­ты там приобретались лишь для праздничного стола. После отмены карточной систе­мы всё это изобилие оказалось в обычных гастрономах по вполне приемлемым ценам. Например, цена на пирожные, которые ранее продавались только в коммерческих мага­зин­ах, снизилась с 30 до 3 рублей. Более чем в 3 раза упали рыночные цены на продукты. Промышленные товары до отмены карточной системы продавались по специальным ордерам, наличие которых ещё не означало доступность соответствующих товаров. После отмены карточек некоторое время сохранялся определённый дефицит промышленных товаров, но уже к 1951 году в Ленинграде этого дефицита практически не было.

1 марта 1949 — 1951 годов происходят дальнейшие снижения цен, в среднем на 20% в год. Каждое снижение воспринималось как всенародный праздник. Когда 1 марта 1952 года очередного снижения цен не произошло, у людей возникло чувство разочарования. Однако 1 апреля того же года снижение цен всё же состоялось. Последнее снижение цен произошло уже после смерти Сталина 1 апреля 1953 года. За послевоенный период цены на продовольствие и наиболее ходовые промышленные товары снизились в среднем более чем в 2 раза. Итак, восемь послевоенных лет жизнь советского народа ежегодно заметно улучшалась. За всю известную историю человечества ни в одной стране похожих прецен­дентов не наблюдалась.

Несколько слов о ленинградских гастрономах того времени. Наибольшим разно­обра­зи­ем отличался рыбный отдел. Несколько сортов красной и черной икры было выставлено в больших мисках. Полный ассортимент белой рыбы горячего и холодного копчения, крас­ная рыба от кеты до семги, копченые угри и маринованные миноги, селедка в банках и бочках. Живая рыба из рек и внутренних водоемов доставлялась сразу после вылова в специальных автоцистернах с надписью «рыба». Мороженой рыбы не было. Она появи­лась лишь в начале 60-х годов. Было множество рыбных консервов, из которых памятны бычки в томате, вездесущие крабы по 4 рубля за банку и любимый продукт студентов, живущих в общежитии — тресковая печень. Говядина и баранина делилась на четыре категории с различной ценой, в зависимости от части туши. В отделе полуфабрикатов были представлены лангеты, антрекоты, шницеля и эскалопы. Разнообразие колбас было существенно шире, чем сейчас, а их вкус был лучше. Сейчас лишь в Финляндии можно попробовать колбасу, напоминающую советскую из тех времён. Следует сказать, что вкус варёных колбас изменился уже в начале 60-х годов, когда Хрущев предписал добавлять в колбасы сою. Это предписание проигнорировали лишь в прибалтийских рес­пуб­ликах, где ещё в 70-х годах можно было купить нормальную докторскую колбасу. Бананы, ананасы, манго, гранаты, апельсины продавались в крупных гастрономах или спе­ци­а­лизированных магазинах круглый год. Обычные овощи и фрукты могли приобретаться на рынке, где небольшое повышение цены окупалось более высоким ка­чест­вом и возможностью выбора.

Так выглядели полки обычных советских гастрономов в 1953 году. После 1960 года такого уже не было.

Приведённый ниже плакат относится к довоенной поре, но банки с крабами были во всех советских магазинах и в пятидесятые годы.

В упоминавшихся выше материалах ЦСУ приводятся данные о потреблении в семьях рабочих продуктов питания в различных регионах РСФСР. Из двух десятков наименова­ний продуктов лишь для двух позиций имеется существенный разброс (более 20%) от сред­него уровня потребления. Сливочное масло, при среднем уровне потребления по стра­не в количестве 5.5 кг в год на одного человека, в Ленинграде потреблялось в количестве 10.8 кг, в Москве — 8.7 кг, а в Брянской области — 1.7 кг, в Липецкой — 2.2 кг. Во всех остальных областях РСФСР душевое потребление сливочного масла в семьях рабочих было выше 3 кг. Аналогичная картина и по колбасе. Средний уровень — 13 кг. В Москве — 28.7 кг, в Ленинграде — 24.4 кг, в Липецкой области — 4.4 кг, в Брянской — 4.7 кг, в остальных областях — более 7 кг. При этом доход в семьях рабочих в Москве и Ленинграде не отличался от среднего дохода по стране и составлял 7000 рублей в год на члена семьи. В 1957 году в приволжских городах, таких как Рыбинск, Кострома, Ярославль ассортимент продовольственных товаров был конечно ниже, чем в Ленинграде, но и сливочное масло и колбаса лежали на прилавках, а разнообразие рыбных продуктов, по­жа­луй, было даже выше, чем в Ленинграде. Таким образом, население СССР, по мень­шей мере, с 1950 года по 1959 год было полностью обеспечено продовольствием.

Ситуация с продовольствием кардинально ухудшается, начиная с 1960 года. Правда, в Ленинграде это было не очень заметно. Заметно было лишь исчезновение из продажи импортных фруктов, консервированной кукурузы и, что было более значимо для населе­ния — муки. При появлении муки в каком-либо магазине выстраивались громадные очереди, и в одни руки продавалось не более двух килограмм. Это были первые очереди в Ленинграде с конца 40-х годов. В менее крупных городах помимо муки из продажи исчезли: сливочное масло, мясо, колба­са, рыба (кроме небольшого набора консервов), яйца, крупы и макароны. Резко сократился ассортимент хлебобулочных изделий. Например, в Смоленске в 1964 году уже можно было наблюдать пустые полки в продовольственных магазинах.

С 1956 по 1960 годы проходил процесс ликвидации промысловой кооперации. Основная часть артелей стала государственными предприятиями, а остальные были закрыты или перешли на нелегальное положение. Индивидуальное производство по патентам также было запрещено. Резко сократилось производство практически всех товаров широкого потребления, как по объему, так и по ассортименту. Именно тогда по­яв­ляются импортные  потребительские товары, которые сразу становятся дефицитны­ми, несмотря на более высокую цену при ограниченном ассортименте.

Источник: nstarikov.ru

ПЕРИОД «ЗАСТОЯ»

С 1960-ых стараниями Хрущёва начался период безраздельного господства административно-командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью всё же продолжала своё существование.

Уйдя «в тень», предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий «теневики» весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности «теневого» бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала.

Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики. Если в начале 60-х годов её годовой объём в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей. По имеющимся расчетам, в настоящее время в сфере нелегального сектора экономики задействовано около 30 млн. человек, что составляет более 20% общей численности занятых в народном хозяйстве.

В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Во второй половине 80-х годов стали пытаться возрождать некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, артель. кооперация. Однако всё это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частную предпринимательскую деятельность.

Убийственный этап «развития»

Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 80-х годов в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно-командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство.

Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашённой в середине 80-х годов и продолжается уже более 30-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.

В рассматриваемый период, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы либерально ориентированной экономики, для которой характерно множество форм собственности и организационных структур.

Верховный Совет СССР и Российской Федерации в начале 90-х годов принял десятки новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в декабре 1990 г. закона «Особенности в РСФСР». Этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).

В течение 1991 года были приняты и ряд других законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики, как это утверждалось в самом законе, но на деле это создало механизмы легализации теневых миллионеров, державших свои накопления на множестве книжек «на предъявителя», а также опустило всех остальных до нищенского уровня.

Приняты также законы «Об иностранных инвестициях в РСФСР», «Об ограничении монополистической деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и многие другие.

Таким образом, была сформирована юридическая среда для разнообразной спекуляции разнообразных комбинаторов, соревнующихся, по примеру Остапа Бендера, ставшего идолом в предшествовавшие 70-ые года, в обмане и обьегоривании ближнего своего. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр страны внесено 700 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300, что ознаменовало закабаление и подчинение советской экономики транснациональной корпорации ростовщичества.

В январе 1992 года был сделан самый жёсткий шаг на пути к якобы свободной рыночной экономике — цены на большинство товаров и услуг были отвязаны и была упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др. Эти два процесса позволили легализовать капиталы теневых миллиардеров советского союза. Освобождение цен в условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело к резкому взлёту всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными олигархами, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) теневыми миллиардерами, частными банками, мафиозными группами, иностранцами и прочими паразитами.

Аграрная реформа

В январе 1991 года началось осуществление аграрной реформы. Реформой предусматривалось: полное признание частной собственности на землю, включая право на её куплю и продажу; реорганизация колхозно-совхозной системы с обязательной ликвидацией убыточных хозяйств; изменение системы закупок сельскохозяйственной продукции; меры по государственной поддержке крестьянских хозяйств (фермеров), созданию системы агросервиса, переработки аграрной продукции. Планировалось увеличение в ближайшие годы крестьянских хозяйств более чем в 15 раз, т.е. довести их количество до полумиллиона.

Таковы были планы, замыслы по проведению аграрной реформы. А в действительности реформы в сельском хозяйстве были провалены. К 1996 году в России насчитывалось около 300 тысяч фермерских хозяйств (планировалось 500 тысяч) одни из них создаются вновь, другие прекращают существовать (в 1995, например, из 36 тыс. созданных хозяйств распалось 26,8 тысяч). Занимая в 1994 году свыше 5% земли, фермерские хозяйства производили лишь 5,1% зерна, 3,5% сахарной свеклы, 1,5 % мяса, 1,5 % молока. Более того, тысячи и тысячи фермерских хозяйств вообще не обрабатывались, зарастали сорняками и чертополохом. Не оправдался и окончательно скомпрометирован лозунг «Фермер накормит страну».

Россия, обладая огромными потенциальными возможностями по производству продуктов питания, в результате реформ превратилась в «Международную побирушку». Душевое потребление продуктов питания в России сократилось за последние годы почти на треть и находится на уровне потребления голодающих стран мира. В период застоя наша страна по данному показателю была на 7-м месте в мире, а теперь скатилась на 39-е.

И дух, и буква правительственных актов побуждала к созданию мелких фермерских хозяйств, к выходу крестьян из колхозов и совхозов для организации производства в иных организационно-правовых структурах.

Безусловно, фермерское движение имеет право на полноправное существование в АПК. Однако правительство, приступая к проведению аграрной реформы, не могло не учитывать тот факт, что организация фермерских хозяйств — дело весьма дорогое и практически непосильное для ослабленного государства. Для того, чтобы фермерское движение развивалось успешно необходимо было осуществить большую и дорогостоящую подготовительную работу: создать для будущих фермерских хозяйств специальный парк сельхозмашин, а также службы, обеспечивающие фермеров горючим, семенами, удобрениями, химикатами по доступным ценам. Не были решены и такие проблемы , как подготовка фермеров на специальных курсах и школах и организациях сбыта продукции фермерских хозяйств. Ни к государства, ни тем более у владельцев созданных фермерских хозяйств не было необходимых капиталов для успешного хозяйствования в новых экономических условиях.

Всё это и явилось основной причиной провала фермеризации АПК. Весьма отрицательное влияние оказал недемократический, принудительно-административный характер преобразований, проводимых правительством без учёта мнения самих работников агропромышленного комплекса. Ведь колхозам и совхозам «сверху» предписывалось, независимо от их желания, в течение года (до 1 января 1993 года) обрести новую организационно-правовую форму.

А за нарушение сроков реорганизации виновные лица могли быть привлечены к ответственности. Подобные действия властей в отношении тружеников села уж очень сильно схоже с печально известной компанией по проведению сплошной коллективизации в 30-е годы. Отличие разве только в том, что тогда сплошная коллективизация осуществлялась под лозунгом ликвидации кулачества как класса, а в наши дни — фермеризация под лозунгом ликвидации колхозов и совхозов «изобретённых» в своё время большевистской властью. Следует, однако, заметить, что если 60 лет назад мелкие крестьянские хозяйства объединялись в крупные коллективы, то в начале 90-х происходит обратное явление — колхозы и совхозы, как крупные хозяйства , должны прекратить свое существование, а на их базе планируется образование сотни тысяч мелких крестьянских фермерских хозяйств, что в условиях какой-нибудь Европы возможно и работает, но в огромности России — явно неадекватно.

Ещё один момент, который подвесил на многие года вперёд «земельный вопрос» — это частные права на землю, что расходится со здравым смыслом, поскольку в личной собственности может находиться только созданное кем-то, а земля — дарована нам Свыше в готовом виде, поэтому никакой частной или личной собственности (да, между этими понятиями есть существенная разница влекущая серьёзные последствия для экономики и общественной морали, а также этики взаимоотношений) на землю быть не может, а может быть только право аренды с целью ведения той или иной деятельности на какой-то территории. Но это тема для отдельной статьи, поэтому отложим её рассмотрение.

Приватизация в России

В 1991 году был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».

В большинстве случаев приватизация, осуществленная в России, оказалась фактически всего лишь формой для создания акционерных обществ, скрывающих корпоративную систему отношений собственности, когда госаппарат, банки и администрация предприятий фактически стали безраздельными хозяевами бывшей государственной собственности, то есть фактически олигархи, в том числе и из рядов партноменклатуры просто легализовали то, что к этому времени после смерти Сталина уже присвоили.

 

Трудовой коллектив, если и получал в свои руки определённую долю акций, то они либо являлись «безголосыми», либо прикрывали бесправие трудового коллектива, ибо за фирмой коллективного владения акциями не скрывалось реального экономического содержания коллективного распоряжения средствами производства.

Если говорить о формальной стороне дела, то провозгласив в Законе о приватизации (1991 год) образование предприятий с различными формами собственности, в государственной программе приватизации 1992 года правительством России предусматривалось образование на базе государственных предприятий только АО открытого типа.

Обосновывалось такое решение тем, что во-первых, создание АО закрытого типа ведёт к формированию коллективной собственности, каковая объявлялась заведомо неэффективной, и, во-вторых, АО закрытого типа не оставляют никаких долей государственной собственности для «народной приватизации» при помощи ваучеров. Такие подходы к приватизации представляют собой отход от широко декларировавшейся приверженности экономическим принципам «цивилизованных стран». Действительно, в ходе приватизации крупнейших государственных корпораций в Англии и во Франции образовались именно АО открытого типа. Но ведь эта хозяйственная форма как раз и предназначена для такого рода сверхкрупных экономических структур. Что же касается основной массы предприятий, то они являются товариществами с ограниченной ответственностью, или АО закрытого типа. В США, например, доля АО закрытого типа среди американских корпораций достигает 99,6—99,7%.

Приходится констатировать, что поспешно-принудительный характер акционирования обеспечивал лишь смену организационно-правовой формы предприятий, практически ничего не добавляя к стимулам предпринимательской или трудовой активности.

Были установлены три варианта льгот трудовым коллективам при акционировании государственных предприятий. Не рассматривая в деталях содержание каждого варианта, отметим только главное: варианты были составлены таким образом, чтобы предотвратить концентрацию контрольного пакета акций непосредственно в руках трудового коллектива придприятия, по сути превращая его в рабов новой олигархической «аристократии». Ни по одному из вариантов льгот при акционировании не создавались возможности для передачи предприятий в коллективную собственность.

Избранные формы и результаты приватизации позволяют сказать, что программа приватизации обеспечивала не столько благоприятные условия для частного предпринимательства (не говоря уже об интересах трудящихся, создавших приватизируемое имущество), сколько быстрое и дешёвое перераспределение государственного имущества с сомнительными критериями.

Сомнительность партнёров проявляется в следующем:

  • капитал государственных предприятий не продаётся, а распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам;
  • даже в тех случаях, когда предприятия продаются с аукциона, их первоначальная оценка также крайне искусственна;
  • заведомо не обеспечиваются ровные стандартные условия для граждан, участвующих в процессе перераспределения негосударственного имущества;
  • условия формирования фондового рынка таковы, что обеспечивают сведения акций большинства предприятий к ничтожным величинам.

В качестве альтернативы «номенклатурной» приватизации о которой говорилось выше, как правило декларировались, так называемая «народная приватизация». На практике она была осуществлена в крайне незначительных масштабах и предпочитала приобретение каждым гражданином отдельной доли государственной собственности при помощи так называемого ваучера, призванного, по замыслу правительства, создать равные стартовые возможности в разгосударствлении, приобретении государственной собственности для всех членов общества.

В действительности же в России в процессе «ваучеризации» присвоение бывших государственных средств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были реальные ликвидные ресурсы, т.е. у тех, кто в любой момент мог совершать необходимые расходы. Такими силами могли быть либо теневые иностранные капиталы, либо новые коммерческие структуры, либо, наконец, бывшие государственные структуры. Что же касается рядовых граждан, создавших своим трудом государственную собственность в прошлом, то они остались отчуждёнными от собственности.

К 1991 году в России было приватизировано свыше трети предприятий, находящихся на самостоятельном балансе и имеющих права юридического лица. В сфере малой приватизации — свыше половины объектов.

Однако это же не переломило экономическую ситуацию к лучшему — страна продолжает пребывать в глубоком экономическом кризисе.

Таким образом, можно сделать вывод, что приватизация государственной собственности:

  • во-первых, не привела к улучшению состояния дел в промышленности и особенно в сельском хозяйстве (на протяжении многих лет продолжался спад производства);
  • во-вторых, не смогла создать существенных альтернатив для предотвращения спада реальных доходов граждан;
  • в-третьих, вызвала падение и без того не высокой мотивизации труда у подавляющего большинства граждан (за исключением занятых в узкой сфере собственно коммерческой, преимущество посреднической деятельности), ибо большинство работников так и осталось отчуждено от возможностей управления средствами производства, отдав их в руки олигархии;
  • в-четвёртых, приватизация резко усилила социальный разрыв между богатыми и бедными  населения, усилила угрозу массовой безработицы, способствовала люмпенизации широких масс населения, его обнищанию (в 1995г. в РФ 1/3 населения находилось  на уровне ниже прожиточного минимума).

СТАТИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Проанализируем ситуацию на самых простых количественных характеристиках малого и среднего бизнеса — его масштабе, динамике и отраслевой структуре. Согласно проведённому в 2011 г. Росстатом сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса в 2010 г. в России насчитывалось 4,6 млн хозяйствующих субъектов, из которых 2,9 млн индивидуальных предпринимателей и почти 1,7 млн юридических лиц. Занятость малого и среднего бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли ~ 40 %, в операциях с недвижимым имуществом и арендой — 21,1 %, в сферах строительства — 11,1 % (малых юридических лиц), добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств — 10,7 % (малого бизнеса).

Численность занятых в отечественном малом бизнесе ведомство оценивает в 25,2 % от всех работающих. Выручка от реализации товаров, работ и услуг составляет порядка 28,5 %. Инвестиции в основной капитал — около 10 %, стоимость основных фондов на конец 2010 г. составила 5,9 % от общей стоимости основных фондов в экономике. По данным комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, относящимся к маю 2013 г., в сфере малого и среднего бизнеса функционирует шесть миллионов малых и средних предприятий, на которых занято более 17 млн чел., включая индивидуальных предпринимателей. При этом 18 млн чел. работают в теневом секторе.

Из этого следует, что масштабы малого бизнеса в России пока несопоставимы с аналогичными показателями многих других стран. Его доля в российском ВВП составляет около 20 %, в то время как в США, ЕС, развитых азиатских странах этот показатель находится в диапазоне 40—70 %. Доля занятых в малых и средних компаниях в странах Европейского союза, США, Японии в среднем составляет около 50—70 % от общего числа экономически активного населения, в России — менее 25 %.

Потенциал малого бизнеса по мнению специалистов может раскрыться в интересах общества, государства, бюджета при наличии определённого финансового климата, который в значительной степени формируются государством, финансовыми структурами. В их числе можно назвать много чего: политическую и социально-экономическую стабильность, нормальные взаимоотношения бизнеса и власти без попыток бизнеса оседлать государство, как это произошло уже в странах Запада, развитую концептуально определённую правовую среду, необходимую информационно-коммуникативную инфраструктуру, отсутствие административных барьеров, дебюрократизацию, щадящую и селективную налоговую политику для малых и средних предприятий, с жёсткими и высокими налоговыми требованиями к крупным корпорациями, специальные меры поддержки, защита от криминала и прочее. Но одно из самых главных условий — это изменение финансовой политики, поскольку с такими дикими ставками по кредиту не может честно выжить ни одно предприятие.

Одной из важнейших проблем в развитии российского предпринимательства является отношение к предпринимателям общества. Для молодёжи при выборе дела, профессии, имидж играет далеко не последнюю роль. Может показаться странным, но даже в 2013 г., когда прошло почти четверть века после изменения общественного строя в России, большинство россиян до сих пор не верят, что можно честно зарабатывать «большие» деньги даже при условии творчества, инициативы, смекалки, самоотдачи. Такого мнения придерживаются 73 % респондентов по результатам опроса Левада-центра. Опрос проведен 19—22 апреля 2013 г. среди 1,6 тыс. чел. в 45 регионах РФ, погрешность опроса не превышает 3,4 %.

Такие результаты красноречиво показывают, что мы живём в либерально-тоталитарном обществе, подчинённом диктатуре ростовщичества.

При всех трудностях развития предпринимательства в России первые годы рыночных отношений в стране, даже при негативном «имидже», характеризуются очевидным развитием предпринимательства. Некоторые характеристики этого периода приведены ниже.

Обратимся к новейшим тенденциям в развитии малого и среднего предпринимательства. В рейтинге благоприятности деловой среды «Doing Business-2012», который ежегодно составляют Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (IFC), по итогам 2011 г. Россия занимала 120-е место, годом ранее — 123-е место.

Результаты рейтинга подтверждают, что Россия не является лидером в формировании благоприятных условий для ведения бизнеса. Тем более что оценка международных экспертов во многом совпадает с мнением отечественного предпринимательского сообщества. ВЦИОМ подготовил отчет за 2012 г. «О состоянии делового климата в России» для Российского союза промышленников и предпринимателей. Участникам опроса (компаниям — членам РСПП) предложили оценить предпринимательский климат в России, уровень защиты частной собственности, взаимоотношения бизнеса и власти, оценить налоговую нагрузку за 2012 г. Что касается отношений с властью, 45,6 % (58 % в 2011 г.) предпринимателей считают, что власть относится к бизнесу, как к «кошельку», 28,4 % (36 %) — как к младшему партнеру и 24,3 % (22 %) — как к питательной среде для коррупции. Оценивая налоговую нагрузку на бизнес, большинство респондентов (49,7 %) отмечают, что за год она выросла.

Место малого бизнеса в России сегодня несопоставимо с его потенциальными возможностями, и связано, по мнению экспертов, с непоследовательной по отношению к нему политикой государства, изменением время от времени концептуального взгляда на его роль в обществе и экономике. Считается, что с начала 90-х гг. прошедшего столетия интерес власти к малому и среднему бизнесу возобновился и усилился. Это относится к попыткам снизить административное давление (уменьшение количества проверок, упрощение процедур и схем создания малого бизнеса, получения лицензии, облегчение выхода на рынок), формированию специальных налоговых режимов, введению различных льгот, в том числе при кредитовании, но это в общем-то полумеры, поскольку они не уничтожают ростовщический ссудный процент.

Современный цикл интенсивных инициатив государства по отношению к предпринимательству начинается с 2011 г. К наиболее значимым следует отнести следующие. В середине 2012 г. власти объявили о том, что на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства планируется направить в форме субсидий бюджетам субъектов РФ в 2013 г. 21,8 млрд р., в 2014 и 2015 гг. — по 23 млрд р. Эти средства должны пойти, в частности, на субсидирование расходов по лизингу оборудования и по инновационным проектам, на поддержку резидентов частных парков (субсидии на выкуп недвижимости или покрытие затрат по аренде помещений парка, на которых осуществляется производственная деятельность предпринимателя).

В мае 2013 г. Президентом РФ подписан «Закон об уполномоченных по защите прав предпринимателей в России». По этому закону основными задачами уполномоченного, назначаемого на пять лет, предусматривается защита прав и законных интересов предпринимателей, контроль за соблюдением их прав органами госвласти и местного самоуправления, содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав предпринимателей и взаимодействие с предпринимательским сообществом, а также участие в формировании и реализации госполитики в этой сфере. Согласно документу предписания федерального омбудсмена по приостановлению ненормативных актов местных властей подлежат немедленному исполнению. Уполномоченному также даётся право направлять мотивированные предложения Президенту России об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ. Омбудсмену предоставляется возможность обжаловать судебные акты арбитражных судов. Предусматривается возможность защищать права и законные интересы российских предпринимателей за рубежом.

В связи с введением в 2014 году в отношении России санкций со стороны Запада, Правительством РФ разработан План антикризисных мер, в котором одним из направлений является импортозамещение в различных сферах деятельности, при этом подчеркивается, что свое слово должны сказать предприниматели России, работающие в малом и среднем бизнесе. Но повторимся, что всё это — полумеры или недомеры, не затрагивающие главных паразитов в обществе. Об их деятельности и воздействии на экономику мы писали неоднократно (http://inance.ru).

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ — НАПУТСТВИЕ В.В. ПУТИНУ, ГУБЕРНАТОРАМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ОТ И.В. СТАЛИНА

Обратимся к работе 1952 г. И.В.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», которую неплохо бы знать болтунам-либералам, которую, если они честные люди, должны были идеологически разгромить и показать её теоретическую и практическую несостоятельность.

Большевик И.В.Сталин пишет: «… наши предприятия не могут обойтись и не должны обходиться без учета закона стоимости (Наш вопрос к рыночникам-антисталинистам: Какой может быть закон стоимости, если нет рыночного механизма, в котором закон стоимости складывается? — наше примечание)

Хорошо это или плохо?

Не плохо. При нынешних наших условиях это действительно неплохо, так как это обстоятельство воспитывает наших хозяйственников в духе рационального ведения производства и дисциплинирует их. Не плохо, так как оно учит наших хозяйственников считать производственные величины, считать их точно и так же точно учитывать реальные вещи в производстве, а не заниматься болтовней об “ориентировочных данных”, взятых с потолка (ничего не напоминает в работе некоторых ведомств? — наше примечание)

Не плохо, так как оно учит наших хозяйственников искать, находить и использовать скрытые резервы, таящиеся в недрах производства, а не топтать их ногами. Не плохо, так как оно учит наших хозяйственников систематически улучшать методы производства, снижать себестоимость производства (…) и добиваться рентабельности предприятий. (…) Беда в том, что наши хозяйственники (…) за немногими исключениями, плохо знакомы с действием закона стоимости, не изучают их и не умеют учитывать их в своих расчетах. Этим собственно и объясняется та неразбериха, которая царит у нас в вопросе о политике цен.

Надо признать, мы пока ещё не умеем с полной отдачей по современному работать. Ни в одной отрасли, ни в одной сфере, в том числе и в правительственном аппарате. Пока мы себе в этом не признаемся честно, не начнем учиться содержательному интенсивному труду (…), не видать нам прекращения инфляции, твердого рубля, прогресса общества в социально-экономической сфере, благосостояния для каждого. (…) Поэтому необходимо быстро создавать цивилизованные условия рынка, позволяющие формировать цены, способные действительно выступать в качестве ориентиров экономического развития.

Вот один из многочисленных примеров. Некоторое время тому назад было решено упорядочить в интересах хлопководства соотношение цен на хлопок и зерно, продаваемое хлопкоробам, и поднять цены на хлопок, сдаваемый государству. В связи с этим наши хозяйственники и плановики внесли предложение, которое не могло не изумить членов ЦК, так как по этому предложению цена на тонну зерна предлагалась почти такая же, как на тонну хлопка, при этом цена на тонну зерна была приравнена к цене на тонну печеного хлеба. (…) Что бы было, если бы предложение этих товарищей получило законную силу? Мы разорили бы хлопкоробов и остались бы без хлопка.»

***

В отличии от деятельности нынешней государственной власти слова Сталина подкреплялись еще и делами.

Если говорить о системе организации экономической деятельности в целом, которая соответствует Конституции СССР 1936 г., то она не имеет ничего общего с экономическим маразмом хрущёвско-брежневской эпохи (включая и вздорные по сути, так называемые «косыгинские реформы», идеологом которых был Е.Либерман), когда де-факто вся экономика представляла собой государственный сектор, управляемый исключительно директивно адресно правительством СССР и подчинённой ему пирамидой бюрократической власти.

Следует обратить внимание на фундаментальный принцип, согласно которому Конституция СССР 1936 г. право собственности разграничивает на право собственности в отношении средств производства коллективного пользования и право личной собственности на предметы быта и средства производства индивидуального пользования «кустарей-одиночек», исходя из задачи искоренения в обществе эксплуатации «человека человеком».

Конституция СССР 1936 г. не раскрывает содержание понятия собственность на средства производство и различий между частной и общественной собственностью на них. Проблема, однако, была не в том, что этих определений нет в Конституции, а в том, что и в марксизме, на основе которого строилось образование в области обществоведения и экономики, нет внятного определения собственности на средства производства и различий частной и общественной собственности на них; а культура общества не несла осознания содержания права собственности на средства производства и различий частной и общественной собственности на уровне массового «само собой разумения».

На уровне массового «само собой разумения» представления о собственности были примерно такие: если собственность частная — личная, то у неё есть конкретный хозяин; если собственность общественная, то многими она воспринималась как бесхозная, которую каждый в праве «скоммуниздить» или испортить, если невозможно «скоммуниздить» и пользоваться ею исключительно единолично или в кругу своей семьи.

И если с таким пониманием частной собственности на уровне «само собой разумения» можно согласиться, то с таким пониманием общественной собственности согласиться нельзя. К общественной собственности в социалистическом обществе, в социалистическом правосознании должно быть иное отношение: это твоя собственность, которую ты выделил в общее пользование других лиц — членов колхоза или кооператива, либо всего народа — в зависимости от вида собственности.

Однако такое отношение к личной (частной) и общественной собственности не успело стать господствующим в обществе СССР ни к 1936 г., ни позднее. Если бы оно стало господствующим, то перестройка была бы невозможна, поскольку сразу же была бы воспринята десятками миллионов людей как посягательство ворья на присвоение их личной собственности, которую они выдели в общее пользование. Это — один из аспектов неразвитости социалистического правосознания, препятствовавшего полноценному воплощению положений Конституции СССР 1936 г. в жизнь. Право собственности на средства производства можно определить как право управления ими по полной функции непосредственно или через доверенных лиц.

Различие между общественной собственностью и частной собственностью на средства производства состоит в том, как формируется круг управленцев.

Если те, кто обслуживает определённую совокупность средств производства коллективного пользования, лишены реализуемой возможности отстранить от управления управленцев, чьё управление не отвечает их интересам, то собственность частная. При этом частная собственность может быть единоличной, семейно-клановой и корпоративной — в зависимости от того, кто реализует право управления по полной функции непосредственно или формирует сообщество доверенных лиц.

Если те, кто обслуживает определённую совокупность средств производства коллективного пользования, обладают реализуемой возможностью отстранить от управления управленцев, чьё управление не соответствует их интересам и заменить их другими управленцами (из среды коллектива или призванными со стороны), то собственность общественная.

Различие между общественной собственностью государственной (общенародное достояние — в терминах Конституции СССР 1936 г.) и кооперативно-колхозной (а также — артельной собственностью) — в круге лиц, реализующих право отстранения управленцев и призыва новых: в случае общенародной государственной собственности — это весь народ, а случае кооперативно-колхозной (а также — артельной) собственности — это исключительно члены соответствующего коллектива. Если понимая признавать такое истолкование термина «собственность на средства производства» и различие частной и общественной собственности на средства производства, то Конституция СССР 1936 г. предполагает: работу предприятий государственного сектора в русле плана социально-экономического развития на принципах, определяемых государством; работу предприятий кооперативно-колхозного сектора (включая и артели) на государственный заказ в соответствии с государственным планом социально-экономического развития и на основе инициативы руководства предприятий кооперативно-колхозного сектора в деле выявления проблем общественного развития и организации производства, в русле их решения. Понятно, что взаимоотношения кооперативно-колхозного сектора (включая и «кустарей-одиночек») и государственного сектора друг с другом в такого рода системе могут носить только товарно-денежный характер, как отношения друг с другом предприятий кооперативно-колхозного сектора. Также исключительно товарно-денежный характер могут носить и отношения предприятий государственного сектора по поводу использования их производственных мощностей, не занятых в работах по государственному плану социально- экономического развития страны.

Иными словами: Конституция СССР 1936 г. предполагает функционирование рыночной экономики в русле государственного плана социально-экономического развития.

Что для этого требуется?

Во-первых, научно-методологическое обеспечение функционирования такой хозяйственной системы.

Во-вторых, законодательство, выражающее принципы и алгоритмику функционирования в русле этой концепции функционирования народного хозяйства страны: 1) органов государственной власти общегосударственного и местного уровня, 2) предприятий государственного сектора и 3) предприятий кооперативно-колхозного сектора.

Исходя из этого аспекта — нацеленность предпринимательства на основе закона о предпринимательской деятельности на получение прибыли — либеральная дурость и зловредность, потому что она не призывает к развитию России, а зачастую ведёт к её деградации, за счёт максимального выжимания всех соков из населения и ухудшения качества продукции — что мы видим во всех магазинах, например, по продуктам питания, которые, несмотря на рост технологической вооруженности, по качеству многократно уступают советским продуктам.

В-третьих, правосознание государственных служащих, депутатов, общества, способное не только поддержать правоприменительную практику, выражающую Конституцию СССР 1936 г., но и сформировать соответствующее законодательство о хозяйственной и финансовой деятельности.

В СССР Сталинской эпохи не было ничего из этого, кроме Конституции, которая на многие десятилетия обогнала миропонимание общества, его нравственность и этику. Тем не менее, при отсутствии соответствующего научно-методологического обеспечения, при множестве ошибок и преодолевая целенаправленное вредительство, в сталинскую эпоху такое по характеру планово-управляемое рыночное социалистическое хозяйство в стране строилось.

Т.е. плановый характер экономики СССР, как показывают эти примеры, не мешал реализации на благо общества предпринимательской инициативы ни артелям, ни «кустарям- единоличникам». Даже запрет на использование «кустарями-единоличниками» наёмного труда не мешал потому, что если предприниматель-единоличник считал, что потребности общества требуют расширения производства и привлечения наёмного труда, то ничто не мешало ему организовать артель. Другое дело, что в этом случае возникали «неделимые фонды» артели, которые становились общественной («кооперативно-колхозной) собственностью, а создатель артели (бывший «кустарь-единоличник») с течением времени имел шансы перестать быть её руководителем, если коллектив артели при очередном переизбрании руководства откажет ему в доверии. С такой перспективой не все предприниматели могли согласиться тогда и могут согласиться сейчас, воспринимая это как узаконенное Советской властью ограбление.

Всё это означает, что в СССР в сталинские времена фактически, однако без какого-либо научно-теоретического обоснования (большевиками, а не партаппаратной бюрократией) успешно решалась задача, о необходимости решения которой, видимо впервые на Западе, спустя несколько десятилетий (только в 1973 г.) высказался Джон Кеннет Гэлбрейт (1908 — 2006).

Поскольку в жизни общества всё обусловлено прямо или опосредованно нравственностью и психологией людей, то социологические исследования рано или поздно приводят к необходимости давать характеристику нравственных и интеллектуальных качеств культурно своеобразных обществ, социальных групп, представителей субкультур, людей персонально. И социология проблемных обществ — такая наука, из которой можно узнать много неприятного: о себе, о предках, об окружающих и т.п. Соответственно такому уровню рассмотрения проблематики те, кто в годы перестройки противопоставлял «плановую экономику» «рыночной экономике» и настаивал на очевидных преимуществах «беспланово»-рыночной, и те, кто поддался этой пропаганде: либо идиоты, которые посмели судить о том, о чём не имели жизненно состоятельных представлений (иначе говоря, — «бандерлоги» по организации их психики, выражающейся в поведении); либо негодяи, которые решали задачу возрождения на месте СССР фрагмента глобальной библейской системы эксплуатации «человека человеком». То же касается и «правозащитников» либерального толка — как советской эпохи, так и наших дней.

России нужны большевики-предприниматели по-новому мыслящие и работающие в интересах трудового большинства!

МАТЕРИАЛЫ:

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=123641

http://www.managment.aaanet.ru/economics/rossiya-razvitie2.php

http://www.rusevents.ru/prazdnik/den-rossiyskogo-predprinimatelstva/ — праздник

http://institutiones.com/general/2353-predprinematelstvo-v-sovremennoj-rossijskoj-ekonomike.html

Источник: inance.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.12: 4 822 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также