Вы полагали «умом Россию не понять»? Но для ученых нет ничего святого: они решили померить алгеброй гармонию загадочной русской души
В 2013 году вышла в свет совместная работа ученых Института психологии РАН и Гарвардского университета. Исследователи ставили добровольцев в ситуацию сложного морального выбора. Им предлагали задачи из разряда головоломок Достоевского: «Стоит ли счастье человечества одной слезинки невинного ребенка?» (примеры задач см. в «Проверь себя»).
МЫ ИЩЕМ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ
Удивительное дело: россияне гораздо реже высказывали крайние моральные суждения!
Из трех возможных оценок - «запрещено», «необходимо» и «допустимо» - наши люди чаще пользовались нейтральным «допустимо». Неужели либеральная толерантность заменила в наших умах революционное правосознание?
|
Вовсе нет! В исследовании Ирины Скотниковой «Феномен уверенности и его проявления в русской и немецкой культурах» доказано, что наши люди демонстрируют сверхуверенность в правильности своих знаний при решении задачи на общую осведомленность. Но самое интересное, что значительная часть уверенных ответов русских являются... ошибочными. Русские гораздо чаще чувствуют себя уверенно в вопросе, которым владеют очень плохо!
Как же объяснить парадокс с увлечением нейтральными ответами в решении моральных задач?
- Все очень просто, - считают российские психологи. - Когда требуется не просто высказать суждение, а решить нравственную дилемму, то представители западных культур используют логическое мышление. Мышление же российского человека базируется на диалектическом единстве противоположностей (такой способ осмысления характерен для восточных культур). Поэтому у нас в одной отдельно взятой голове возможно сосуществование двух взаимоисключающих суждений. При этом человек невольно стремится примирить противоположные точки зрения и ищет золотую середину.
Наверное, поэтому мы зачастую свое будущее видим в прошлом. Нашими героями одновременно могут быть красный комдив Чапаев и белый генерал Деникин. А в предложении «Казнить нельзя помиловать», мы расставляем запятые там, где это только возможно.
ЗАПРЕТИТЬ ВМЕСТО ДЕЙСТВОВАТЬ
Другая особенность: если дело все же доходит до решительных мер, то русские склонны запрещать. А представители Запада ощущают необходимость действовать.
Это ментальное различие связано с религиозными особенностями. Протестантство, распространенное на cевере Европы и в Америке, поощряет продуктивную деятельность, уверенность в своих силах. В протестантской философии совершение греха приравнивается к греху «несовершения хорошего поступка». Русское же православие основано на смирении, послушании и отказе от собственной инициативы в пользу покорного принятия воли Божьей. Поэтому и концепция греха в нашем обществе принципиально иная: для нас правильный поступок - это следование запретам, изложенным в Божьих заповедях. Самодеятельность в определении, «что такое хорошо и что такое плохо», у нас рассматривается как кощунство. Отсюда и русский тезис «запрещено все, что не разрешено» в противовес западному «позволено все, что не запрещено».
МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС
Что такое хорошо и что такое плохо у нас в стране и в Штатах
Cоциологи США и наш Левада-Центр опубликовали результаты кросс-культурных опросов. Социологи хотели понять, есть ли различия в нравственных установках людей в России и США (см. таблицу). Оказалось, что самое массовое осуждение в России вызывают курение марихуаны и гомосексуализм - 84% (в США только 50%). В свою очередь, американцы жестче всего относятся к супружеским изменам: их порицает 91% населения (в России только 62%).
Источник: kp.ru