В Британии в этом учебном году запустили первый школьный класс без учителя. Уроки в нем ведет искусственный интеллект (ИИ) с использованием технологий виртуальной реальности.
Проект реализовали в частном колледже David Game College в Лондоне. Машинный разум сам создает учебную программу, анализирует успеваемость учащихся и вносит коррективы в образовательный процесс. Руководство колледжа считает, что ИИ, в отличие от обычных преподавателей, не будет допускать ошибок и объективно оценит подготовку учащихся. "Учитель часто не знает недостатки своих учеников, - отмечают в колледже. - Нейросеть же более эффективно определит, почему у ребенка есть проблемы в обучении". Впрочем, отдавать учебу и воспитание детей полностью на откуп высоким технологиям в колледже пока не готовы. За детьми, которых будет учить ИИ, все-таки будут наблюдать живые учителя. Они вмешиваются в ситуацию, если что-то идет не так. Кроме того, пока алгоритмы не справляются с преподаванием таких предметов, как искусство и половое воспитание.
Одни видят в искусственном интеллекте будущее образования, другие уверены, что оно станет бездушным
Власти Британии уверены, что за этими технологиями в образовании будущее, но видят их дополнением, а не заменой для преподавателей. На начальном этапе минобразования королевства предлагает учителям больше использовать ИИ в своей работе, в первую очередь для проверки домашних заданий и планирования уроков. Соответствующие нормы уже внесены в образовательные стандарты, теперь дело за внедрением конкретных разработок. "Машинный разум будет работать для учителя, снизит административную нагрузку и поможет проводить каждый день творческие и вдохновляющие уроки, сокращая нехватку времени", - уверены в британском министерстве образования.
Пока, впрочем, британские учителя осторожничают. По опросам, 64 процента из них не используют искусственный интеллект в работе, а 19 процентов не хотят делать это и в будущем. Максимум, на что решаются использующие нейросети преподаватели, это проверка работ учеников на плагиат. Противники замены учителей на ИИ считают, что "машина дегуманизирует процесс обучения, из-за чего пропадает межличностное взаимодействие между учениками и учителем". "Полный переход на ИИ приведет к бездушному и мрачному будущему", - отмечают они.
Источник: rg.ru
В итальянских школах попробовали внедрить виртуальных помощников учителей
Школы Италии, где регулярно испытывают проблемы со своевременным наймом преподавательского состава, делают первые шаги в сторону решения этих проблем через внедрение новых технологий.
В текущем учебном году в 15 итальянских школах стартовал масштабный экспериментальный проект по использованию виртуальных помощников учителей на основе искусственного интеллекта. Инициатива нацелена на повышение уровня преподавания и успеваемости, а также на уменьшение цифрового разрыва между Италией и другими странами Евросоюза.
Итальянские ИИ-ассистенты главным образом сосредоточены на персонализации обучения для каждого школьника в зависимости от его способностей и скорости усвоения материала. Соответствующие программы интегрированы в планшеты и компьютеры, помогая детям как во время уроков, так и при выполнении домашних заданий. Виртуальные ассистенты также способны оказывать поддержку ученикам, которые имеют особенности развития, и тем детям, для кого итальянский не родной.
Отмечается, что проект особенно актуален для школ с высоким уровнем отсева учащихся, таких как профессиональные и технические институты.
Алессандро Больоло, профессор систем обработки информации Университета Урбино, утверждает, что "ИИ позволяет создавать персонализированные образовательные маршруты, адаптируя учебный материал под конкретные потребности каждого ученика". Марко Гуи, директор Центра "Цифровое благополучие" Миланского университета Бикокка, утверждает, что "ИИ может автоматизировать многие административные задачи, позволяя учителям больше сосредоточиться на дидактических и межличностных аспектах". Однако, по словам эксперта по образовательным технологиям Агостино Менна, "необходимо разработать четкие правила использования ИИ в школах, которые гарантируют конфиденциальность учащихся и предотвратят возможные злоупотребления".
Ожидается, что эксперимент продлится два года. По словам министра образования Италии Джузеппе Вальдитары, в случае положительных результатов с 2026 года ИИ будут внедрять во всех школах страны.
Источник: rg.ru
В США технологические новинки доступны в основном школам в благополучных районах
О дефиците квалифицированных преподавателей, особенно по математике и естественным наукам, в Соединенных Штатах говорят не первый год, но в большинстве местных школ не спешат решать эту проблему внедрением новых технологий и искусственного интеллекта (ИИ).
Тем не менее, по данным Центра переосмысления государственного образования (CRPE), индустрия обучающего ИИ с прицелом на начальную и среднюю школу бурно развивается, а ведущие цифровые гиганты ведут конкурентную борьбу за эту перспективную нишу.
Пока около 18 процентов учителей средних школ в Америке регулярно применяют на занятиях нейросети. В основном цифровой разум используется в процессе обучения гуманитарным предметам, а чаще всего педагоги прибегают к его помощи для подготовки домашних заданий или планирования уроков. Предпочтение отдается широко известному чат-боту ChatGPT. В средних классах педагоги активно экспериментируют с технологией машинного обучения Grammarly, которая может самостоятельно не только проверять грамматику, но и давать рекомендации по улучшению письменной речи учащихся. Набирает популярность виртуальное обучение в контурах платформ, которые предлагают адаптивные курсы, подстраивающиеся под уровень знаний школьников. Нашли свои ниши и ресурсы на основе нейросетей для персонализированного обучения, выступающие в роли самостоятельных цифровых репетиторов.
В американской глубинке туго как с учителями, так и с технологиями
Впрочем, все эти техноновинки пока только поддерживают процесс обучения, но заменить полностью работу учителей не могут. Как отмечают эксперты CRPE, в силу относительно недавнего внедрения ИИ в образовательный процесс пока трудно объективно оценить, насколько они эффективны и смогут ли заменить учителей в будущем. Однако первые плюсы и минусы внедрения ИИ уже заметны. К плюсам специалисты относят существенное снижение нагрузки на дефицитных квалифицированных преподавателей. Сильнее всего это чувствуется в сельских и неблагополучных регионах. Но рассчитывать на то, что ИИ заменит там учителей, не приходится. Дело в том, что новомодные инструменты внедряются в первую очередь в школах в благополучных в социально-экономическом плане районах, а там, где не хватает учителей, наблюдается и дефицит технологий. Например, в государственных школах зажиточного Нью-Йорка, по данным сайта study.com, ИИ используют уже 70 процентов педагогов. Но там, где проживает преимущественно "цветное" и малообеспеченное население, знакомство с новыми технологиями идет куда медленнее.
Источник: rg.ru