Дети в гендерных классах лучше учатся и увереннее себя чувствуют в кругу сверстников
Вообще-то, открывать гендерные классы в школе не планировали. Так получилось, что весной на собрании, где родители будущих первоклассников знакомились с учителями, в класс к Татьяне Семеновой записалось 22 мальчика и только 3 девочки. Переводить ребят к другим педагогам родители отказались, заявив, что хотят учить детей именно у Татьяны Семеновой. Тогда руководство школы и предложило организовать мальчиковый класс. К тому же еще одна учительница, набиравшая первоклашек, Евгения Наумова, только-только защитила диссертацию по гендерному образованию и психологическим особенностям обучения мальчиков и девочек. Разумеется, ей хотелось применить знания на практике, а потому она согласилась взять класс девочек. Сейчас за 2 в и 2 д наблюдают руководство школы, городское управление образования, родители. Все признают, что большой разницы между детьми из раздельных и смешанных классов пока нет, однако уже сейчас можно говорить о промежуточных итогах эксперимента.
Психологи считают, что мальчики успешнее пишут контрольные в начале урока, а девочки - в середине. Учителя учли эту особенность, и вот результат: пока дети из раздельных классов учатся успешнее. По мнению педагогов, школьники не смущаются и не отвлекаются на противоположный пол, а значит, больше думают об учебе. И таких психологических моментов немало.
- Мальчик не станет волноваться, как отреагирует симпатичная ему девочка на его ответ у доски, девочка не засмущается при мысли о мальчике, поднимет руку и ответит на вопрос учителя. Получается, они сконцентрированы только на предмете урока, - объясняют учителя, работающие с 2 в и 2 д.
Уже есть весомое доказательство эффективности раздельного обучения - в кабинете у девочек висят грамоты за первые места в конкурсах на знание русского языка.
- Я на практике поняла, насколько девочки отличаются от мальчиков. Скажем, даже зная ответ, девочка будет молчать и ждать, пока кто-то не ответит. В общих классах мальчики первыми поднимают руки, а тут их нет. Вначале это очень сильно мешало: каждая знала ответ, но молчала, потому что боялась ошибиться. Мне иногда казалось, что я веду урок в пустом классе. Но, если учениц хвалить, в следующий раз они будут отвечать активнее. При этом девочку нужно похвалить, даже если она ошиблась, иначе в следующий раз она снова оробеет. Интересно, что парень такого подхода не поймет и станет потом долго думать, почему его отметили за неверный ответ, - отмечает классный руководитель 2 д Евгения Наумова.
Некоторым преподавателям нравится работать именно с девчачьим классом.
- Девочки - это просто мечта. Они спокойные, никогда не кричат. Мальчики из 2 в, конечно, активнее, чем девочки из гендерного класса. Но по сравнению с общим классом дисциплина у мальчишек выше, они спокойнее реагируют на замечание учителя. В обычных классах мальчики в похожей ситуации могут препираться с учителем, чтобы покрасоваться перед девочками, - делится с корреспондентом "РГ" учительница музыки Елена Титова.
- У нас тут все равны. Мои мальчишки сразу ставят хулиганов на место, поэтому все ведут себя достойно. Например, к нам перешел ученик из общего класса, где он больше всех дрался. Так мои парни его очень быстро перевоспитали, - рассказывает классный руководитель 2 в Татьяна Семенова.
Из общих классов то и дело слышатся раздраженные крики учителей, а в гендерных стоит тишина. Мы побывали на уроках и убедились: дисциплина здесь действительно отличная. К тому же учителям легче разобраться в специфике обучения детей определенного пола. Например, на физкультуре мальчики больше соревнуются и тренируют силу, а девочки развивают грацию и пластику. На уроках труда девочки плетут из бисера, вяжут или строят домики для кукол, а мальчики собирают конструкторы.
Впрочем, ученики раздельных классов активно общаются между собой. К примеру, поздравляют друг друга с праздниками. В день нашего визита, накануне 8 Марта, барышни с нетерпением ждали в гости кавалеров. На уроке литературы молодые люди отправились в соседний класс и, встав шеренгой у доски, читали стихи. Торжественная обстановка не мешала мальчишкам улыбаться девочкам, а тем - смущенно хихикать, пряча улыбку в ладошки. В завершение парни подарили каждой даме по кукле.
- У нас уже есть пары, которые дружат, общаются на переменах. Дело в том, что мы с первого дня стали развивать в девочках женское начало. Уже сейчас они отличаются от сверстниц и даже как-то достойнее держат себя, - говорит Евгения Наумова. - У нас даже находится место романтике, когда мальчики и девочки с трепетом ждут встреч, передают друг другу записочки. Это то, чего лишены остальные ученики.
Интересно, что если в первом классе мальчики были чересчур непоседливы и их приходилось успокаивать, а девочки молчали, то во втором сорванцы стали более уравновешенными, а скромницы - уверенными в себе. В общем, эксперимент решено продлить до 11 класса, чему родители только рады. Популярность раздельного обучения растет. Узнав о нововведении, в школу № 34 специально перевелись второклассники из других районов города. А вот переходить в общий класс никто не торопится.
- Учиться с мальчиками? Нет, не хотим. Зачем? Мы с ними и так общаемся. А еще с девочками дружить веселее, мы похожи и поэтому у нас одинаковые интересы, - считают подружки Вика, Дарина и Настя.
В разговоре с корреспондентом "РГ" родители отмечали, что рады успехам ребенка, многие готовы отдать в гендерный класс младших детей.
Наталья Говорухина, директор школы № 34:
- Прерогатива определения состава класса остается за учебным заведением, поэтому перед началом учебного года нам не требовалось согласовывать раздельное обучение с управлением образования или министерством. Все, что необходимо, - это желание родителей. Не все из них готовы к переменам. В прошлом году при наборе первого класса мы проводили опрос, и взрослые не захотели учить девочек и мальчиков раздельно. В этом году мы вновь будем анкетировать родителей, и не исключено, что к сентябрю в школе снова появятся классы для девочек и мальчиков.
Наталия Васягина, завкафедрой психологии образования, профессор Института психологии УрГПУ:
- Плюс гендерного обучения в том, что дети не отвлекаются и лучше усваивают учебный материал. Если раздельное обучение идет в обычной общеобразовательной школе, минусы минимальны. А вот выпускники школ, где учатся только мальчики или только девочки, не смогут гармонично общаться с противоположным полом.
Мы наблюдали несколько гендерных классов. В одном случае исследование велось год, в другом - два. В результате пришли к выводу, что психологических отличий между детьми из раздельных и общих классов нет. Выбирая форму обучения, родители должны подумать, что они хотят дать ребенку - возможность лучше учиться или общаться.
Источник: РГ
- Проект не только сделает более привлекательной и наглядной образовательную программу, он станет драйвером развития туристической отрасли в регионе, - уверен директор департамента малого и среднего предпринимательства и туризма министерства экономики Свердловской области Александр Породнов.
По расчетам чиновников, благодаря школьной программе турпоток на внутрирегиональных направлениях вырастет на 450 тысяч человек. В создание инфраструктуры для достойного приема юных туристов планируется инвестировать 13 миллионов рублей.
О том, что в школьную программу логично вписать познавательные экскурсии по родному краю, было заявлено в начале нынешнего учебного года. Правительство Свердловской области организовало встречу сотрудников регионального министерства общего и профессионального образования с представителями турбизнеса. Последние с ходу предложили педагогам несколько десятков вариантов "уроков на пленэре". Так, например, изучая естествознание, школьники смогут подробно познакомиться с минералогией в музее имени Ферсмана в Мурзинке, посетить природные парки "Бажовские места" или "Оленьи ручьи", а чтобы более глубоко понять декабристское движение, можно отправиться в Туринск или в соседнюю Тюменскую область.
Круг школьных предметов, которые "зовут в поход", широк: история, география, литература, естествознание, биология, физика, в основном с космическим уклоном.
- Ни один самый проработанный учебник природоведения, ни один красочный рассказ преподавателя не могут принести ребенку столько эмоций и информации об окружающем мире, как путешествие по родному краю, - уверена директор гимназии № 205 Екатеринбурга Татьяна Сажина. - Мы, конечно же, проводили экскурсии и раньше. Но они считались внешкольной работой. Приходилось какие-то уроки сдвигать, доказывать необходимость поездки, вести переговоры с туристическими компаниями, оргработу с родителями. Сейчас, надеюсь, все станет проще.
Представителям областного минобра поручено вплести туристические маршруты в школьную программу. Сейчас ведется подготовка комплектов учебно-методических материалов для организации экскурсионных образовательных маршрутов. Процесс этот, как подчеркивают чиновники, сложный, требует разработки дополнительной нормативной документации, множества согласований. Понятно, что федеральный компонент школьной программы изменить сложно, а вот региональную составляющую - вполне реально.
Туроператорам также предложили проштудировать учебники и предложить новые варианты познавательных поездок, усовершенствовать уже имеющиеся маршруты.
- Найти, что нового показать детям, несложно. Больше проблем с организацией услуг. Сейчас на трассах даже элементарные санитарные остановки не оборудованы. Я уж не говорю о гостиницах, где школьников можно было бы комфортно и недорого разместить. Развитие туристической инфраструктуры требует немалых вложений. И для того чтобы эту идею довести до ума, понадобится не один год, - считает Наталья Смирнова, менеджер по развитию детского туризма одной из компаний, участвующих в проекте.
Родители школьников к презентованной программе отнеслись по-разному. Одни ликуют: "Я - за! В этом году отдала ребенка в турклуб - пищит от восторга!" Другие сомневаются в целесообразности выездных уроков: "Надеюсь, обязаловку не введут. Мой ребенок очень плохо переносит дальние поездки на автобусе. Вырастет - съездит, куда захочет".
В правительстве Свердловской области подчеркивают: туристическая составляющая хотя и связана с образовательной программой, но все же носит рекомендательный характер. И "неуд" за неявку на экскурсию никто ставить не будет.
- Если учитель хочет разнообразить подачу учебного материала, дополнить его сведениями о регионе, он может воспользоваться услугами турфирм. Проект запущен для того, чтобы, во-первых, туроператоры понимали, по каким маршрутам лучше возить школьников, во-вторых, чтобы поездки групп учащихся были лучше организованы. Сейчас многие учителя, не имея на то права, рискуют перевозить детей самостоятельно: заказывают сторонний транспорт, не привлекают знающих экскурсоводов, - говорит руководитель областного центра развития туризма Эльмира Туканова.
По мнению чиновников, самодеятельность в организации туров угрожает безопасности детей, поэтому и необходимо перестроить процесс: аттестовать туроператоров, которые получат право участия в школьной программе, сертифицировать экскурсионные продукты. Заметим, походы с рюкзаком по родному краю и романтические посиделки у костра, как это ни грустно, в проект "Урал для школы" не вписываются.
Неясен пока и вопрос финансирования программы. В правительстве Свердловской области упомянули о некой инвестиционной поддержке. Но речь пока идет только о возможных вложениях в развитие инфраструктуры. Главными же спонсорами школьных экскурсий по-прежнему остаются родители.
Между тем путешествия даже по родному краю - удовольствие недешевое. Минимальная цена экскурсии (для группы в 40 человек) - 500 рублей с человека. Двухдневная поездка обойдется родителям юного туриста от 4 до 6 тысяч рублей. Тем не менее бизнес уверен: детский сегмент туристического рынка все равно будет расти. Во-первых, родители готовы вкладывать деньги в дополнительное образование и расширение кругозора своих чад, во-вторых, зарубежное направление детского туризма стремительно сокращается.
Кстати
Как показали новогодние каникулы, интерес к внутреннему туризму у жителей Свердловской области в 2015 году вырос на 30 процентов. При этом туристические услуги внутри региона подорожали на 15-20 процентов.
Источник: РГ