В минувший вторник глава правительства РФ Михаил Мишустин провел стратегическую сессию о формировании единого плана по достижению национальных целей развития на период до 2030 года и на перспективу до 2036-го, на которые выделено почти 19 триллионов рублей.
В нынешних условиях, когда огромные средства идут на достижение задач, поставленных президентом перед Вооруженными силами России в рамках СВО, ключевым моментом становится контроль за расходованием государственных средств по другим направлениям. Вспомним слова Владимира Путина: "Лишних денег у нас нет".
Буквально за день до этого российский премьер подписал постановление о новых приоритетных направлениях проектов технологического суверенитета и адаптации экономики России, среди которых — реализация масштабных программ в сфере экологии и природосбережения, в том числе создание круглогодичных курортов на Балтийском и Азовском морях, а также озере Байкал.
Именно "байкальская тема" является красноречивым примером того, как усилия президента и правительства России сталкиваются с устоявшейся системой осваивания госбюджета, когда деньги налогоплательщиков часто уплывают неизвестно куда, а к ответственности привлекаются считаные единицы чиновников и подрядчиков по проектам с госфинансированием.
Напомним, что в свое время была торжественно запущена федеральная целевая программа (ФЦП) по охране Байкала, рассчитанная на 2012-2020 годы. Через шесть лет после ее запуска Счетная палата РФ провела проверку, которая выявила, что исполнение этой ФЦП едва дотягивает до 30%, а "на программу охраны Байкала и близлежащих территорий израсходовано 8,4 миллиарда рублей, но экологическая ситуация продолжает ухудшаться". В итоге исполнение программы по Байкалу было сорвано.
Судьба Байкала, жемчужины России, тем не менее продолжала волновать руководство страны.
В июле 2021 года в рамках заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Владимир Путин попросил доложить о ситуации со строительством очистных на Байкале и дал конкретное поручение о строительстве и реконструкции 21 очистного сооружения в населенных пунктах, стоящих на реках, впадающих в Байкал. При этом президент обратил внимание, что на строительство очистных должны были быть выделены средства напрямую из резервного фонда правительства.
В перечень президента по итогам послания Федеральному собранию в апреле сего года вошли 17 экологических пунктов, среди которых — снижение к 2036 году в два раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты. Особое внимание — к объектам, расположенным на Байкальской и других особо охраняемых природных территориях.
Четвертого марта 2022 года администрация Бурятии отрапортовала, что "первые очистные сооружения, построенные по поручению президента России в Бурятии, запущены в п. Выдрино Кабанского района". Все вздохнули с облегчением.
И многие продолжали бы вздыхать, если бы не внеочередная парламентская проверка по федеральным проектам "Оздоровление Волги" и "Сохранение озера Байкал", инициированная заместителем председателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды ГД РФ Жанной Рябцевой, которая началась в мае этого года и продолжается по сей день.
По ее словам, "мы просто не ожидали, что будет так".
Результаты проверки показали, что из 21 очистного объекта в Бурятии, которые должны были быть запущены — и показывать заложенные нормативы — к концу 2024 года, не готов ни один. С помпой открытые в 2022-м очистные в поселке Выдрино (о чем было доложено президенту) не выполняют своих функций.
По остальным объектам очень хочет поваляться конь: на многих объектах отставание по графику ввода в эксплуатацию доходит до двух лет, а стоимость некоторых очистных в десять раз выше, чем у аналогичных сооружений в других федеральных округах.
Парламентская проверка "группы Рябцевой" по проекту "Оздоровление Волги" выявила, что "байкальская аномалия", где без следа хоронятся экологические госпрограммы и поручения президента, относится и к другим регионам. Вот несколько цитат по результатам работы группы: "Ответственные лица меняются как перчатки. Концов не найти. Но это не мешает освоению бюджетных миллиардов — никаких проблем, только выделяй"; "Потемкинские деревни — явление не новое. Но в итоге по бумагам в Байкал и Волгу стекает чистая как слеза вода. А в реальности — гниль и грязь"; "Нацпроект "Оздоровление Волги" изначально был обманом. Государство обманули на сто двадцать семь миллиардов рублей".
В апреле сего года на расширенной коллегии МВД Владимир Путин заявил, что "надо жестко пресекать теневые схемы при расходовании средств, включая бюджетные", и прежде всего это касается нацпроектов.
В июле Счетная палата России получила от президента Владимира Путина расширенные полномочия. Новому главному аудитору страны Борису Ковальчуку поручено не просто выявлять, а предотвращать воровство бюджетных денег. В разговоре с новым главой СП президент дал понять, что от ответственности, в том числе уголовной, никто не уйдет: "Команда у вас хорошая, профессиональная. Очень на вас рассчитываю."
По словам Жанны Рябцевой, Счетная палата оперативно среагировала на результаты работы парламентской группы и на 2025 год запланирована проверка СП всех (!) очистных сооружений на Волге. На очереди — Байкал.
Среди первостепенных причин поражения России в Русско-японской войне были тотальное воровство, коррупция и кумовство, когда за один день могли исчезнуть 6000 вагонов с обмундированием и провиантом, которые потом опять повторно покупались чиновниками за счет казны.
Сейчас идет вооруженный конфликт на Украине, и одним из важнейших условий победы является крепкий тыл: здоровая экономика и эффективное использование имеющихся средств. А воровство государственных денег — это, по сути, выстрел в спину нашим солдатам.
Источник: ria.ru