В Госдуме разрабатывается законопроект, распространяющий законодательные нормы, касающиеся алкогольной продукции, на все энергетики
Фото: ИЗВЕСТИЯ
В сентябре в Госдуму был внесен законопроект, запрещающий продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков. Поправки внесли 40 депутатов от всех парламентских партий во главе с Николаем Левичевым («Справедливая Россия»). Правда, среди подписавших проект закона депутатов не было ни одного из думского комитета по охране здоровья. Член этого комитета Сергей Фургал рассказал «Известиям», почему в борьбе с энергетиками нужны совсем другие меры и для чего он вносит альтернативный законопроект, который приравнивает все без исключения энергетики к алкогольной продукции.
— Для того чтобы полностью запретить энергетики, нужно обосновать, почему мы это делаем. Если мотивируем тем, что они обладают легким алкогольным и наркотическим эффектом, в таком случае мы должны запретить сигареты, вино, водку и т.п. Раз подобные продукты с учетом ограничений все-таки допущены к продаже, то и энергетики логично приравнять к алкогольной продукции и распространить на них законодательные нормы, действующие в отношении алкоголя. Пиво в нашей стране ведь долгие годы не приравнивалось к алкогольной продукции, — отмечает Сергей Фургал.
Когда же пиво все-таки вошло в разряд алкогольных напитков, для него не пришлось прописывать новых законодательных актов, отмечает депутат.
По его словам, работающие законы по алкоголю у нас есть — осталось сделать так, чтобы они распространялись и на энергетики. В частности, по его предложению, нельзя будет купить энергетический напиток, содержащий таурин, кофеин и алкоголь, ночью, лицам до 18 лет, в онлайн-магазинах и т.п.
Несмотря на то что большинство энергетических напитков на российском рынке не содержат алкоголь, депутат считает объединение их в один класс с алкогольными целесообразным и с точки зрения воздействия на организм.
— Если в напитке содержится таурин или подобные ему вещества, да еще с высоким содержанием чистого (химического) кофеина, какая разница, алкогольный он или безалкогольный? Механизм действия на центральную нервную систему, на головной мозг у него от этого не меняется, — говорит парламентарий.
Он утверждает, что химическое вещества, содержащиеся в таких напитках, по отдельности в определенных дозах разрешены, только далеко не все их соблюдают. И когда за вечер подростки выпивают по несколько таких «коктейлей», да еще и запивают их водкой, легко представить, что происходит с их организмом.
Член Общественной палаты, директор фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов поддержал инициативу, в том числе и как врач.
— Мы должны заботиться о подрастающем поколении, чтобы иметь здоровую демографию. А все эти энергетики не только вредны своим химическим составом. Они могут стать мостиком к тому, что молодые люди начнут употреблять и что-то более тяжеловесное, — говорит он.
Член ОП считает, что помимо запретов также необходимо сформировать в обществе отрицательное отношение к подобным напиткам.
— Ограничить доступ молодых людей к таким напиткам — это лишь первый шаг. Здесь очень важно действовать в нескольких направлениях — чтобы наравне с формальным подходом велась и информационно-разъяснительная кампания. Положительный пример здесь — антитабачный закон, ограничительные меры которого вводились поэтапно и поначалу вызывали самую неоднозначную реакцию наших сограждан, — добавил он.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что никакие ограничительные меры здесь не сработают. Если взять аналогию с рынком алкогольной продукции, то запрет ночной продажи или торговли в интернете, как и другие ограничительные меры, никак не повлияли на статистику потребления алкоголя в нашей стране.
— Это ведь потребность не в конкретном напитке, а в определенном психо-эмоциональном состоянии, о чем забывают, когда говорят, что надо бороться с алкоголем или чем-то другим. Если мы исключим одно, на рынке тут же появится аналог, — отмечает эксперт.
Он также считает преувеличенной проблему чрезмерного употребления энергетиков российскими подростками, о которой часто заявляют различные эксперты.
— Мне рассказывают, что в регионах спиваются этими энергетиками, потребляя по три банки ежедневно. Но какая зарплата в регионе у родителей? 10–12 тыс. рублей. А банка стоит 83 рубля. И меня хотят убедить, что это распространенное явление, — заявил он.
Источник: Известия