К катастрофе вертолета Bell 407 под Иркутском, в которой погиб губернатор области Игорь Есиповский, привели непрофессионализм пилота и его решение лететь ночью по лесистой местности. Разрешение на полет вертолета было выдано незаконно, взлетные площадки под Иркутском не соответствовали требованиям безопасности полетов, а пилоты не проходили необходимый курс для управления моделью Bell 407, выяснил МАК.
Причиной катастрофы вертолета Bell 407 под Иркутском, в которой погибли четыре человека, в том числе губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, стал непрофессионализм командира воздушного судна. Об этом сказано в отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Как выяснили специалисты, вертолет Bell 407 RA-01895 был пригнан на незарегистрированную площадку вблизи дома губернатора 7 мая 2009 года по срочной заявке, подписанной руководителем Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация «Иркут». На следующий день один из пилотов, который осуществлял полеты, приехал в восточносибирское управление Росавиации получать разрешения на вылет. В службе он представил сертификат летной годности, свидетельство о госрегистрации машины и личные летные права с допуском для выполнения полетов на модели Bell 407. Доверенность на право полетов на вертолете от владельца, страховые документы на себя и машину, договоры на ее базирование, техническое обслуживание, на услуги по метео- и аэронавигационному обеспечению полетов пилот не предоставил. Получив тем не менее нужные разрешения, он улетел в Москву.
В следующие дни вертолетом управлял другой пилот – Виктор Кунов, который разрешения не получал и имел просроченные летные права без допуска на управление Bell 407.
9 мая Есиповский, первый зампред областного правительства Михаил Штонд, сотрудник охраны Александр Шостак вылетели на вертолете на охоту в урочище «Мольты». С собой они взяли три охотничьих ружья, боеприпасы и продукты питания. Руководитель службы по охране и использованию животного мира Иркутской области сообщил командиру координаты места посадки вертолета вблизи поселка Кочергат.
Как отмечается в докладе МАК, лицензия на охоту у губернатора имелась, но в кого стреляли чиновники, в комитете не уточнили.
На площадку вертолет прилетел примерно в 17.40 по местному времени. Когда Bell 407 приземлялся, в кресле командира, то есть справа, сидел сам Есиповский, у которого не было вообще никаких летных прав, а Кунов сидел в левом кресле.
Обратно чиновники вылетали уже в полночь, за штурвалом сидел пилот Кунов. В МАКе отмечают, что площадка у Кочергата не была приспособлена для взлетов в темное время суток. Примерно через 13 минут после того, как вертолет оторвался от земли, произошла катастрофа. Впоследствии специалисты выяснили, что машина отклонилась от маршрута на 13 километров. Пилот на радиосвязь с диспетчером не выходил и не докладывал о состоянии полета.
На высоте 18 метров «при выполнении маневра с левым креном» Bell 407 задел левой лыжей шасси дерево, накренился еще на 45° и начал снижаться, сломав три сосны.
На скорости около 120 км/час вертолет столкнулся с землей. Сгоревший вертолет обнаружили только вечером 10 мая. «Часть левого шасси и лопасть несущего винта вошли в землю на расстоянии 18 и 22,1 м соответственно», – сказано в сообщении МАК. Погода в день катастрофы, по мнению специалистов, была нормальная: ветер дул со скоростью 5-7 м/сек, видимость была около 10 км, штормового предупреждения объявлено не было.
В крови Кунова был обнаружен этиловый спирт содержанием примерно 0,3%.
Согласно закону, это соответствует физиологической норме, а следовательно, пилот пьян не был. Тем не менее в каком физическом и психологическом состоянии Кунов летел на охоту, выяснить нельзя: из-за просроченных летных прав он не проходил предполетный медицинский осмотр. «Установить соблюдение норм рабочего времени не представилось возможным. Но содержание этилового алкоголя в крови не дает оснований считать, что он употреблял алкоголь в период, непосредственно предшествующий авиационному происшествию», – сказано в докладе.
Причиной катастрофы, подытожили в МАКе, стали «профессиональная неподготовленность КВС к выполнению полетов на данном типе вертолета и его неправильное решение на выполнение несанкционированного полета, ночью, в горной безориентирной лесистой местности, на высоте, значительно ниже безопасной для фактических условий полета». Кроме того, Кунов не использовал задатчик опасной высоты, а также имел недостаточный опыт полетов «на вертолете с прямой индикацией угла крена на авиагоризонте».
Напомним, что ранее источники «Газеты.Ru» в правоохранительных органах утверждали, что губернатор охотился прямо с борта вертолета.
Собеседник сообщил, что в самом начале работы на месте падения Bell 407 спасатели обнаружили тушу медведя.
«Чтобы она не попала в объективы ведомственных фотоаппаратов и объективов телекамер, ее отнесли подальше от места падения, – сказал тогда собеседник «Газеты.Ru». – Такая скандальная улика смогла бы испортить церемонию прощания иркутян с губернатором, стали бы не так уместны соболезнования руководителей страны по поводу гибели Игоря Есиповского. К тому же местные представители власти выглядели бы глупо после их клятвенных заявлений о рабочем характере поездки губернатора в тайгу. Вот и решили факт находки медвежьей туши скрыть». Впрочем, официально эту информацию так никто не подтвердил. «Никакой туши на месте падения ни наши сотрудники, ни следователи не находили», – опровергла заявление источника заместитель начальника информационного отдела Байкальского поисково-спасательного отряда Светлана Олейникова.
Источник: gazeta.ru