В Центре разработки национальной алкогольной политики (ЦРНАП) подготовили законопроект, в соответствии с которым предлагается дополнить статью 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» нормой, запрещающей с 6 до 23 часов местного времени демонстрацию употребления алкогольной продукции в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах. Об этом RT сообщил руководитель ЦРНАП Павел Шапкин. 15 мая премьер-министру Дмитрию Медведеву было направлено письмо с просьбой поручить уполномоченным ведомствам дать оценку законопроекту. Позже проект закона планируется отправить на рассмотрение в комитет Госдумы по охране здоровья.
«В большинстве случаев демонстрация на телеэкране употребления алкоголя содержит в себе все признаки скрытой рекламы. Мы садимся вечером с детьми смотреть кино, а там взрослые выпивают. Причём как плохие, так и хорошие герои. Ребёнок начинает воспринимать это как норму. Сложно ему потом объяснить, что употреблять алкоголь вредно. Поэтому нужно запретить показывать распитие спиртного в то время, когда телевизор смотрят дети», — утверждает автор законопроекта.
По словам руководителя ЦРНАП, существующим законодательством данный вопрос пока не урегулирован.
Член комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко сообщил RT, что готов поддержать предложение и внести его на рассмотрение.
Оценил предложенную меру по профилактике алкоголизма и член Общественной палаты, руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев.
«Есть хорошая народная мудрость: «с глаз долой — из сердца вон». Безусловно, любая реклама, демонстрация стимулирует потребление. Инициатива должна быть поддержана. Но главный вопрос — серьёзное алкогольное лобби в Государственной думе, поэтому, к сожалению, такой закон потерпит крах», — считает эксперт.
Специалист в сфере маркетинга и развития медиапроектов Владимир Вайнер полагает, что механизмы воздействия на аудиторию у рекламы и проходного кадра в художественном или документальном фильме разные, поэтому считать их влияние на зрителей равнозначным изначально неправильно.
«Реклама — это систематическое повторение объявления. К ней не относится просто упоминание алкоголя в художественных произведениях культуры, искусства, потому что там такого повторения нет, а есть событие, органически вплетённое в сюжет», — пояснил эксперт.
Владимир Вайнер уверен, что запрет станет неприятным сюрпризом как для медиарынка, так и для зрителей. Если поправки к закону будут приняты, телекомпаниям придётся перекрывать изображение, подпадающее под запрет, или полностью отказываться от демонстрации фильма или программы, в которых присутствуют сцены употребления алкоголя.
Телепродюсер, исполнительный директор Международной академии телевидения и радио Сергей Ерофеев утверждает, что запрет повлечёт за собой серьёзные затраты для телекомпаний.
«Технически эта инициатива реализуема. Придётся нанимать литературного и видеоредакторов, которые будут вырезать или перекрывать неугодные кадры. Это дополнительная работа. Кто её будет оплачивать? Вещатель. И главный вопрос, насколько это действенно?» — говорит Ерофеев.
По его мнению, ограничение может спровоцировать обратную реакцию — вызвать дополнительный интерес к теме алкоголя.
30 декабря 2009 года правительство России утвердило «Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года».
23 июля 2012 года в России вступил в силу запрет на рекламу алкогольной продукции в интернете и на телевидении.
Источник: rt.com