Аналитика

31 августа 2022 года министр просвещения России Сергей Кравцов сообщил на совещании с президентом Владимиром Путиным о подготовке учебника классического украинского языка для освобождённых территорий. Известно, что язык неотделим от художественной литературы. Попробуем же сравнить творчество Тараса Шевченко с современным украинским национализмом.

Тарас Шевченко является одним из столпов украинской литературы. Свидомые его любят за ненависть к «москалям», критику Богдана Хмельницкого за воссоединение с Россией, сочувствие гетману Ивану Мазепе и злобные выпады против Петра Великого и Екатерины II. Но вот полностью ли соответствует творчество Шевченко современному украинскому национализму? Давайте это проверим.

Начнём с географии. Вот что Шевченко написал в поэме «Гайдамаки»:

«Разбрелись конфедераты
По Польше, Волыни,
По Литве, по Молдаванам
И по Украине».

То есть Шевченко указывает, что Волынь (сейчас её территории находятся в составе Волынской, Ровенской, Житомирской, Тернопольской и Хмельницкой областей) — это не Украина. Почему так? Потому что Украиной в XVII—XVIII вв. именовали прежде всего южную и центральную части Киевского воеводства Речи Посполитой (Среднее Приднепровье).

Идём далее. Общественно-политические взгляды Шевченко тоже не совпадают с идеологией современных украинских националистов, о чём красноречиво говорят строки из поэмы «Еретик», посвящённой панслависту Павлу Шафарику:

«Так и неметчина спалила
Большую хату и семью,
Семью славян разъединила
И тихо-тихо к ним впустила
Усобиц лютую змею.
Полилися реки крови,
Пожар потушили,
А сирот и пепелище
Немцы поделили…
Слава тебе, учёному,
Чеху-славянину,
Что не дал ты уничтожить
Немецкой пучине
Нашу правду!
И родное
Славянское море…»

В самой поэме воспевается проповедник и национальный герой Чехии Ян Гус, который боролся с немецким засильем и Римско-католической церковью и был сожжён на Константском соборе 1415 года, несмотря на гарантии императора Священной Римской империи Сигизмунда I Люксембургского. То есть, по логике Шевченко, сечевые стрельцы, Союз освобождения Украины, Андрей ШептицкийМихаил Грушевский, Центральная рада, Павел СкоропадскийАндрей Мельник, дивизия СС «Галичина», батальон «Нахтигаль» и ОУН-УПА (организация запрещена в РФ) — это враги славянства, служившие немецким господам.

Помимо симпатий к немцам, современные украинские националисты нередко хвалят Речь Посполитую. А как к ней относился Шевченко? Даже фрагменты из его стихотворения «Полякам» противоречат современной концепции украинского национализма:

«Когда мы были казаками,
Ещё до унии, — тогда
Как весело текли года!
Поляков звали мы друзьями,
Гордились вольными степями;
В садах, как лилии, цвели
Девчата, пели и любили,
Сынами матери гордились,
Сынами вольными… Росли,
Росли сыны и веселили
Печальной старости лета,
Покуда с именем Христа
Ксендзы, придя, не подпалили
Наш край, пока не потекли
Моря большие слёз и крови…
Сирот же именем Христовым
Страданьям лютым обрекли…
Жестокие ксендзы, магнаты
Нас разлучили, развели, —
Мы до сих пор бы рядом шли».

Что же видно? Во-первых, Шевченко ещё раз подчёркивает, что Украина — это территория Среднего Приднепровья, где жили запорожские казаки. Галицию, завоёванную ещё королём Казимиром III Великим (правил в 1333—1370 годах) и подвергавшуюся с тех пор иноземной колонизации и окатоличиванию, классик украинской литературы, скорее всего, считал польской землёй, тем более что Тернополь (Тарнополь) и Ивано-Франковск (Станиславов) были основаны поляками (см. «Без свободной Украины нет свободной Польши»: зачем поляки побратались со свидомыми). Кроме того, сразу же после Люблинской унии 1569 года, в ходе которой образовалась Речь Посполитая, Украина (Среднее Приднепровье) и вся Южная Русь были отобраны у Великого княжества Литовского и были переданы Королевству Польскому. То есть с самого начала в Речи Посполитой первую скрипку играла именно Польша, а не Великое княжество Литовское и уж тем более не казаки.

Во-вторых, Шевченко вынужден признать, что магнаты и польское католическое духовенство считали малороссов врагами. По сравнению с современными свидомыми, начавшими вслед за белорусскими змагарами считать «своими» польских и полонизированных магнатов и шляхтичей, Шевченко выглядит объективно. Тем не менее он лукавит, ведь магнаты и католическое духовенство были высшими сословиями польского общества. Следовательно, если польские магнаты и католическое духовенство считали малороссов врагами, значит, элита Польши считала Южную Русь, Среднее Приднепровье и Великое княжество Литовское объектами для своей экспансии, а местное население рассматривала в качестве дикарей, которых нужно было всеми способами приобщать к «цивилизации».

Впрочем, в данном отрывке Шевченко, сам того не желая, разоблачил один из столпов политического украинства — идеализацию казачества. Вольные казаки — это не крестьяне, бежавшие от крепостного права в казаки, а казацкая старшина (атаманы, полковники, писари, судьи и др.), то есть казачья элита, а поляки — это польские дворяне (шляхта), активно осваивавшие южнорусские земли. Не будем забывать, что в Польше нормы крепостного права были закреплены в Пётрковском статуте 1496 года, принятом в интересах шляхты, то есть шевченковских «поляков». Что касается казацкой старшины, то она, будучи одним из самых полонизированных и вестернизированных сословий малороссийского общества, последовательно боролась за получение социального статуса и привилегий, которые имела польская шляхта. Именно воспевавшаяся Шевченко казацкая старшина, получившая права дворянства, добилась восстановления в Малороссии крепостного права после освобождения от польского ига. Это они, потомки старшин, а не «москали» сдирали по три шкуры с малороссийских крепостных крестьян.

Разобравшись с этим, перейдём к вопросам духовным. В своём стихотворении Шевченко упомянул Брестскую церковную унию 1596 года, тем самым ударив по одной из «скреп» украинского национализма. Почему же классик украинской литературы считал униатство злом? Посмотрим на факты. Одним из инициаторов Брестской унии был польский иезуит Пётр Скарга (урождённый Повенский), который ещё в бытность ректором иезуитского коллегиума в Вильно (Вильнюсе) в 1577 году написал сочинение «О единстве Божией церкви под главенством одного пастыря». Более того, Скарга был не просто активным полемистом, но и проповедником при дворе короля Речи Посполитой Сигизмунда III Вазы, который наряду с папой римским Климентом VIII активно поддержал Брестскую унию. При этом религиозная нетерпимость ничуть не мешала Скарге осуждать деятельность магнатов и шляхты и выступать за усиление королевской власти в Речи Посполитой.

Шевченко же не просто так критиковал униатство (греко-католицизм). В «Тарасовой ночи» он написал:

«С ляхами, станицей
Налетели униаты —
Некому вступиться».

Получается, что классик украинской литературы считал униатов пособниками поляков и извергами, пившими народную кровь. В данном случае Шевченко прав, так как унию с Римом приняла та часть западнорусского православного духовенства, которая из корыстных побуждений хотела получить социальный статус и права, которые имело католическое духовенство. Обратим внимание ещё на один момент. Сама «Тарасова ночь» посвящена восстанию 1630 года под предводительством Тараса Фёдоровича. Однако в «Тарасовой ночи» Шевченко упоминает униатов в описании событий, предшествовавших восстанию Тараса Фёдоровича, среди которых выделяется восстание Северина Наливайко, проходившее как раз во время заключения Брестской унии. Униаты же были одними из злейших врагов казачества. Например, в 1625 году запорожские казаки, заступившиеся за православных, убили в Киеве мещанина Фёдора Ходыку и священника Юзефовича, агрессивно распространявших униатство. Позднее, в 1648—1654 годах, во время Хмельнитчины униаты поддерживали Речь Посполитую и польскую шляхту, за что их убивали малороссийские крестьяне и запорожские казаки. О непримиримых отношениях униатов с казаками говорит тот факт, что даже гетман-изменник Иван Выговский, заключивший в 1658 году Гадячский договор с Речью Посполитой, безуспешно просил поляков отменить Брестскую унию.

И словно в насмешку над Шевченко Мстислав Скрипник (племянник Симона Петлюры) не считал Брестскую унию чем-то страшным.

Впрочем, у классика украинской литературы в «Гайдамаках» можно увидеть других персонажей, которые многое расскажут о современном украинском национализме:

«Никогда такого горя
Мир не видел. Школа василиан,
Где учились дети Гонты,
Пала пред напором…»

Здесь Шевченко упомянул уничтожение гайдамаками в 1768 году в Умани школы униатского василианского ордена святого Иосифа. Этот орден был образован в начале XVII века для насаждения греко-католицизма в Речи Посполитой. Позднее василиане принимали участие в восстании Тадеуша Костюшко 1794 года и Польском восстании 1830−1831 годов, за что были изгнаны из Российской империи, но смогли остаться в Галиции и Закарпатье, принадлежавших Австрии. В XX веке василиане продолжили свою антироссийскую и антиправославную деятельность, в частности в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 годов они сотрудничали с немецкими оккупационными властями. После ликвидации Брестской унии на Львовском соборе в 1946 году и ликвидации греко-католицизма в Закарпатье на Ужгородском соборе 1949 года василиане были запрещены в Советском Союзе. Возрождение василиан началось в конце 1980-х годов, особенно после легализации Украинской греко-католической церкви в 1989 году.

Таким образом, почитав Шевченко, наряду с русофобией можно обнаружить следующие здравые мысли. Во-первых, Украина — это прежде всего Среднее Приднепровье. Волынь и тем более Галиция не были для Шевченко Украиной. Во-вторых, он поддерживал борьбу славянских народов с немецким игом. Таким образом, все «герои» свидомого пантеона, служившие австрийским Габсбургам, кайзеровской Германии и Третьему рейху, — это враги всего славянства. В-третьих, классик украинской литературы проговорился о том, что предмет его обожания — это именно казацкая старшина, ориентировавшаяся на польскую шляхту, владевшую крепостными крестьянами. В-четвёртых, Шевченко отрицательно относился к действиям польских магнатов и Римско-католической церкви. В отличие от современных свидомых, он считал Брестскую унию 1596 года трагическим событием, а в униатах справедливо видел пособников поляков. Соответственно, иезуиты и василиане для Шевченко были представителями сил, враждебных малороссам. Всё это позволяет сделать вывод о том, что современный украинский национализм — это явление, глубоко враждебное истории и культуре даже Среднего Приднепровья. Свидомые же используют Шевченко, не особо вчитываясь в его произведения.

Источник: eadaily.com

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.12: 3 122 руб.
Поддержали проект: 9 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также