Новости

Серьезно ограничивать рост цен на моторное топливо было бы неверно, потому что это может вызвать торможение развития нефтеперерабатывающего бизнеса и привести в итоге к новому скачку цен. Такое мнение высказал президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос работников Магнитогорского металлургического комбината, передает ТАСС.

«Совсем завинтить, задушить — это очень опасно, потому что тогда не будут вкладывать средства в предприятия по переработке нефти и это в какой-то момент может дать очень большой всплеск цен», — сказал президент, отвечая на вопрос о причинах роста цен на бензин в последнее время.

Он также отметил, что сейчас рост цен на моторное топливо ниже уровня инфляции: если рост цен на бензин АИ-95 с начала года составил 1,8%, то инфляция выросла на 2,5%. Сама ситуация на рынке, как считают эксперты, связана с ситуацией на мировом энергетическом рынке, рассказал Путин.

«Правительство опомнилось поздновато, но все-таки ввело определенные правила», — добавил президент, пояснив, что сейчас часть средств, которые нефтяные компании «как бы недополучили» из-за отказа от экспорта сырой нефти, они получают от правительства.

«Если ситуация на рынке поменяется, поменяется и взаимодействие между правительством и нефтяными компаниями», — резюмировал он.

Схема компенсации для нефтяных компаний, так называемая демпфирующая надбавка, была разработана правительством в прошлом году после резкого скачка цен на бензин и дизельное топливо. Демпфер должен был стать экономической альтернативой принудительной заморозке цен на топливо. Механизм работает в обе стороны: если компании продают на внутреннем рынке топливо с большим дисконтом, бюджет компенсирует им недополученные доходы. Если же на внутреннем рынке формируется премия, нефтяники делятся дополнительными доходами с бюджетом.

Демпфер заработал с 1 января 2019 года и сразу неправильно: нефтяники продавали бензин на внутреннем рынке с дисконтом, но все равно вынуждены были доплатить государству. После этого чиновники все же решили изменить его параметры.

К началу июля Минфин разработал новые предложения о том, как можно субсидировать нефтепереработку за счет добычи. В июле правительство направило в Госдуму предложения, как изменить механизм стабилизации цен на топливо.

Источник: rbc.ru

Одобрен новый закон «о ценах на бензин»

 

Госдума приняла в первом чтении законопроект о новом механизме формирования цен на бензин. Один из его главных принципов предусматривает компенсацию, которую будет платить государство нефтяникам, если внутренняя стоимость бензина окажется меньше, чем за рубежом. За счет субсидий перерабатывающим предприятиям чиновники собираются не допустить резких скачков цен на горючее. Эксперты называют подобный механизм не рыночным и предупреждают, что аппетиты нефтяников постоянно растут — в 2018 году в виде аналогичной компенсации они получили из бюджета 200 млрд рублей.

Демпферный механизм, одобренный парламентариями, стал итогом годовой работы профильных ведомств правительства. Еще недавно глава правительства Дмитрий Медведев по этому поводу заметил: «Обратный акциз», «демпфер», «цена отсечения», никто не понимает что это такое; людям важны цены как на бензоколонке, так и цены, которые есть в авиакассах».

Теперь понимания прибавилось. Суть нововведения: сырьевые компании продают бензин и дизельное топливо на своих российских АЗС по стабильным ценам, даже в том случае, когда на мировом рынке нефтепродукты дорожают. Доходы, которые могли бы получить нефтяники за счет увеличения экспорта, им компенсирует государство. Размер компенсации зависит от вида и объемов продаваемого топлива. Аналогичные условия действуют в отношении авиакеросина, который также будет продаваться по условной стоимости — 48,3 тыс рублей за тонну.

Как полагают авторы документа, за счет подобного механизма будут соблюдены интересы всех сторон: рядовые автомобилисты смогут больше не беспокоиться о возможном резком подорожании бензина, а нефтяные компании, которым принадлежит большинство отечественных НПЗ, не будут портить свои финансовые отчетности данными об упущенной прибыли.

Однако самой важной задачей, которую правительство собирается решить путем внедрения демпферного механизма, является окончательный отказ от ручного управления топливной отраслью России. Именно ручное управление («окрики» со стороны президента и правительства) до сих пор служил главной преградой для резкого роста цен на АЗС. Наглядно убедиться в этом можно было год назад, когда после нескольких серьезных скачков стоимости топлива, только прямые переговоры чиновников с крупными производителями остановили дальнейшее удорожание горючего.

На первый взгляд инициатива о компенсации нефтеперерабатывающим заводам не лишена смысла, полагает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. «Из-за искусственного сдерживания оптовых цен на бензин резко падает рентабельность работы практически всех отечественных НПЗ. В таких условиях заводы лишаются возможности инвестировать в модернизацию своих мощностей, что ведет к снижению развития отрасли. Государственные субсидии в этом случае можно считать проявлением заботы о всей российской переработке», — считает он.

Вместе с тем, эксперты сходятся во мнении, что цены на бензин отныне будут меняться только по рыночным правилам. По мнению аналитика FxPro Александра Купцикевича, законопроект является попыткой сбалансировать крайне противоречивые интересы крупных производителей, заинтересованных в сохранении прибыли, и рядовых покупателей топлива, для которых каждое повышение цен на АЗС — удар по семейному бюджету. «В ближайшей перспективе такой механизм принесет результаты. Можно будет избежать резкого скачка цен на топливо, который нанес бы еще больший урон всей экономике. Во многих развивающихся странах есть различные государственные субсидии схожего характера. Однако в будущем подобный способ может стать опасным для рынка, поскольку сведется к перекладыванию денег из одного кармана в другой», — предупреждает эксперт.

Ну а как же быть с заботой Дмитрия Медведева о ценах на бензоколонке? Ведь получается, что для сохранения доступного по цене горючего государству приходится платить нефтяным «королям». В 2019 году в виде подобных субсидии нефтяники получили из бюджета 200 млрд рублей. В этом году компенсации могут оказаться меньше — 100 млрд рублей. Тем не менее, это будут деньги тех же налогоплательщиков. Для сравнения, последний перерасчет пенсий, по оценке вице-премьера Татьяны Голиковой, обошелся государству в 18,8 млрд рублей. «В среднем каждый пенсионер, которого коснулась эта программа, начал получать на 400 рублей в месяц. Можно только догадываться, насколько бы выросли доходы пожилых людей, если бы наша топливная отрасль регулировалась не за счет бюджетных субсидий, а рыночными способами», - прокомментировал Сергей Суверов.

Источник: mk.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 27.09: 5 767 руб.
Поддержали проект: 14 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также