Номинальный ВВП России (рассчитывается в текущих ценах) в апреле 2020 года составил 6,3 трлн руб. — на 28% (или на 2,4 трлн руб.) меньше, чем в апреле предыдущего года, следует из ежемесячного отчета Минфина об исполнении федерального бюджета. Это первая официальная оценка экономической динамики в апреле, после того как в стране на фоне пандемии коронавируса были объявлены нерабочие дни.
Номинальный ВВП в апреле оказался примерно на треть меньше, чем в марте, следует из сопоставления с предыдущим подобным отчетом Минфина.
В 2019 году российский ВВП составлял 110 трлн руб.
Оперативную оценку ВВП для отчетности Минфина предоставляет Минэкономразвития, сообщила РБК пресс-служба Минфина. РБК направил запрос в Минэкономразвития по поводу методики оценки месячного ВВП.
Как правило, оперативные оценки ВВП считаются производственным методом — по валовой добавленной стоимости базовых отраслей экономики. Минэкономразвития публикует свои оценки реальной динамики ВВП за отчетный месяц в конце следующего месяца, то есть оценка за апрель будет представлена в конце мая. Реальный ВВП, в отличие от номинального, считается в сопоставимых ценах (с учетом инфляции).
Удар пандемии и нефти
На месячные данные по ВВП, которые можно рассчитать по отчету Минфина, первым обратил внимание аналитик, управляющий директор УК «Агидель» Виктор Тунев. По его оценкам, в реальном выражении ВВП в апреле мог снизиться примерно на 20% к апрелю предыдущего года. Такое падение вполне укладывается в международные оценки экономических потерь в результате карантинов: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценила, что прямой начальный удар по ВВП в таких случаях составляет примерно 20–25% для большинства развитых экономик.
На экономический провал в апреле повлиял не только режим самоизоляции, но и резко подешевевшая нефть. Средняя цена российской нефти Urals в апреле 2020 года составила лишь $18,2 за баррель (против $71,5 годом ранее). Точно отделить эффект влияния низких цен на нефть на российский ВВП от эффекта коронавируса и режима самоизоляции на данный момент не представляется возможным. По оценке старшего экономиста Oxford Economics Евгении Слепцовой, вклад карантинов и вынужденной остановки секторов в падение ВВП России в 2020 году окажется больше, чем вклад дешевой нефти и сокращения ее добычи, — примерно в соотношении три к двум. По оценкам Тунева, на низкие цены на нефть приходится приблизительно 10 п.п. в апрельском падении ВВП, то есть около трети.
«Постепенное смягчение условий карантина должно играть в пользу менее значимого спада активности по сравнению с первоначальными ожиданиями», — отмечают аналитики Альфа-банка в записке от 15 мая.
Президент Владимир Путин 11 мая объявил о начале смягчения карантинных ограничений. С 12 мая единый режим нерабочих дней закончился. Решения, как конкретно снимать ограничения, будут принимать главы регионов. Окончание режима нерабочих дней и постепенное ослабление ограничительных мер могут способствовать усилению экономической активности после майских праздников, отмечал Банк России 14 мая.
Другие экономические индикаторы за апрель указывают на просадку активности, но не такую сильную, как следует из данных Минэкономразвития по ВВП:
погрузка «Российских железных дорог» (РЖД) снизилась на 5,9% год к году (погрузка на экспорт выросла на 2–3%, смягчив падение на 10–12% по внутренним перевозкам, оценил Альфа-банк);
объем потребления электричества сократился на 2,9% (с коррекцией на сезонный и температурный факторы). С поправкой на то, что выросло энергопотребление россиян, вынужденно остающихся дома, снижение производственной активности можно грубо оценить в 13–17%, сообщил в начале мая Центр макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП);
в то же время индекс PMI обрабатывающих отраслей, рассчитываемый компанией IHS Markit, упал с 47,5 в марте до 31,3 в апреле, указав на самое существенное ухудшение конъюнктуры в обрабатывающей промышленности с 1997 года.
Расходы резко выросли в апреле
Отчет Минфина об исполнении бюджета в апреле показал резкий рост федеральных расходов — на 40% в годовом выражении, отмечает директор аналитического департамента «Локо-инвест» Кирилл Тремасов. По итогам января—апреля расходы на здравоохранение выросли в 2,2 раза год к году, другие статьи показали рост от 17 до 33%, указывает он.
«Это неплохой результат, показывающий, что в условиях кризиса правительство включило механизмы бюджетной поддержки экономики», — считает Тремасов.
Уточненная бюджетная роспись на 2020 год предполагает совокупные бюджетные расходы почти на 21,9 трлн руб. — на 1,8 трлн руб. больше первоначальных оценок в январе, отмечает Виктор Тунев. Около 1 трлн руб. из этого увеличения — это бюджетные остатки, не потраченные в прошлом году. «Это наш символический ответ на самый мощный кризис в истории», — констатирует он.
Правительство сообщало в апреле, что общая сумма двух пакетов поддержки экономики составила 2,1 трлн руб., но РБК подсчитал, что доля прямых расходов в этих пакетах не превышает 600 млрд руб. Стоимость третьего пакета, объявленного в мае, оценивается в 800 млрд руб., по данным «Ведомостей» (официальных оценок Минфина не было). ЦМАКП считает, что правительству по силам увеличить объем расходов федерального бюджета на антикризисную поддержку до 3,3 трлн руб., но для этого потребуется смягчение или временная заморозка бюджетного правила. Правило предполагает, что все нефтегазовые доходы сверх цены отсечения на нефть (в 2020 году это $42,4 за баррель) направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ) и, наоборот, когда цена падает ниже, валютные средства ФНБ продаются на рынке на поддержания уровня доходов бюджета.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в начале мая заявила, что корректировка параметров бюджетного правила возможна, «если будут какие-то серьезные изменения в развитии ситуации, но сейчас нет необходимости». Министр финансов Антон Силуанов допускал только изменение ежегодной индексации (на инфляцию) цены отсечения на нефть. «Сейчас уже ее нужно стопорить, потому что она каждый год растет на 2%, в 2022 году будет уже $44 за баррель. По нынешним временам это очень высокая планка», — заявил он в интервью «Ведомостям».
Источник: rbc.ru
Власти подготовили трехэтапный план восстановления экономики РФ до 2021 года
Общенациональный план восстановления экономики РФ и доходов граждан планируется реализовать в три этапа в период до конца 2021 года.
Такая поэтапная разбивка содержится в проекте общенационального плана по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста, который в понедельник, 18 мая, рассматривался на совещании в правительстве, сообщил источник "Интерфакса", знакомый с документом.
В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова отказались комментировать ход работы над планом.
Как сообщалось, президент РФ Владимир Путин поручил правительству России к 1 июня представить общенациональный план действий по восстановлению и росту экономики, занятости и доходов населения.
Стадия адаптации
Первый этап назван стадией адаптации: это конец II квартала - III квартал 2020 г., его цель - не допустить распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших сферах.
Согласно проекту плана, на этом этапе продолжают действовать санитарно-эпидемиологические ограничения. До 70% субъектов РФ к концу этого этапа находятся на уровне не выше 2 этапа открытия экономики в соответствии с методическими рекомендациями Роспотребнадзора.
Главным результатом первого этапа предполагается прекращение падения экономики относительно низшей точки II квартала 2020 года (на конец этапа: месячное изменение ВВП, реальных денежных доходов населения, индекса промышленного производства в обрабатывающей промышленности, оборота розничной торговли, оборота платных услуг не ниже 0% к предыдущему месяцу со снятой сезонностью).
Стадия восстановления
Второй этап назван стадией восстановления и рассчитан на IV квартал 2020 - II квартал 2021 года, его цель - обеспечить восстановительный рост экономики и рост доходов граждан.
Согласно проекту, этап характеризуется ограниченным применением санитарно-эпидемиологических ограничений. К концу этапа не более 20% субъектов РФ находятся на уровне 3 этапа открытия экономики в соответствии с методическими рекомендациями Роспотребнадзора.
Результатом этапа должен стать восстановительный рост экономики, выход на траекторию устойчивого роста (на конец этапа: снижение уровня безработицы по сравнению с низшей точкой падения, месячные показатели ВВП, реальных денежных доходов населения достигли уровня не ниже 98% к 2019 г., а при условии полного снятия ограничений - 100% уровня прошлого года).
Стадия активного роста
Третий этап общенационального плана назван стадией активного роста и рассчитан на III-IV кварталы 2021 года. Его целью является обеспечение активного экономического роста и приближение к национальной цели обеспечения экономического роста темпами выше мировых.
Предполагается, что на этом этапе происходит полное открытие экономики с соблюдением долгосрочных санитарно-эпидемиологических требований.
Результатом третьего этапа должен стать выход на устойчивые темпы экономического роста в соответствии с целевыми значениями общенационального плана.
Цели общенационального плана
Согласно проекту плана, основными его показателями на конец 2021 года являются: устойчивый рост реальных денежных доходов населения; снижение безработицы до уровня не более 5%; выход на устойчивый рост ВВП на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении.
Для достижения целей плана предлагается решение следующих задач на конец 2021 года - рост реальной заработной платы на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении; уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума ниже уровня 2019 г.; рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении; рост несырьевого неэнергетического экспорта на уровне не менее 5% в годовом исчислении; рост индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности на уровне не менее 3% в годовом исчислении; рост розничного товарооборота на уровне не менее 4% в годовом исчислении; рост объема платных услуг населению на уровне не менее 3% в годовом исчислении.
Часть мер, перечисленных в проекте плана, уже реализуется в рамках первых пакетов поддержки граждан и экономики (включая меры, озвученные президентом на совещании 11 мая), часть озвучивалась на отраслевых мероприятиях - по автопрому, транспорту и пр. Значительная доля планируемых мер призвана снизить административную нагрузку на бизнес, упростить и "цифровизовать" регуляторику (в строительстве, образовании, социальных услугах и пр.), а также зафиксировать ряд временных послаблений, введенных на период коронавируса, на постоянной основе.
Источник: interfax.ru
В Москве заработали 99% предприятий, остановившихся из-за карантина
В Москве вернулись к работе 99% промышленных предприятий, ранее приостановивших свою деятельность из-за распространения коронавирусной инфекции, передает ТАСС.
Как сообщил заместитель столичного мэра Владимир Ефимов, из 720 крупных и средних предприятий промышленности сейчас работают 711.
Ефимов отметил, что во время действовавших ограничений работали 350 промышленных предприятий, обеспечивавших город продуктами, медикаментами, строительными материалами для больниц и другими важными товарами.
Главным условием возвращения к работе стало строгое соблюдения мер безопасности сотрудников.
В настоящее время мэрия рассматривает меры поддержки пострадавших отраслей и отдельных предприятий.
Источник: vesti.ru