Россия может открыть новые военные базы за рубежом. О такой возможности 25 ноября заявил российский президент Дмитрий Медведев на сборах руководящего состава Вооруженных сил.
"К сожалению, так получилось, что ряд прежних возможностей для нашей страны исчез. Как вы понимаете, базы на территориях иностранных государств по распоряжению Президента Российской Федерации не создаются. Для этого необходимо проводить сложную политико-дипломатическую работу, для того чтобы нас хотели видеть и рассматривали как элемент укрепления собственного имиджа, собственной безопасности в других государствах. Не буду скрывать от вас: некоторые идеи на эту тему у нас есть. Но называть их вслух я тоже по понятным причинам не буду", — заявил Дмитрий Медведев.
В первую очередь, речь идет о пунктах обеспечения российских кораблей на территории иностранных государств. Создание таких объектов необходимо для поддержания российского военного присутствия в стратегически важных регионах земного шара.
Причем, как подчеркнул российский президент, направлять вместе с боевыми кораблями суда обеспечения "очень дорого и неэффективно". По его словам, "в этом смысле наши нынешние партнеры имеют гораздо лучшие условия, потому что они понатыкали себе баз в самых разных частях мира и заходят, заправляются. В общем, это тема, которая требует внимательного государственного участия".
В первую очередь это относится к США, а также к Великобритании и Франции, сохраняющим военное присутствие во всех океанах.
Напомним, что в советское время наша страна имела широкую сеть зарубежных военно-морских баз и пунктов материально-технического обеспечения. В разное время подобные объекты имелись на территории 16 стран мира. Речь идет о Кубе (Гавана и Сьенфуэгос), Египте (Александрия и Мерса-Матрух), Алжире (Шершель), Сирии (Латакия и Тартус), Эфиопии (Дахлак), Йемене (остров Сокотра и Аден), Анголе (Луанда), Гвинее (Конакри), Ливии (Триполи и Тобрук), Тунисе (Бизерта и Сфакс), Югославия (Сплит и Тиват), во Вьетнаме (Камрань).
Эти базы и пункты материально-технического обеспечения позволяли обеспечивать присутствие советского военно-морского флота в критически важных районах земного шара, где нередко шла борьба за сферы влияния с США. Кроме того, они позволяли поддержать наших союзников, в отношении которых шел постоянный американский нажим.
Кроме того, нельзя забывать и о том, что на территории ряда иностранных государств в советское время находились пункты слежения и прослушки каналов связи. Подобные объекты располагались в Польше (Свиноустье), ГДР (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), во Вьетнаме (Камрань), Северной Корее (Рамона), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра), а также в Египте и Ливии.
С распадом СССР почти все они были ликвидированы, поскольку российское руководство посчитало неоправданно дорогим содержание подобных военных объектов. Несколько лет назад были закрыты базы во Вьетнаме и на Кубе. К настоящему времени из всех этих объектов функционирует лишь пункт материально-технического обеспечения в сирийском Тартусе, да и то в ограниченном режиме.
Разумеется, возрождение военно-морских баз и пунктов материально-технического обеспечения будет стоить немалых денег. Насколько оправданно воссоздание прежней зарубежной инфраструктуры для Военно-морского флота и не проще ли заменить их более дешевыми плавучими базами? Этот вопрос "Правда.Ру" задала эксперту Академии геополитических проблем, капитану первого ранга Константину Сивкову:
"Это благородное и правильное дело. Ведь военные базы лучше всего обеспечивают влияние той или иной страны в стратегически важных для нее уголках земного шара. В советское время благодаря им мы имели постоянное присутствие во всех океанах. Возродить их при желании не так и сложно, поскольку многие из них были законсервированы. Однако проблема в другом: сейчас состав того же Тихоокеанского флота сильно сокращен и у нас нет больших ресурсов для одновременного прикрытия собственных берегов и новых военно-морских баз".
Где же могут появиться новые российские военные объекты? Исходя из направлений внешнеполитической активности наших лидеров можно очертить такой список: Вьетнам, Сирия и Алжир. Из алжирских источников поступают сведения, что Россия присматривается к базе в Мерс-эль-Кебире. Кроме того, она может расконсервировать вьетнамскую Камрань и сирийскую Латакию. Не исключено, что свои базы для российского ВМФ могут предоставить наши латиноамериканские союзники".
Сергей Балмасов
Источник: Правда.Ру