Законодатели в целях повышения экономической независимости хотят лишить иностранные аудиторско-консалтинговые компании права работать с властью и госкомпаниями
Депутат нижней палаты парламента Евгений Федоров («Единая Россия») готовит поправки в законодательные акты, в том числе в ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности», касающиеся лишения аудиторских и консалтинговых компаний, работающих в России, и представляющих страны, которые ввели санкции в отношении России, права на обслуживание компаний с государственным участием, Центробанка, органов власти, в том числе федеральных министерств. По мнению парламентария, табу на доступ иностранцев к государственной отчетности и проведению аудиторских проверок по инвестиционным проектам сделает российский властный и экономический сектор более независимым.
Кроме этого, Евгений Федоров указывает, что заключения по инвестиционным проектам иностранные компании готовят под внешнюю систему управления.
— Без этих заключений государство не имеет права вкладывать свои деньги в рамках частно-государственного партнерства, инвестиционного фонда и федеральных целевых программ. А иностранные аудиторы дают заключения лишь при задействовании иностранных инвесторов и под стратегии, связанные с ними. Что-то разрешают, что-то нет — включают систему фильтров, — утверждает депутат. — Учитывая санкции в отношении РФ и наших банков, нам надо переходить на национальные компании и рейтинговые агентства, что потребует времени.
На сегодняшний день иностранные аудиторские компании занимают львиную долю рынка России, при этом большинство крупнейших организаций работают в стране еще с начала 1990-х годов и имеют богатый опыт взаимодействия как с госкомпаниями, так и с органами власти. Это такие международные компании, как Deloitte, KPMG, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, McKinsey & Company.
Компания Deloitte успела уже поработать с госзакупками Минфина, Минэкономразвития и Минпромторга, консультировала ФАС, Росфиннадзор и даже Следственный комитет России. Фирма занималась аудитом проектов реконструкции БАМа и Транссиба для РЖД, проводила ревизию соцсети «ВКонтакте» и «Уралвагонзавода». В 2012 году партнер Deloitte Александр Брагин вошел в Экспертный совет при правительстве РФ.
Другая компания, KPMG, имеет девять офисов в России. Среди прочего компания готовила обзоры стадионов в России в рамках подготовки к ЧМ-2018 для Минфина и Минспорта. Также KPMG работало с «Автодором», РЖД и «Газпромом».
PricewaterhouseCoopers, одна из самых известных в мире организаций, работала в России еще до революции 1917 года и возобновила работу на территории России в 1989 году. За 25-летнюю новую историю в РФ компания отметилась сотрудничеством с Росимуществом, Минобрнауки, Минспорта и оргкомитетом «Сочи-2014». Кроме этого, имела опыт консультирования «Газпрома».
Ernst & Young, также всемирно известная компания, консультировала государство по реорганизации аэропортов Внуково и Пулково, сотрудничает с Минприроды, имеет контракт с Минкомсвязи, а также консультирует главу МЭР Улюкаева. Она же сотрудничает с «Ростехом», проводит аудит Сбербанка и «Интер РАО», а также вырабатывает бизнес-концепцию «Курортов Северного Кавказа».
В процессе перехода на более национально ориентированные экономические и финансовые институты депутат Федоров предлагается внести ряд изменений в законодательство страны как первоначальные протекционные меры.
— Сейчас мы предлагаем изъять из документов обязательное заключение иностранных рейтинговых агентств и аудиторских компаний для целей реализации и поддержки государственных проектов. Там много разных видов деятельности, в том числе и консультационной, но мы планируем исключить необходимость получения визы от иностранцев для реализации наших проектов, — рассказал Федоров. — Сегодняшняя ситуация — это фактически внешняя система управления. Мы предлагаем ее прекратить и запустить национальную систему управления госпроектами.
Целью этих изменений являются улучшение инвестиционного климата и ускорение развития страны.
Один из представителей компании KPMG заявил «Известиям», что представительства иностранных аудиторских организаций обладают самыми лучшими специалистами на рынке.
— Есть вопрос в формулировке, что подразумевать под иностранными компаниями. Если речь идет только о юридической принадлежности организации, то почти у всех компаний «большой четверки» российские офисы работают через их «дочки», оформленные в РФ. Поэтому при таком раскладе ничего не изменится. Однако же действительно проблемой для нас станет, если изменения будут подразумевать компании, имеющие хоть какой-то процент иностранных долей, — рассказал специалист. — В таком случае им удастся всё замкнуть на отечественных компаниях, но это не будет полезно для системы. В KPMG и других передовых консалтинговых структурах работают лучшие специалисты, услуги более качественные, индекс доверия к ним значительно выше, чем к отечественным, а это важные факторы для крупного государственного проекта.
Председатель межрегионального профессионального союза аудиторов и бухгалтеров Леонид Блинков рассказал «Известиям», что сегодня иностранные компании контролируют фактически весь рынок аудиторских услуг в России.
— На данный момент иностранные компании занимают на рынке аудиторских услуг России почти 100%. Российских аудиторов туда не подпускают. Хотя президент Путин еще в 2013 году удивился, что у нас такая сфера отдана иностранным компаниям, но тогда по этому поводу так и не было никаких решений, — вспомнил он. — Тем временем отрасль стоит на грани вымирания, поскольку давление со стороны иностранных компаний очень велико, нет роста рынка, а также вследствие других причин. Национализация необходима, и, конечно, такого рода исследования должны проводить свои компании.
Лидерство международных, в том числе американских, консалтинговых компаний не является отличительной особенностью России. PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и другие международные компании работает во множестве стран мира и занимают там заметные доли рынка услуг.
Ранее законопроект, вводящий запрет на проведение иностранными аудиторами проверки компаний (в том числе кредитных организаций), доля государства в которых составляет не менее 25%, вносили депутаты ЛДПР — Андрей Свинцов, Ярослав Нилов, Сергей Катасонов во главе с вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым. Парламентарии прописали в законе, что аудит вышеперечисленных компаний могут проводить только аудиторские организации, в уставном капитале которых отсутствуют иностранные юридические или физические лица. Изменения предлагалось внести в закон «Об аудиторской деятельности».
Как отмечали депутаты, при оказании аудиторских услуг иностранными компаниями высоки риски утечки информации, несмотря на аудиторскую тайну. По мнению авторов законопроекта, участие иностранных компаний в аудите государственных российских предприятий влечет экономический ущерб для отечественных аудиторов. Доля доходов большой четверки доминирующих аудиторских компаний (PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst & Young и Deloitte & Touche) от аудита в России выросла на 22,4%, в то время как в 46 крупнейших российских аудиторских организациях — только на 4,5%. Четыре международные организации получают 42,6% в совокупных доходов всей отрасли от проведения аудита. В Минфине не поддержали законопроект ЛДПР.
Источник: Известия
Комментарий редакции "Закон Времени": Глупая и вредная идея.