С апреля 2010 года в 18 регионах РФ начнется эксперимент по введению в светских школах духовно-нравственных дисциплин. Ученики четвертых классов и их родители смогут выбрать, какой из предметов изучать: основы культуры одной из четырех традиционных религий России, основы мировых религиозных культур либо основы светской этики. О возможных рисках введения новых предметов РИА Новости рассказал старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Павел Костылев.
- Павел Николаевич, есть ли необходимость духовно-нравственного воспитания в школе?
- Необходимость, конечно, есть. Проблема в том, что с помощью одного предмета, который будет проводиться раз в неделю в 4 и 5 классе, воспитать нравственного человека невозможно. Да и зачем вводить основы религиозной культуры в светских школах, если в России существует более 11 тысяч только православных воскресных школ? Если туда не ходят, значит, таков выбор людей. А обязательный предмет – это насилие над ребенком.
- Но ведь дети смогут выбрать курс светской этики. В чем же насилие?
- Дело в том, что возрасте 11-12 лет у детей есть «стадный инстинкт», ограничивающий свободу выбора. В регионе с преобладанием, например, православного населения духовно-нравственное воспитание в школах, скорее всего, превратится в православную апологетику.
Что касается курса этики, то в четвертом-пятом классе он будет сведен к разговорам о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Слишком велик риск, что данный предмет будет вести человек, который сам не является образцом для подражания. Дети это быстро поймут, и занятия превратятся в фарс.
- Как вы думаете, кто будет вести новые предметы?
- Учителя истории и обществознания, прослушавшие коротенький курс переподготовки при преобладающей в регионе церковной организации.
- Может быть, в школу стоит привлекать профессиональных религиоведов?
- Власти такую возможность почему-то не рассматривают. Удивительная ситуация: в России есть около двух тысяч профессиональных выпускников-религиоведов, ежегодно на 36 кафедрах религиоведения по всей стране выпускается еще около 500 человек с квалификацией «Религиовед. Преподаватель» в дипломе, но никто и не думает приглашать их в школу.
- Какие способы изучения духовной культуры народов России, на ваш взгляд, являются оптимальными? Есть предложение, например, организовать ролевые игры, посещать святые места, не ставить оценки…
- Оптимальный способ – рассказы учителя и их обсуждение. Священные тексты для чтения могут предлагаться только в адаптированном виде, их должны подбирать специалисты, а не отдельные учителя.
Ролевые игры я считаю неприемлемыми – есть риск, что они превратятся в богохульство. А посещение святых мест уместно скорее для такого предмета, как мировая художественная культура, и цель таких экскурсий одна: знакомство с архитектурой. Оценки, на мой взгляд, ставить нужно. Я предлагаю относиться к новому предмету так же, как ко всем остальным, не делать из него священный жупел.
- В чем, на ваш взгляд, заключаются основные риски введения новых дисциплин?
- Риск в том, что курсы, посвященные изучению одной из четырех религий, станут теологическими. Это значит, что в светской школе детям будут прививаться религиозные убеждения. Более того: эти убеждения, несомненно, окажутся искаженными, поскольку передавать их будут конкретные учителя, обладающие собственным пониманием религии. В 11-12 лет ребенок еще не в состоянии выстроить свою точку зрения, и ему нечего будет противопоставить учителю, определенным образом рассказывающему о Боге (в той или иной религиозной традиции) и религиозных догматах.
К тому же демонстративное разделение детей по основанию веры с последующим углублением в «свой» предмет может привести к религиозным конфликтам в школьной среде. Мы живем в светском мире. Публичная демонстрация собственных религиозных убеждений зачастую ставит человека в положение либо истово верующего, либо маргинала. Для ребенка данного возраста и то, и другое – тяжелое испытание.
- Как же избежать подобных опасностей?
- Изменить формат и содержание предмета. Я считаю, что наиболее приемлемым является преподавание основ и истории мировых религий, лучше всего в 10-11 классе. Но религиоведческое сообщество могло бы подготовить качественный учебник и для учеников 4-5 классов, переработав, например, замечательное пособие для старшеклассников «Религии мира: история, культура, вероучение» под редакцией академика РАН Александра Чубарьяна.
История мировых религий способна показать разнообразие духовного опыта человека, привить ребенку понимание, что человек другой веры и национальности – такой же, как он сам, что способствовало бы развитию толерантности. Преподавая эту дисциплину, учитель, действительно, дистанцирован от своего предмета. Его знание не является ценностно нагруженным, он не мотивирует детей идти в церковь бить поклоны или, напротив, громить ее: он просто должен квалифицированно рассказывать школьникам о религии.
Источник: Мария Грачева, ГУ-ВШЭ, специально для РИА Новости