Повышение советом директоров ЦБ 25 июля ключевой ставки до 8% сильно осложнило отношения регулятора с Минэкономики. По данным "Ъ", министр Алексей Улюкаев обратился к премьер-министру и президенту с предложением создать "специальный механизм" определения целей по инфляции, которыми руководствуется ЦБ, с участием его ведомства и Минфина. Локальный конфликт ЦБ и Минэкономики фактически возрождает к жизни спор о "мегарегуляторе" 2012-2013 годов: поглощение Банком России ФСФР вопроса о механизме единой денежно-кредитной политики явно не решило.
Как стало известно "Ъ", решение совета директоров ЦБ от 25 июля, которым ключевая ставка была поднята до 12 сентября на 50 базисных пунктов, вызвало официальный протест Минэкономики. По данным "Ъ", министр Алексей Улюкаев на следующий день обратился с новыми предложениями сначала к премьер-министру Дмитрию Медведеву, а 29 июля — и к президенту Владимиру Путину с предложением создать "специальный механизм" принятия "политических решений" по точной формулировке ЦБ целей (таргета) по инфляции, в работе которого могли бы принять участие, помимо ЦБ, Минэкономики и Минфин. Президента (поскольку правительство не имеет формальных полномочий в отношении ЦБ) просят дать поручение всем заинтересованным ведомствам обсудить вопрос о соответствующем изменении механизмов денежно-кредитной политики (ДКП) в России.
Причины недовольства Минэкономики очевидны. Рост с 7,5% до 8% ключевой ставки (и фактическая привязка ставок рефинансирования банков по инфраструктурным проектам по формуле "ключевая ставка минус 1%" при неготовности расширять объем такого рефинансирования более чем 50 млрд руб. в 2014 году) дополнительно увеличит стоимость кредитов в экономике во втором полугодии 2014 года и уменьшит прогноз по валовой корпоративной прибыли. Закрытие "кредитного окна" в ЕС и США для компаний почти неизбежно увеличит спрос на кредиты в РФ и темпы наращивания кредита (см. "Ъ" от 28 июля), в противном случае сильно сократятся все инвестиции в экономике.
Разногласия ЦБ и Минэкономики по вопросу таргетирования инфляции вряд ли радикальны. Так, по данным "Ъ", идея Алексея Улюкаева отойти от жестких параметров таргетирования инфляции к коридору целевого значения полностью поддерживается топ-менеджментом ЦБ. Процесс синхронизации политики ЦБ, Минфина и Минэкономики в рамках бюджетного процесса также запущен в июле 2014 года — все прогнозные документы бюджета будет вносить в Госдуму Минфин. Кроме этого, по данным "Ъ", Минэкономики не оспаривает принцип независимости ЦБ в вопросах реализации единой ДКП и не предлагает вернуться к уже завершенной полемике 2012 года о наделении ЦБ задачами по поддержанию экономического роста.
В 2007 году, когда данная модель "мегарегулятора" (с разной степенью успеха реализованная в десятках стран мира с конца 1990-х) показала неработоспособность из-за проблем надзора, Великобритания отказалась от нее в пользу новой модели twin peaks, впрочем, и в нее с 2011 года вносятся коррективы в духе более популярной в среде экономистов модели "распределенного регулирования".
Источник "Ъ" в ЦБ при этом пояснил, что "специальный механизм" Минэкономики, по сути, уже существует: основные направления денежно-кредитной политики ЦБ обсуждает с правительством. "Вопрос лишь в том, необходимо ли и как развивать работающий механизм",— говорит собеседник "Ъ". Например, ЦБ заинтересован в консультациях по решениям правительства, влияющим на инфляционные ожидания и динамику индекса потребительских цен, в частности по вопросам, связанным с тарифами госмонополий. Собеседник "Ъ" в ЦБ при этом настаивает, что не должно быть "хаотической" и "конъюнктурной" смены целей по инфляции, равно как недопустим и рост непрозрачности для рынка механизма принятия решений по ДКП, подрывающий записанную в Конституции независимость Банка России при принятии таких решений.
Источник: kommersant.ru