Новости

С 1 июня аптеки, включая и производственные, официально станут частью системы здравоохранения. В Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) внесены изменения, согласно которым отпуск и изготовление лекарств, в том числе медицинских радиофармпрепаратов, теперь относятся к "деятельности в области медицины…" Какой должна быть роль провизора в российском здравоохранении, обсуждали участники форума "Человек и лекарство".

До сих пор аптеки, по сути, считались торговыми предприятиями. Но провизор имеет высшее образование и часто становится первым специалистом в белом халате, к которому обращаются люди с недомоганием, просят помочь, с которым советуются по вопросам здоровья. Поэтому в фармацевтическом сообществе предлагают пойти дальше: функции провизора могут и должны быть шире, чем роль обычного продавца, отпускающего лекарства.

"На конец 2024 года в России насчитывалось более 80 тысяч аптек. И если предположить, что в каждую за день зашло только 10 посетителей (хотя по факту их будет намного больше), то мы увидим, что ежедневно фармацевты контактируют минимум с миллионом человек. Это огромный резерв повышения грамотности населения в отношении своего здоровья, - сказала в своем выступлении главный внештатный специалист по терапии Приволжского федерального округа Татьяна Куняева. - Мы видим, что привычные способы агитации за здоровый образ жизни людям надоели и не работают. Ширится тенденция к самолечению, а информация неизбирательно берется в интернете или, что еще хуже, у соседки. Аптека становится промежуточным звеном между человеком и доктором, потому что до поликлиники еще надо дойти, записаться на прием, а аптека всегда в шаговой доступности. Конечно, провизор - не доктор, не клиницист, но он и не "сарафанное радио". Его компетенций достаточно, чтобы дать дельный совет и не навредить".

Действительно, по данным опроса Российской ассоциации аптечных сетей, более 70 процентов пациентов не обращаются к врачу при первых признаках заболевания, а идут в аптеку - просят рекомендации, в том числе и по медикаментозной помощи. Это - повседневная реальность в работе провизора. Те же исследования подтверждают: уровень доверия к аптечным работникам высок - к их рекомендациям прислушиваются.

Именно поэтому возникает необходимость закрепить и расширить понятие "фармацевтическое консультирование" с внесением соответствующих изменений в нормативно-правовые акты. Нужно, чтобы аптечные работники четко понимали, какого рода советы они могут давать посетителям и за какой чертой их полномочия заканчиваются.

"Грамотный провизор может очень многое. При легком недомогании, когда человек явно не пойдет к врачу, именно в аптеке ему могут помочь организовать ответственное самолечение, - считает директор Института экономики здравоохранения, НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович. - Выдавая противопростудные и противовирусные лекарства, аптечный работник может ненавязчиво напомнить покупателю о пользе вакцинации, и это будет убедительно. В аптеке мы покупаем средства по уходу за младенцами и лежачими больными - и тут совершенно необходим совет, как обеспечить лучший уход в том или ином случае. Важнейшее направление - правильный прием лекарств. У врача на приеме на такие объяснения может просто не хватить времени, и тут фармацевт ему - большой помощник".

Однако в действующих нормативных правовых актах функции аптечных работников в рамках консультирования ограничены лишь объяснением о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента, включая лекарства, но возможность более широкого информирования законодательно не закреплена.

"Такое несоответствие создает значительный разрыв между реальной практикой и правовыми рамками фармацевтической деятельности", - подчеркнула Лариса Попович.

С идеей интегрировать аптеки в систему медицинского просвещения, включить их в профилактический континуум выступила директор НМИЦ терапии и профилактической медицины, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике, академик Оксана Драпкина. Провизоры вполне могут участвовать в информационных кампаниях о здоровом питании, профилактике заболеваний и диспансеризации.

А помещения аптек, куда любой человек заглядывает в несколько раз чаще, чем в поликлинику, могут с помощью размещенных там стендов и плакатов сделать эту работу более эффективной.

"Наша задача состоит в том, чтобы аптеки активно участвовали в распространении знаний о здоровом образе жизни и повышении грамотности в отношении здоровья, - отметила Драпкина. - Включение аптек в систему информирования о скрининговых программах, возможностях вакцинации, диспансеризации может значительно повысить уровень вовлеченности граждан, их заинтересованности в ранней диагностике, и человек с большей вероятностью получит своевременное лечение".

80 тысяч аптек насчитывается в стране, через них в день проходит до миллиона посетителей

Фармацевтический работник не имеет права ставить диагноз и назначать лечение, но он может, услышав от посетителя об угрожающих симптомах, убедить его не откладывать визит к врачу.

"Для развития этого направления нужно разработать и внедрить симптомчекеры - вопросники в помощь аптечному работнику, а в идеале - предусмотреть также механизм, чтобы можно было при необходимости сразу же записаться к врачу", - говорит Драпкина.

Исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты (НФП) Елена Неволина напоминает: провизоры в аптеке - это специалисты с высшим фармацевтическим образованием, их готовят медицинские университеты, а фармацевты имеют среднее профессиональное образование. Квалификация большинства фармработников вполне позволяет расширить круг их полномочий, тем более, согласно опросам, они сами готовы пройти дополнительную подготовку и считают, что новый функционал поднимет престижность их работы.

Более того, аптечные сети, помимо более активного консультирования, могут участвовать и в различных социальных проектах. Например, такая услуга, как измерение артериального давления с помощью расположенного в торговом зале тонометра, очень востребована у посетителей аптек. Еще пример - одна из крупнейших аптечных сетей в Красноярском крае первой в России реализовала проект по сбору просроченных неиспользованных лекарств - благодаря программе удалось предотвратить попадание в окружающую среду нескольких тонн медикаментов.

"Аптека тем и отличается от магазина, что человек в белом халате обладает необходимыми знаниями. Сегодня он должен консультировать покупателя даже по тем лекарствам, которые приобретаются по назначению врача. Он должен объяснить, как хранить препарат, как правильно принимать, уточнить дозировку и напомнить, что ее нельзя самовольно менять. При этом потенциал участия фармработников в здоровьесбережении намного больше. Наши опросы показали: у посетителей аптек определенно есть потребности в фармацевтическом консультировании, и нам нужно определить его четкие рамки", - заключила Елена Неволина.

НФП и НМИЦ терапии и профмедицины договорились о межструктурном взаимодействии по вопросам расширения компетенций фармацевтов, совершенствования нормативно-правовой базы, повышения безопасности фармакотерапии с учетом риска возникновения полипрагмазии, а также усиления социальной роли аптечных сетей. Были предложены меры по развитию образовательных программ и широкому внедрению системы утилизации просроченных лекарств. Эксперты уверены - аптечные работники не конкурируют с врачебным сообществом, а, напротив, могут выступить дополнительным ресурсом безопасной, своевременной и доступной медицинской помощи людям.

Источник: rg.ru

Самолечение в России остается серьезной проблемой здравоохранения

Самолечение остается в нашей стране серьезной проблемой. Как показали результаты опроса, опубликованные в журнале "Здоровье населения и среда обитания" 2023 году, каждый второй респондент в случае болезни предпочитает лечиться самостоятельно, используя лекарства и "народные" средства. Хотя авторы и отмечают постепенное снижение востребованности этого подхода к лечению в пользу обращений за квалифицированной врачебной помощью, самолечение по-прежнему для большинства является привычной практикой поведения.

Решение об употреблении лекарств часто принимается самостоятельно, и особенно тревожно, что в основном это характерно для молодежи. При этом чем хуже респонденты оценивают состояние системы здравоохранения в своем городе или регионе, тем реже они обращаются к врачам и тем чаще лечатся самостоятельно.

Какие именно лекарства при этом выбирают граждане, выяснилось при опросе 2000 россиян, проведенном Центром аналитики и исследований МТС AdTech в марте 2025 года.

Более 60 процентов опрошенных покупают лекарства ежемесячно, при этом каждый третий делает это по необходимости: когда появляются симптомы заболевания (64 процента), если лечение порекомендовал врач (44 процента) или на всякий случай - для пополнения домашней аптечки (35 процентов).

При этом большинство опрошенных (96 процентов) доверяют отечественным лекарствам и российским аналогам импортных. И каждый третий опрошенный готов рекомендовать российские препараты или российские аналоги зарубежных своим близким и знакомым.

Опрос также показал, что 77 процентов граждан покупают лекарства онлайн с доставкой до ближайшей аптеки или на дом. Еще 17 процентов покупают нужные препараты на маркетплейсах. Чаще всего пользуются онлайн-сервисом на маркетплейсах с самовывозом или доставкой в Центральном федеральном округе (33 процента), Приволжском федеральном округе (20 процентов) и в Южном федеральном округе (14 процентов). Меньше других используют эту опцию в Дальневосточном федеральном округе (всего один процент).

Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющее большинство граждан (88 процентов) выбирают лекарства самостоятельно даже тогда, когда лечение назначил врач. Из них 37 процентов респондентов покупают привычные препараты, которыми пользуются постоянно, 27 процентов - любые не рецептурные. По рекомендации аптечного работника выбирают их 12 процентов опрошенных, еще 12 процентов - по совету друзей и родственников.

Средний чек в месяц за лекарства у большинства (86 процентов) участников опроса не превышает 3000 рублей.

Источник: rg.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 09.12:  3 092  руб.
Поддержали проект: 7 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также