Как выяснили «Известия», Счетная палата проверила деятельность Банка России и подвергла критике проводимую им в предыдущие годы денежно-кредитную политику. Аудиторы пришли к выводу, что регулятор в пылу борьбы с инфляцией вливал недостаточно денег в экономику через отечественные банки, и последним пришлось переключиться на западные рынки капитала.
Как говорится в отчете Счетной палаты (контроль за деятельностью ЦБ входит в спектр полномочий аудиторов по закону о Счетной палате), с которым ознакомилась редакция, политикой регулятора «в значительной степени обусловлена высокая степень зависимости российских банков от зарубежного рынка капитала», доступ к которому сейчас ограничен санкциями. Такая зависимость в условиях сокращения притока иностранных кредитов, констатировала Счетная палата, может привести «к негативным экономическим и социальным последствиям».
В отчете по итогам проверки, проведенной весной 2014 года, аудиторы отметили, что приоритетной целью монетарной политики ЦБ стало поддержание стабильно низких темпов роста цен, то есть сдерживание инфляции. Это закреплено в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики — данный документ регулятор разрабатывает совместно с правительством.
Контроль над инфляцией происходит с помощью ряда мер, направленных на изменение возможностей банков в кредитовании населения и предприятий. В частности, путем повышения или понижения ставки, по которой регулятор предоставляет банкам ссуды. Так, в результате повышения ставки банки начинают брать меньше кредитов у ЦБ, следовательно, предложение денег сокращается, а вместе с ним — и объем потребления и инвестиций, что сдерживает инфляцию. Последний раз ЦБ поднимал ставку рефинансирования в сентябре 2012 года, с 8% (установлена в декабре 2011 года) до 8,25%. Банки регулятор кредитовал в рамках специальных операций РЕПО в 2013 году по ставкам 6–7% годовых. В сентябре 2013 года ЦБ ввел понятие ключевой ставки, как раз для операций в рамках кредитования банков, она составила 5,5%, затем регулятор несколько раз ее поднимал, сейчас она составляет 9,5%.
Что касается уровня инфляции, то, по данным Росстата, в 2013 году потребительские цены выросли на 6,5%, в 2012-м — на 6,6%. В 2011 году было достигнуто наименьшее значение показателя с 1991 года — 6,1%. Для сравнения: в 2000-м инфляция составила 20,2%, в 2005-м — 10,9%, в 2010-м — 8,8%. Сейчас инфляция в годовом исчислении (неделя с 11 по 17 ноября против аналогичного периода прошлого года) составляет 8,7%.
Проводимая ЦБ денежно-кредитная политика, продолжают аудиторы, привела к тому, что в условиях ограничений на кредитование внутри страны наиболее кредитоспособные заемщики сами переключились на зарубежные финансовые рынки. Одни только банки в 2013 году заняли за рубежом в 1,4 раза больше, чем у ЦБ. Как говорится в отчете аудиторов, общая задолженность банков перед ЦБ на 1 января 2014 года составила порядка 4,5 трлн рублей. При этом долг банков перед зарубежными кредиторами на ту же дату составил $214,4 млрд, или 7 трлн рублей по курсу ЦБ на 1 января этого года. Таким образом, «привлечение заимствований из внешних источников на 39,5% превысило объем валового кредитования банков, предоставленного ЦБ», говорится в отчете аудиторов.
По данным ЦБ, к 1 октября 2014 года внешний долг российского банковского сектора сократился и составил $192 млрд — во второй половине года в рамках расширения санкций США и Евросоюз существенно ограничили возможности ключевых госбанков (Сбербанка, ВТБ, Банка Москвы, Россельхозбанка) по привлечению капитала на западных рынках.
Счетная палата подчеркивает, что затруднение доступа к зарубежным рынкам для банков, имеющих высокую степень зависимости от него, «может привести к обвальному сокращению ликвидности банковского сектора», а следовательно, к резкому спаду объемов кредитования экономики. Сложившееся положение, говорится в отчете, «заставляет критически оценить проводившуюся ЦБ денежно-кредитную политику и поставить вопрос о необходимости ее пересмотра».
В пресс-службе ЦБ на претензии Счетной палаты заявили, что долги российских структур перед Западом едва ли связаны с политикой регулятора:
— Значительный внешний долг российской экономики сформировался в период 2006 — начала 2008 годов и 2010 — начала 2013 годов. Формирование его было обусловлено рядом факторов. Во-первых, мягкой денежно-кредитной политикой развитых стран, прежде всего США, то есть низким уровнем процентных ставок за рубежом. Во-вторых, желанием крупнейших российских компаний-экспортеров иметь долг в той же валюте, в которой они и получают выручку, — говорят в ЦБ. — Тенденция с накоплением компаниями внешнего долга в эти периоды была характерна для большинства развивающихся стран. В России накопленный внешний долг (госдолг и долг частных компаний) к ВВП меньше, чем в ряде других стран, и сосредоточен в основном среди компаний, имеющих валютную выручку. Что касается банковского сектора, то у него в краткосрочном плане сбалансированы валютные активы и пассивы.
Регулятора следует понять и поддержать, считает ведущий научный сотрудник РАНХиГС при президенте Рустам Темиргалиев (бывший вице-премьер Крыма) — по его словам, в сложных условиях санкционного давления на российскую экономику весьма удобно критиковать политику ЦБ. Регулятор оказался в весьма сложных и уникальных с точки зрения международного опыта условиях: это и катастрофическое падение для доходной части российского бюджета цен на нефть, и санкционное давление по геополитическим причинам.
— Ограничение рынка внешних заимствований — самый сильный удар по российской экономике, имеющий цель сократить ликвидность российской банковской системы. Здесь необходимо отрабатывать два сценария. Первый — постепенное увеличение предложения денежной массы через незначительное (на уровне 0,5–1%) снижение ключевой ставки. Но в итоге более важную роль в политике насыщения отечественной экономики деньгами должно играть всё же правительство через управляемое увеличение государственных расходов. Что-то подобное делали американцы во времена Великой депрессии. Роль ЦБ в такой политике вторична, — указал Темиргалиев.
Второй сценарий, по его словам, связан с получением доступа российских банков на рынки заимствований в Юго-Восточной Азии. И здесь, считает эксперт, кроме геополитической поддержки со стороны руководства страны необходима и расторопность топ-менеджмента ведущих российских банков.
Аналитик «Альпари» Анна Кокорева также не согласна с тем, что рост объемов кредитования за рубежом связан исключительно с денежно-кредитной политикой ЦБ.
— Банки занимали на западном рынке капитала по разным причинам. Зарубежные рынки для банков — это источник валютных кредитов, которые дешевле, чем у ЦБ. Также рост кредитования за рубежом говорит о том, что у банков вырос интерес к валютным кредитам, который обусловлен негативной динамикой рубля. А ЦБ проводит ту денежно-кредитную политику, которая приемлема в текущих рыночных условиях, — говорит Кокорева.
Источник: izvestia.ru