У США на Ближнем Востоке может появиться конкурент
Израильско-палестинские переговоры, зашедшие в тупик, сейчас пытаются реанимировать. Как заявил 10 апреля лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас, он готов возобновить мирные переговоры с Израилем после 29 апреля, отметив, что присоединение к 15 ооновским соглашениям, из-за которых переговоры и прервались несколько дней назад, «не имело ничего общего с Израилем». Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман также заявил, что у Тель-Авива есть желание возобновить переговоры, «если палестинская сторона займет конструктивную позицию».
Интересно, что заявления о возможном возобновлении переговоров прозвучали после того, как о необходимости мира заявил Китай, до сих пор не проявлявший активности на данном направлении. Китайский лидер Си Цзиньпин на встрече с президентом Израиля Шимоном Пересом 9 апреля призвал Тель-Авив «сделать смелые шаги» в переговорах и проявить «стратегическую мудрость».
Хотя до недавних пор Пекин в основном поддерживал экономические отношения с палестинцами, в последние годы активизировалось его сотрудничество с Израилем. Как особо отметил Си Цзиньпин, китайский и еврейский народы связывает давняя дружба, напомнив про роль Поднебесной «в борьбе с фашизмом и империализмом». И хотя в Израиле существуют определенные опасения из-за тесных китайско-иранских связей, всё же отношения Тель-Авива и Пекина развиваются, и уже даже в геополитической сфере.
— Китай с приходом новой команды во главе с Си Цзиньпином заметно активизировал свою деятельность на внешней арене, в том числе и по проблемам, развивающимся далеко от его границ, — пояснил завотделением востоковедения ВШЭ Алексей Маслов. — КНР уже стремится позиционировать себя не как регионального азиатского лидера, но как лидера глобального, способного модерировать весьма сложные проблемы.
По словам эксперта, это отнюдь не пустые амбиции, учитывая, что КНР активно инвестирует капиталы практически по всему миру, в том числе в страны Ближнего Востока, а эффективность этих инвестиций и получение как экономических, так и политических дивидендов целиком зависят от стабильности ситуации в регионе.
— Поэтому Пекин пробует себя в новом качестве третейского судьи, — говорит Маслов. — Совсем недавно Китай, например, предложил свой план по урегулированию ситуации на Украине, а сейчас призывает Израиль к активным шагам по преодолению тупика на переговорах с Палестиной. Он пытается выступить здесь модератором, до известной степени заменив собой США.
Учитывая, что КНР удается поддерживать ровные отношения как с Израилем, так и с руководством Палестинской автономии и даже с Ираном, такой модератор может оказаться востребован.
— У Израиля и КНР — развитые экономические отношения, кроме того, в Поднебесной империи нет истории антисемитизма, — напомнил израильский политолог, глава Всемирного форума русскоязычного еврейства Алекс Сельский. — А Китай сейчас уже на той стадии, что стремится перевести свою экономическую мощь в геополитическую.
При этом, по словам Сельского, в самом Израиле есть понимание, что США — далеко не единственный кандидат на роль модератора в ближневосточных спорах, уж слишком много раз они показывали свое непонимание происходящего в этом сложном регионе.
Формально торговый оборот между Китаем и Израилем невелик, в 2012 году он достигал $8 млрд и декларировались намерения довести его в течение пяти лет до 10 млрд. Однако две страны связывает очень тесное сотрудничество в области высоких технологий, а Китай для Израиля представляет собой второй по объему торговый рынок, уступая лишь США. Сейчас обсуждается проект строительства Китаем железной дороги, соединяющей средиземноморский порт Ашдод и порт Эйлат на Красном море. Такая дорога, соединяющая Атлантику и Индийский океан, может отобрать часть грузов у Суэцкого канала.
Еще в 2009 году Китай для Израиля был лишь на 11-м месте в этом списке, а поэтому КНР, добившись заметного продвижения в области торговли, решила стать «игроком» и на поле политического модерирования.
Источник: Известия