Если во Франции число отказывающихся от вакцинации людей остается небольшим, в США это движение приобрело заметные масштабы и ведет к резкому росту случаев заболевания коклюшем и корью, которая, кстати, в десять раз заразнее Эболы.
9 октября в Осере супружескую пару вызвали в суд из-за отказа провести обязательную вакцинацию маленьких детей от дифтерии, столбняка и полиомиелита. Этот изолированный случай начинает вызывать беспокойство с учетом того, что, по данным опросов, при отмене обязательного требования от прививок, вероятно, отказался бы 21% французов. В США существует целое движение противников прививок, которое возглавляет актриса и модель Дженни Маккарти. Она утверждает, что вакцинация стала причиной возникновения аутизма у ее сына.
Atlantico: Какие аргументы приводят американские родители, которые считают, что их детям лучше не проходить вакцинацию? Каковы масштабы этого явления?
Антуан Флао: На этот счет имеется огромное множество неверных сведений, которые распространяют в том числе и сами ученые. Так, например, в уважаемом британском журнале The Lancet появилась целая серия статей о существовании связи между вакцинацией от кори и появлением аутизма. Можно доказать, что все эти статьи на самом деле были нечестной подделкой. Мошенники есть повсюду, в том числе среди врачей и ученых. Кроме того, некоторые из приписываемых вакцинам побочных воздействий сложно опровергнуть, потому что они касаются возникновения пока что еще не до конца изученных заболеваний (например, аутизма, рассеянного склероза, аутоиммунных заболеваний). Во время массовой вакцинации прививки по определению делаются всему населению (или людям определенного возрастного среза). Поэтому возникновение этих болезней у группы населения в один период может быть ошибочно списано на вакцинацию. Представьте себе: вы делаете дочери-подростку прививки, а через какое-то время у нее возникает рассеянный склероз (это по большей части женское заболевание обычно возникает именно в таком возрасте). Раз ученым до сих пор неизвестна причина появления рассеянного склероза, врач не может дать прямого ответа на вопрос, не связано ли это с вакциной. И это порождает сомнения. Если возникает несколько подобных случаев, начинают идти слухи, а внимание СМИ быстро разжигает пламя споров.
Как бы то ни было, это не означает, что вакцины абсолютно безвредны: в недавней истории было несколько случаев, которые доказали обратное. Так, в США возникло нечто вроде эпидемии синдрома Гийена-Барре (речь идет о параличе мышц, точные причины появления которого нам до сих пор неизвестны) после прививок против гриппа в 1976 году. Это оставило в памяти жителей страны настоящую психологическую травму. Когда появились первые случаи, врачи не увидели здесь связи с вакцинацией. Однако когда все увидели масштабы явления, которое явно выходило за границы простого совпадения, пришлось признать, что в том году вакцина действительно стала причиной возникновения данного неврологического синдрома. С тех пор за вакцинацией против гриппа следят с огромным вниманием, однако, как ни странно, ничего похожего больше не возникало, хотя с тех пор прививки от гриппа были сделаны миллионам людей в США и по всему миру.
— За последние годы в США растет число случаев заболевания корью и коклюшем. По данным опубликованного в Pediatrics исследования, в тех зонах, где проживает большое число противников вакцинации, риск возникновения эпидемии коклюша выше в 2,5 раза. Какую роль здесь играют не прошедшие вакцинацию люди? Как они подрывают систему здравоохранения?
— Корь и коклюш — это в высшей степени заразные заболевания. Для сравнения, вирус кори передается в десять раз быстрее вируса Эболы. Таким образом, появление кори в сообществе непривитых людей может привести к масштабным эпидемическим вспышкам. У нас забывают, что корь — это не просто банальная детская сыпь с жаром, а одна из главных причин возникновения слепоты у детей по всему миру (в первую очередь в Центральной Африке). Кроме того, он может вызвать энцефалит и соответственно высокую смертность. Считается, что для избежания эпидемий вакцинировать нужно более 95% населения. Это означает, что если число непривитых людей составляет менее 5% населения, то они все равно защищены коллективной вакцинацией остального населения. Нужно отметить, что при любых условиях часть людей все равно отказываются от прививок по целому ряду причин (потому что родители против вакцинации ребенка или потому что у детей имеются противопоказания, например, аллергия). Это называется групповым иммунитетом: привитые люди становятся преградой для проникновения вируса в общество. Если же эта коллективная солидарность, которая позволяет спокойно жить маленькой группе непривитых людей, нарушается, если их доля возрастает до 10% или даже 20% населения, это ставит под угрозу всю санитарную безопасность страны, достигнутый в ХХ веке прогресс в области борьбы с эпидемиями.
— Как именно все это затрагивает население? Каким болезням может сыграть на руку ослабление защиты населения? Каких категорий людей это касается в первую очередь?
— В Великобритании уже упомянутое мной мошенничество по поводу связи вакцинации против кори с аутизмом уже привело к потере доверия людей к этой вакцине. Францию это не затронуло, однако там возникли жаркие споры по поводу прививок против гепатита В и рассеянного склероза. Это при том что вакцина против гепатита В является одной из самых эффективных и отличается прекрасной переносимостью. Более того, она фактически стала первой вакциной против рака, потому что позволяет избежать вызываемых гепатитом В раковых изменений в печени. В Северной Америке широко используется вакцина против ветрянки, тогда как во Франции врачи по большей части воздерживаются от этих прививок. Защиту населения от инфекционных заболеваний подрывают не только движения противников вакцинации. Немалую роль здесь играет пренебрежение. Во Франции и Европе не уделяют этому должного внимания. У нас уже несколько стерлось из памяти то, насколько страшными были инфекционные заболевания вроде столбняка, полиомиелита и дифтерии. Поэтому нас сегодня это уже не слишком волнует, мы об этом не думаем. Отсутствие электронной карты, напоминаний на смартфоне ситуацию тоже не улучшают. Многие здоровые молодые люди обычно не пользуются системой здравоохранения и не ходят на регулярный осмотр к лечащему врачу, что увеличивает опасность возникновения коклюша, свинки или кори, когда у них будут дети. В некоторых штатах США вы не можете поступить в университет, если не сделали все необходимые прививки. Мне кажется, что это хорошая идея, потому что молодым людям нужно напоминать о важности предотвращения заболеваний.
— Если власти ничего не предпримут и движение противников вакцинации наберет обороты, как это может повлиять на эпидемическую обстановку в США?
— Это и так масштабное движение. Сейчас уже другой век, люди лучше образованы и информированы, что, как ни парадоксально, вовсе не ведет к достижению консенсуса по этим вопросам. Существует своего рода демократическое право на обсуждение и споры, и многие граждане считают, что могут с полным основанием иметь свою точку зрения, даже если она противоречит позиции их врача и официальным рекомендациям. Кроме того, нет единого мнения и среди самих экспертов.
Недавно споры насчет вакцинации против папилломавируса, которая может предотвратить возникновение рака стенок уретры, вспыхнули даже в самом официальном комитете по вакцинации. Иначе говоря, это очень сложные вопросы, имеющаяся информация доступна для всех, а обсуждение идет полным ходом. В ближайшие годы нам будет сложнее гарантировать вакцинацию более 95% населения в нынешних условиях, когда решение становится результатом свободного выбора и предлагается более демократическим образом, чем вчера. В наших демократиях очень сложно добиться поддержки того или иного вопроса 95% общества. Это все больше и больше касается вопросов здравоохранения, которые перестают быть уделом одних лишь врачей. Нужно принимать во внимание этот факт. В результате нам будет очень сложно искоренить в нашем обществе болезни вроде кори, а некоторым детям, к сожалению, придется расплачиваться за неприятие вакцин их родителями.
— Как, по-вашему, стоит относиться стремлению избавиться от обязательной вакцинации во имя принципа свободы? Какие выводы из обстановки в США нужно вынести для себя Франции?
— Уже упомянутая нами вакцинация против кори не является обязательной во Франции. Как, впрочем, и против коклюша. Делать их всего лишь рекомендуют, однако уровень покрытия населения превышает 90%. Иначе говоря, не стоит думать, что в борьбе с болезнями путем вакцинации результаты может дать лишь принуждение. Врачи и фармацевты могут повлиять на родителей, если пользуются доверием у них. Кроме того, государственным властям нужно направить больше усилий на распространение информации, повышение прозрачности и ответственности: не стоит слишком ярко расписывать преимущества вакцинации, чтобы убедить людей в ее обоснованности. Времена изменились, и к ним пора приспосабливаться. Я не испытываю особого пессимизма по этому поводу. Мне кажется, что нам нужно положиться на здравомыслие людей, понимание ими опасности инфекционных заболеваний. При возникновении серьезной угрозы люди прислушаются к призывам и сумеют защитить себя. Сейчас некоторые болезни вроде столбняка и полиомиелита практически исчезли, в связи с чем люди начинают больше опасаться не их, а последствий вакцины, и предпочитают отказаться от прививки. Тем не менее они забывают, что в нынешнем глобальном мире люди путешествуют и могут привезти вирус полиомиелита, потому что он еще не побежден на всей нашей планете. К тому же вирус столбняка живет в земле, и шип розы или ржавый гвоздь могут сегодня представлять не меньшую опасность, чем полвека назад. Поэтому отказ от вакцины от столбняка столь же опасен сейчас, как и в прошлом. Сегодня потребуется несколько освещенных в СМИ случаев, чтобы люди поняли, что умереть от столбняка так же страшно, как от Эболы. Только вот доводить до этого было бы глупо, потому что у нас существует отлаженная превентивная система.
Антуан Флао, врач, специалист по здравоохранению.