Новости

Несмотря на кризис в Европе, российский бум обновления инфраструктуры идёт полным ходом в рамках программы по модернизации обветшавших дорог, железнодорожных путей, мостов и портов.

Российское правительство тратит ежегодно 60-65 миллиардов долларов на крупные проекты, но их трудно увидеть, если вы приедете в страну. Если проехать по Китаю, то государственные расходы сразу видны; почти каждая региональная столица пестрит свежевыстроенными небоскрёбами и торговыми центрами. В России же, областные центры такие же серые и низкие, и лишь немного расцвечены яркими рекламными щитами. Это происходит потому, что российские деньги уходят не в недвижимость, а преимущественно в транспортные и энергетические системы, которые являются источником жизненной силы этой огромной и в значительной степени пустой страны.

Инвестиции в инфраструктуру в России в 2010 году достигли 111 миллиардов долларов, что является 10-кратным ростом по сравнению с жалкими семью миллиардами в 1999-ом. Больше того, после того, как в 2008 году правительство запустило программу по модернизации железных дорог, оно продолжало ежегодно тратить по 100 миллиардов долларов несмотря на кризис.

Комментаторы регулярно критикуют безумные траты Кремля. Однако они не способны понять, что бо́льшая часть этих денег уходит в инфраструктурные проекты, нежели на поддержку переживающих трудности промышленные предприятия или оплату госслужащим. И эти расходы перестают казаться такими уж безумными, если сравнивать их с быстро растущей экономикой: объём расходов за прошедшие 10 лет возможно и вырос в 10 раз, но в смысле доли от ВВП лишь удвоился, с 3.5 процентов от ВВП в 1999-ом до семи процентов в 2010-ом, что меньше, чем у Китая с его 11 процентами, но больше Индии с её 6 процентами по показателям за 2010 год.

Тем не менее, наиболее ярким изменением является то, что это не федеральное правительство делает инвестиции, а государственные компании. Как пишут в Morgan Stanley, около половины инвестиций в инфраструктуру осуществляется всего восемью крупными государственными компаниями, тогда как расходы федерального бюджета составляют всего 1.8 процента.

Вершина айсберга

Настоящий бум расходов на инфраструктуру только сейчас начинает набирать полную силу. В настоящее время готовится множество мега-проектов, которые начнут осуществляться в ближайшие пару лет, что поднимет уровень расходов ещё выше.

Одними из самых крупных являются: разработка ванкорского месторождения, которое является крупнейшей находкой в России за последние 25 лет; развитие порта в Усть-Луге на Финском заливе, который станет крупнейшим портом в тёплых водах в России; реконструкция черноморского курорта в Сочи перед зимней Олимпиадой 2014 года, и реконструкция газопровода Восточная Сибирь-Тихоокеанское побережье.

По оценкам Morgan Stanley, в данный момент готовятся или уже начали работу инфраструктурные проекты общей стоимостью в 500 миллиардов долларов. «Основываясь на нашей базе данных крупных проектов, мы ожидаем устойчивых ежегодных капиталовложений размере 60-65 миллиардов долларов, и развитие нового поколения мега-проектов, в том числе высокоскоростные железнодорожные магистрали, новые федеральные трассы, московский транспортный узел и дальнейшее развитие нефтегазоносного Ямала», говорит главный экономист Morgan Stanley и автор отчёта Якоб Нелл.

Странно однако то, что бо́льшая часть этих работ проходит почти незамеченной. Одной из причин является то, что такие расходы не оказывают большого влияния ни на рост, ни на общий объём инвестиций – и тот и другой сейчас меньше, чем были до кризиса. Кроме того, поскольку бо́льшую часть трат несут непрозрачные государственные компании, их расходы труднее увидеть, чем федеральные расходы, или частные инвестиции.

Однако возможно главным фактором является то, что в отличие от Китая и Индии – обе страны, в значительной степени являющиеся аграрными экономиками, Россия унаследовала много инфраструктуры советского времени, которая до сих пор исправна; во время советского бума в 1970-х, который был тем раем для рабочих, каким он и должен по идее быть, расходы Кремля на инфраструктуру составляли 40 процентов от ВВП. Только в 90-ых они сократились до ничтожной цифры, когда бо́льшая часть самых трудных работ уже была закончена.

«Россия унаследовала существенные элементы современной промышленной инфраструктуры от Советского Союза, в том числе нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, сети железных дорог, сети электроснабжения, городского транспорта и муниципальной собственности. Тем не менее, инфраструктура зачастую неэффективна, и в ней существуют заметные пробелы, особенно в области телекоммуникаций и транспорта», говорит Нелл.

Источник: mixednews.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.12: 4 822 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также