Новости
Мир не заметил, как превратился в территорию без ярко выраженных государств и границ: реальная экономическая власть находится в руках управляющих особыми экономическими зонами, число таких неофициальных "микроправительств" в несколько раз превышает количество официальных глав государств

   Каждые пять лет Национальный исследовательский совет (НИС) США, консультирующий директора ЦРУ, публикует свой прогноз о глобальных изменениях в недалеком будущем. Последний доклад НИС описывает, как мир будет выглядеть в ближайшие 50 лет.

Один из сценариев - "Мир без государств" - предполагает, что из-за урбанизации, развития технологий и накопления капитала планета превратится в одну большую территорию, на которой будут господствовать отдельные анклавы, живущие по собственным законам. Этому будет предшествовать попытка государства передать на аутсорсинг часть своих обязанностей по проведению реформ независимым игрокам.

Будущее уже наступило

Консультанты ЦРУ предполагают, что обратный отчет для этих изменений наступит в 2030 году. Но на самом деле мир уже превратился в территорию без национальных государств, хотя мы этого и не заметили, считает ведущий научный сотрудник исследовательского центра New America Foundation и автор экономического бестселлера "Второй мир: как развивающиеся страны изменят глобальную конкуренцию в 21 веке" Параг Ханна.

Официальные границы между странами все еще существуют, но мировое сообщество уже действует, как будто их уже нет. Национальные государства становятся лишь одной из форм управления среди многих других.

Беглый взгляд на мировую экономику показывает, что самый впечатляющий рост и внедрение инноваций происходит там, где правительство и бизнес, местные и иностранцы работают в тесной связке. Это своеобразные государства без границ. Экономисты придумали для них термин "особые экономические зоны".

  • В последние десятилетия сотни таких зон появились в Африке, на Ближнем Востоке и в Азии. В 1980 году в Китае появилось первое государство без официальных границ - Шэньчжэнь. Сегодня Поднебесная оплетена сетью особых экономических зон, и именно это помогло ей стать второй по величине экономикой в мире.
  • В арабском мире насчитывается более 300 особых территорий, и большинство из них сосредоточены в одном городе - Дубай. Самой известной зоной является Свободная зона Jebel Ali - один из крупнейших и наиболее эффективных портов в мире.
  • Образование новых псевдогосударств рука об руку идет с другой важнейшей тенденцией - стремлением крупных городов к независимости.

Феодальная раздробленность XXI века

В условиях быстрой урбанизации, каждый город, штат или провинция хочет иметь больше влияния. Шотландия и Уэльс в Великобритании, Страна Басков и Каталония в Испании, Британская Колумбия в Канаде, Западная Австралия и почти каждый индийский штат - все они ищут максимальной финансовой и политической автономии.

И некоторые уже могут себе позволить не зависеть от остальной страны. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг любит говорить: "Я мало слушаю, что говорят в Вашингтоне". Но зато Вашингтон очень внимательно слушает его. То же самое происходит во многих государствах. В настоящий момент по крайней мере восемь стран возглавляют бывшие мэры.

Этот процесс идет даже в Китае: центр принятия решений сместился в крупные города, которые вносят самый большой вклад в экономику, а Пекин зависит от их роста. Одна из самых популярных пословиц в сегодняшнем Китае отлично отражает эту тенденцию - "Холмы высоки, а император далеко".

Объединяйся и властвуй

Если на официальных картах можно увидеть около 200 стран, то количество неофициальных правительств стремится к тысяче. И чем больше таких микро-правительств, тем могущественней становятся современные империи - США, Китай, Бразилия.

Поэтому более слабым государствам нужно перестать носиться со своей национальной идентичностью и объединять финансовые усилия, чтобы снижать уровень бедности, повышать качество жизни улучшать доступ к основным товарам и услугам и стимулировать экономический рост во всем регионе.

Бурунди, Кения, Руанда, Танзания и Уганда уже сформировали Восточно-африканское сообщество, которое должно координировать все - от таможенных тарифов и стимулирования инвестиций до поддержание мира. Если им удасться построить инфраструктуру, которая сотрет произвольно возникшие политические границы, то мы увидим Европейский союз по-африкански. Если же региональные группировки не будут созданы, то богатые страны воспользуются древним принципом - "разделяй и властвуй".

Впрочем, в некоторых государствах жителям все-таки придется расстаться друг с другом. Например, на Ближнем Востоке необходимо переосмыслить термин "государство". Сотни аналитиков, ежедневно рассуждающих о ситуации в Сирии и Ираке, не могут понять, что ни одно государство не имеет божественного права на существование. Некоторые страны не подлежат ремонту и в конце концов разрушаются. Арабский мир не успокоится, пока не превратиться в группу автономных национальных оазисов, связанных чем-то вроде нового торгового Шелкового пути.

 
Источник: Финмаркет
 
От редакции "Закон Времени":
 
Государственность может развиваться и на многонациональной основе, обслуживая жизнь многих наций, либо не выработавших своей национальной государственности, либо тех, чья национальная государственность имеет в той или иной мере ограниченный суверенитет, поскольку ряд задач жизни такого национального общества решается общей для нескольких наций государственностью, многонациональной по составу работающих в ней людей, чья власть распространяется на регионы становления и доминирования нескольких национальных культур. Государственность России — многонациональная государственность, общая всем проживающим в ней народам. И в таком качестве она развивается на протяжении уже нескольких веков: как минимум, начиная от взятия Казани Иваном Грозным и вхождения Татарстана в состав России.
Понятно, что отождествлять такое многонациональное государство с государством-нацией, какой тип государств преобладает в Европе, — глупость либо злой умысел. Тем более глупость или злой умысел — пытаться осуществлять управление общественной жизнью в таком государстве на основе социальных закономерностей, выявленных в жизни наций-государств. И по отношению к такой государственности на подвластной ей территории нет «национальных меньшинств», угнетаемых государственностью некой «титульной нации» или государственностью корпорации «титульных наций», поскольку доступ для работы в ней определяется не происхождением от представителей того или иного народа, а деловыми качествами и политическими намерениями претендентов.
 
Соответственно такому пониманию государственности и государства, исторически сложившаяся устойчивая нация может иметь общую ей сферу управления, в которую входят те её представители, которые управляют коллективной деятельностью в сфере производства продукции, торговли и т.п., но не иметь своей собственной государственности.
 
Изначальная языковая и культурная в целом общность, сложившаяся на какой-либо территории, при наличии в регионах этой территории нескольких обособленных сфер управления, осуществляемого на профессиональной основе, это:
либо процесс становления нации из нескольких народностей, каждая из которых имеет свою в чём-то специфическую сферу управления (в случае стирания обособляющих регионы границ в сфере общественного самоуправления(Это происходило во многих регионах планеты в ходе преодоления феодальной раздробленности) на основе объединяющего людей смысла жизни, выходящего за пределы удовлетворения их физиологических и бытовых потребностей, и языковой общности, обеспечивающей взаимопонимание без переводчиков);
 
либо процесс национального разобщения, ведущий:
 к становлению нескольких родственных наций( Таковы современные нам великороссы, белорусы, украинцы. Таковы грузины и аджарцы (язык грузинский,биологическая основа — родственная грузинам, а в культуре много турецкого в силу продолжительной жизни в границах Турецкой империи));
 
 либо к ассимиляции несостоявшихся наций или отделившихся народностей другими
состоявшимися нациями;
 
 либо к этнической чистке на территории, осваиваемой для своих нужд какими-либо состоявшимися нациями ( Такую политику англичане проводили в отношении коренного населения Австралии и Новой Зеландии. Обоснование такой политики в отношении отсталых с точки зрения буржуазно-либерального Запада народов в 1937 г. огласил У.Черчилль, давая показания комиссии Пиля по поводу просионистской политики Великобритании в Палестине:«Я не считаю, что собака на сене имеет исключительные права на это сено, даже если она лежит на нём очень длительное время. Я не признаю такого права. Я не признаю, например, что какая-то великая несправедливость была совершена по отношению к американским индейцам или к аборигенам в Австралии. Я не признаю, что этим людям был нанесён ущерб в результате того, что более сильная раса, более высокоразвитая раса или, во всяком случае, более умудрённая раса, если так можно выразиться, пришла и заняла их место» (Приводится по публикации в интернете http://ami-moy.narod.ru/A522/pages/A522-044.html со ссылкой на вышедшую в Великобритании книгу «Черчилль и евреи» Мартина Гилберта). Эта нравственно-этическая позиция проистекает из библейской доктрины порабощения человечество от имени Бога, о чём речь пойдёт далее).
 
 
 

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.02: 4 422 руб.
Поддержали проект: 10 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также