Новости

Обстрел Северной Кореей южнокорейского острова Большой Ёнпхёндо в Желтом море спровоцировал крупнейший международный кризис. Пхеньян и Сеул обещают нанести друг другу «беспощадные удары» в ответ на новые провокации, а Совбез ООН готовится собраться на экстренное совещание. Обострение может быть связано со сменой власти в Пхеньяне, допускают эксперты.


Атака на Ёнпхёндо

Армии Северной и Южной Корей во вторник обменялись ударами, обстреляв из артиллерийских орудий территорию друг друга, положив начало самому масштабному военному столкновению между двумя корейскими государствами с момента окончания Корейской войны в 1953 году. В 14.34 по местному времени (8.34 мск) Революционные вооруженные силы КНДР начали артиллерийский обстрел южнокорейского острова Большой Ёнпхёндо в Желтом море (см. карту). Взрывы и пожары на острове жители Южной Кореи могли видеть непосредственно с материка.


По южнокорейскому острову было выпущено не менее 200 артиллерийских снарядов, многие из которых попали на территорию военной базы, расположенной на южной оконечности острова. Не менее 60 домов разрушены, ранения получили по крайней мере 14 южнокорейских военнослужащих и три мирных жителя, двое военных погибли.


Южнокорейцы ответили 80 артиллерийскими залпами по материковой части соседнего государства. Рыбацкое население Большого Ёнпхёндо (около 1300 человек) было эвакуировано — сначала в бомбоубежища, а затем частично вывезено с острова.

Кто первый начал

Спустя несколько часов после окончания обмена огнем официальный Пхеньян объяснил, что его вооруженные силы «ответили мощными ударами на безрассудную военную провокацию марионеточного режима Южной Кореи». Атаку, объясняет в коммюнике верховное командование Корейской народной армии, спровоцировали военные учения «Хогук», в ходе которых южнокорейская сторона произвела несколько десятков ракетных пусков в территориальные воды КНДР.

«Мы действительно проводили учебные пуски ракет, однако все выстрелы были направлены на запад. В сторону севера не было сделано ни одного ракетного пуска», — цитирует Reuters ответ официальных представителей южнокорейского правительства. По словам старшего научного сотрудника центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константина Асмолова, «проведение масштабных учений, в которых задействованы до 80 тысяч военнослужащих, естественно вызвало резкое напряжение в северокорейском командовании».

Хуже только война


Северокорейское командование обещало и впредь «наносить беспощадные ответные удары, если марионеточный режим Южной Кореи будет вторгаться в территориальные воды КНДР».


Установить правоту одного из корейских государств трудно: и север, и юг считают воды вокруг пяти южнокорейских островов в Желтом море — Большого и Малого Ёнпхёндо, Пэннёндо, Большого и Малого Чхондо — своими. Острова, оставшиеся за сеульским правительством после войны, лежат значительно севернее 38-й параллели, которая по условиям прекращения огня 1953 года взята за разделительную линию между двумя корейскими государствами. Официальный Пхеньян не оспаривает территориальную принадлежность островов, но не признает «северную разделительную линию» — воображаемую черту, разделяющую воды севера и юга, которая проходит вдоль северокорейского побережья. При этом Большой Ёнпхёндо находится всего в 120 км от Сеула.

Конфликты вокруг вод не раз были причиной стычек между двумя Кореями. 26 марта этого года северокорейской торпедой в водах неподалеку от Ёнпхёндо был подбит южнокорейский сторожевой корвет «Чхонан», 46 моряков погибли. Ответственность Пхеньяна за гибель судна была подтверждена в мае международной экспертной комиссией, изучившей обломки корабля и торпеды.

Жесткие заявления прозвучали и из Сеула.


Президент Ли Мён Бак приказал главе комитета начальников штабов южнокорейских вооруженных сил Хан Мин Гу нанести удар по ракетной базе северян, находящейся неподалеку от позиций береговой артиллерии, если Пхеньян будет заподозрен в новых провокациях.


Республика «готова к решительному и жесткому ответу в случае продолжения провокаций Северной Кореи», заявил сразу же после начала конфликта Ли Мён Бак. Войска Южной Кореи с трех часов дня приведены в высшую степень боевой готовности — следующий уровень означает полномасштабные военные действия. Приказ снизить уровень боеготовности пока не последовал. На Большой Ёнпхёндо переброшены истребители F-16 южнокорейской армии.

«Ситуация очень тяжелая, стороны обменялись максимально жесткими предупреждениями», — комментирует Асмолов. Надежду на снижение градуса эскалации дает тот факт, что Сеул в отличие от истории с потоплением «Чхонана» не торопится обращаться в Совбез ООН. Первоначальные сообщения о том, что южане потребуют международного разбирательства, были потом дезавуированы правительством.

Международное сообщество готовится жестко ответить на эскалацию напряженности самостоятельно: во вторник или среду состоится экстренное заседание Совета Безопасности ООН. Источник Reuters во французской делегации при ООН подтвердил: «Вопрос в работе до сегодняшнего или завтрашнего дня. Мы за его (Совбеза) проведение и (рассчитываем), что он состоится».

США и их союзники единогласно осуждают Пхеньян. Пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс призвал коммунистический режим «прекратить свои воинственные действия и полностью подчиниться нормам о прекращении огня». Министр иностранных дел Франции Мишель Альо-Мари потребовала от северян «воздержаться от любых дальнейших действий, чреватых усилением напряжения в регионе». Секретарь кабинета министров Японии Есито Сенгоку назвал действия Северной Кореи «непростительными».


Россия и Китай, поддерживающие с Ким Чен Иром прочные отношения, от определения виновных воздержались, призвав обе стороны к миру. Показательно, что тут же в китайском государственном информагентстве «Синьхуа» возникло сообщение о подписании между Пекином и Пхеньяном торгового соглашения.



Эскалация конфликта на Корейском полуострове может иметь «колоссальную опасность», подтвердил находящийся в Минске глава российского МИДа Сергей Лавров. Хун Лэй, официальный представитель МИДа Китая, главного союзника КНДР в регионе, заявил, что оба государства «должны делать больше, чтобы способствовать делу мира». «Настоятельно необходимо возобновить шестисторонние переговоры», — объявил дипломат.

Шестисторонние переговоры по денуклеаризации Корейского полуострова, в которых участвовали помимо двух корейских государств Китай, Россия, США и Япония, были прерваны в апреле прошлого года после выхода из них КНДР.

После того как на прошлой неделе власти КНДР заявили о наличии у них двух тысяч работающих центрифуг для обогащения урана в ядерном центре в Йонбёне, японский министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара заявил о необходимости «действовать хладнокровно, укреплять взаимодействие и обмен информацией, особенно между Японией, США и Республикой Корея», а в правительстве Южной Кореи заговорили о возможности разместить на своей территории американское ядерное оружие. Правда, уже в понедельник это было дезавуировано южнокорейским премьером Ким Хван Сиком.

Асмолов видит причину эскалации конфликта не в международной напряженности вокруг КНДР: по его мнению, виной всему военная истерия. «В КНДР считают любые маневры южной стороны репетицией вторжения», и на этот раз у северян «могла сработать инструкция, что считать агрессией», заметил эксперт «Газете.Ru». Версия о том, что «победная война» потребовалась для закрепления наследования власти «молодым генералом» 27-летним Ким Чен Ыном, третьим сыном Ким Чен Ира, российский эксперт считает необоснованными. На Западе же она является едва ли не основной.

Как заметил Reuters научный сотрудник корейского Института национального воссоединения Пак Ён Хо, уверенности в том, что северокорейские действия поддаются рациональному объяснению, у него нет, но он предполагает, что Пхеньян «хотел превратить регион в зону конфликта, чтобы затем пригласить озабоченные стороны к столу переговоров» на своих условиях.

Шестисторонние переговоры, на которых настаивает сегодня Китай, еще накануне заслужили скептическую оценку Вашингтона. «Сейчас, когда в Северной Корее продвигается программа по обогащению урана и существует возможность проведения Пхеньяном нового ядерного испытания и пуска ракет, мы не думаем о возобновлении шестисторонних переговоров», — заявил в Токио спецпредставитель США по корейскому вопросу Стивен Босуорт, сообщает ИТАР-ТАСС.

Источник: gazeta.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 29.11: 10 350 руб.
Поддержали проект: 18 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также