Нефтяники заявляют, что если в ближайшее время не повысить цены на автомобильное топливо, в стране может возникнуть дефицит бензина из-за более выгодного экспортного спроса. Эксперты говорят, что нефтяные компании в любом случае возьмут свое
Похоже, что цены на бензин, «покорно» державшиеся с начала года примерно на одном уровне, готовы начать наступление и отправиться в рост в ближайшее время. Как ранее сообщал BFM.ru, в марте истек срок неформального соглашения между правительством и нефтяниками о заморозке цен на бензин. Наблюдатели рынка не раз заявляли, что компании захотят возместить убытки от «предвыборной» договоренности за счет потребителей. Это лишь вопрос времени и выбранной тактики, говорили они.
То, что предположения экспертов имеют под собой реальную почву, подтвердил на этой неделе глава «Газпром нефти» Александр Дюков, заявивший, что сегодняшние оптовые цены на топливо не выгодны для российских производителей. Он сообщил, что в настоящее время внутренние цены на 3-6 тысяч рублей за тонну ниже, чем экспортная альтернатива. В случае, если их не поднять, это приведет к продаже продукции за рубеж и будет грозить дефицитом топлива на внутреннем рынке, предупредил чиновник.
Резерв для повышения цен на бензин у России, по мнению Дюкова, есть. «Я не соглашусь с тем, что бензин у нас дорогой. Он стоит значительно дешевле, чем в странах Европы», — заявил он в эфире телеканала «Россия-24».
Напомним, в конце апреля прошлого года в некоторых российских регионах уже возник дефицит бензина. Так, на многих независимых заправках его вообще не было, а на АЗС крупных нефтекомпаний либо заправляли по карточкам, либо отпускали не более 20 литров «в одни руки». Затем ситуация с дефицитом стала распространяться по всей России. В итоге, в некоторых регионах цены на бензин для автовладельцев доходили до 50 рублей за литр.
Тогда в ситуацию вмешалось правительство: премьер-министр Владимир Путин запретил экспортировать нефтепродукты в течение мая. Помимо этого, были повышены экспортные пошлины на бензин с 60% до 90% от ставки пошлины на нефть. «Заградительные» меры действуют и по сей день. Мало того, вице-премьер Игорь Сечин на этой неделе заявил, что рекордно высокий уровень пошлины на бензин пока будет сохранен.
Также Сечин отметил, что власти пока не видят необходимости в предоставлении нефтяникам компенсаций доходов, недополученных из-за удержания цен на топливо в I квартале этого года. По его словам, убытков компании не понесли. Аналитики отмечают, что именно это высказывание вице-премьера и могло спровоцировать компании заговорить о грядущем подорожании бензина.
«Заигрывать с населением больше не нужно»
По словам аналитиков, если власти пойдут на то, чтобы сделать российский рынок для нефтяников столь же привлекательным, как и экспортный, и решатся на подъем оптовых цен на 3-6 тысяч рублей, о которых говорил Дюков, в рознице это приведет к росту цен на 7–18%, то есть на 2–4 рубля за литр.
Также эксперты отмечают, что зарекаться от нового дефицита топлива на внутреннем рынке нельзя, даже несмотря на заверения чиновников ФАС и Минэнерго, что они контролируют ситуацию.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал Business FM, что в настоящее время внутренние запасы топлива на заводах и нефтебазах по России составляют где-то 1 млн 700 тысяч тонн бензина. «Эти большие запасы создают некую эйфорию у чиновников, что нет причин для роста цен. Но, конечно, причины есть. Скорее всего, как только административное давление будет снято, максимум — после инаугурации, цены пойдут вверх. Насколько, трудно сказать. По прошлому году мы видели, что несмотря на сильное давление, цены выросли на 14%. Около 7% за счет инфляции и еще 7% за счет увеличения акцизов. В этом году по концу года будет то же самое», — прогнозирует Евгений Аркуша.
Однако Президент российского топливного союза не ждет резкого скачка цен: «За этим внимательно следит, в частности, ФАС. Они уже поднаторели в плане оценки ситуации и предотвращения этого путем наложения больших штрафов. Нефтяники это понимают и не допустят резкого роста цен. Но медленное повышение, безусловно, будет».
Аналитик ИФД «Капитал» Виталий Крюков отмечает, что сейчас в России сложилась такая ситуация, что государство де-факто регулирует цены на бензин. Следовательно, возможное повышение стоимости топлива зависит от результатов большого торга между нефтяниками и правительством, считает он.
«В данном случае превалирует не столько экономика процессов — внешние цены, повышение налогов, сколько желание государства регулировать внутренний рынок топлива. Пока государство остается основным игроком на внутреннем рынке топлива», — констатирует аналитик.
По мнению заместителя генерального директора компании Omnicomm Станислава Емельянова, развернувшаяся между нефтяниками и чиновниками дискуссия говорит в первую очередь о том, что ситуация с регулированием цен «подошла к опасному порогу». «Производители топлива более не готовы фиксировать цены себе в убыток и публично, чего ранее не случалось, требуют прекращения регулирования, угрожая в противном случае кризисом недопроизводства», — отметил Емельянов в беседе с BFM.ru.
Эксперт считает, что в сложившейся ситуации более чем вероятно, что правительство пойдет навстречу нефтяникам и позволит им компенсировать, как минимум, часть убытков этого и прошлого года за счет повышения цен. «Тем более, выборы уже прошли и заигрывать с населением больше не нужно. Так что если в прошлом году цены на топливо выросли на 14% за счет инфляции и акцизов, то в этом году стоит ожидать, как минимум, такого же роста за счет повышения маржи производителей», — прогнозирует эксперт.
Итогового годового роста цен на бензин в 15% ожидает и содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. При этом, по его словам, до середины года цены на бензин вырастут лишь на 4–5%. Это говорит о том, что в дальнейшем темпы только ускорятся.
Источник: BFM.ru