22 ноября 2011 года Комиссия ФАС России признала субъект естественной монополии в сфере грузовых железнодорожных перевозок - ОАО «РЖД» нарушившим антимонопольное законодательство.
Дело было возбуждено по признакам нарушения антимонопольного законодательства группой лиц в составе: ОАО «РЖД» (субъект естественной монополии – перевозчик грузов железнодорожым транспортом, собственник инфраструктуры железнодорожного транспорта), ОАО «Первая грузовая компания» (собственник подвижного состава), ОАО «Вторая грузовая компания» (собственник подвижного состава).
Основанием для возбуждении дела послужили многочисленные обращения грузоотправителей, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о снижении доступности услуг грузовых железнодорожных перевозок при неконтролируемом росте стоимости перевозок. Также в жалобах речь шла о необоснованном уклонении субъекта естественной монополии от приема, согласования и исполнении заявок на перевозки грузов в инвентарном парке, владение которым на праве собственности и (или) ином законном праве осуществляется перевозчиком.
Комиссия ФАС России признала ОАО «РЖД» нарушившим ч.1 ст.10 закона «О защите конкуренции», не усмотрев при этом нарушение антимонопольного законодательства в действиях собственников подвижного состава (вагонов) ОАО «ПГК», ОАО «ВГК». По результатам рассмотрения дела ОАО «РЖД» будет выдано предписание об удовлетворении заявок на перевозки грузов на условиях инвентарного парка и об организации взаимодействия с компаниями, входящими в группу лиц ОАО «РЖД» и другими операторскими компаниями в этих целях.
Как отметил заместитель Руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин: «Сторонами по делу были ряд компаний и ассоциаций. На заседании они представили многочисленные примеры роста стоимости перевозки грузов, а также неподачи нужного количества вагонов. Было установлено, что ОАО «РЖД» не приняло меры по исполнению вступившего в законную силу предписания ФАС, выданного ещё при создании ОАО «ПГК». В частности ОАО «РЖД» не привлекло для перевозок грузов вагонный парк дочерних компаний и не организовало привлечение вагонного парка всех операторских компаний на недискриминационных условиях. На Экспертном совете ФАС также неоднократно обсуждался регламент по организации ОАО «РЖД» взаимодействия с ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК» и другими операторскими компаниями, однако необходимые меры так и не были приняты. Теперь эти меры будут приняты по предписанию ФАС России. При этом в соответствии с установленным порядком будет принято решение о наложении на ОАО «РЖД» штрафа».
Источник: fas.gov.ru