Басманный суд признал Сталина "кровожадным людоедом"
Потомок «вождя всех народов» требовал опровергнуть сведения, опубликованные в статье Яблокова «Виновным назначен Берия», написанной им для приложения «Новой газеты» «Правда ГУЛАГа» в апреле этого года.
«В иске о признании сведений вымышленными, унижающими честь и достоинство и взыскании компенсации морального вреда отказать», – произнесла судья Александра Лопаткина, сообщив, что мотивированная часть решения будет изготовлена не раньше чем через пять дней.
Автор оспариваемой статьи был рад исходу дела. «Произошло то, что и должно было быть. Я считаю решение законным и обоснованным», – заявил GZT.RU Анатолий Яблоков.
В свою очередь представители истца Юрий Мухин и Леонид Жура сообщили, что, скорее всего, обжалуют вынесенное решение. По мнению Мухина, судебный процесс был проведен с нарушением закона. «Я думаю, что решение по этому делу было принято задолго до того, как судья ушла в совещательную комнату», – заявил GZT.RU Мухин.
«Уезжайте из нашей страны!» – набросились дождавшиеся решения суда пенсионерки на шеф-редактора приложения «Правда ГУЛАГа» Олега Хлебникова. «Ты мне мою страну не тронь, бабка, я здесь родился и вырос», – дал отпор оппонентам журналист. Он назвал решение суда закономерным и отметил, что представители истца пытались по-своему трактовать жизнь и роль Сталина в истории, которые не соответствовали действительности. Он сообщил, что в «Новой газете» появилась рубрика «Суд над Сталиным» именно для того, чтобы развенчать мифы о нем. «Сложность в том, что невозможно судить мертвого, но осудить сталинизм необходимо», – сказал Хлебников.
Группа поддержки заметно поредела
Свое решение судья вынесла почти в 20.30, после двухчасовых размышлений. До этого в зале заседаний кипели нешуточные страсти. Иначе и быть не могло. Ведь обсуждались личность Иосифа Сталина и его роль в российской истории.
Во вторник сочувствующих Евгению Джугашвили приехало вдвое меньше, чем на прошлой неделе. Около полутора десятков человек, преимущественно пенсионного возраста, расположились у дверей зала в надежде попасть внутрь. Они были настроены решительно. «Сторонники Яблокова – клеветники! Они грязные люди!» – высказал мнение собравшихся пожилой мужчина. Однако миновать судебных приставов ему так и не удалось, как, впрочем, и большинству приехавших в суд репортеров. В зал опять попали немногие.
В ходе слушания стороны продолжили представлять доказательства. На обозрение суда представителями ответчиков были переданы несколько документов, подтверждающих сведения, изложенные в статье Яблокова «Виновным назначен Берия». Истец утверждает, что в ней были изложены не соответствующие действительности сведения. В частности, что «Сталин и чекисты повязаны большой кровью, тягчайшими преступлениями, прежде всего против собственного народа». Внука вождя также задела фраза о том, что Сталин и члены Политбюро ВКП(б) выносили решения о массовых расстрелах польских офицеров в апреле – мае 1940 года под Катынью. Джугашвили также не понравилось, что его дед был назван «кровожадным людоедом».
В своем иске Евгений Джугашвили указал, что Яблоков оскорбил память Иосифа Виссарионовича, унизил его честь и достоинство. Он требовал опубликовать опровержение и взыскать с «Новой газеты» 9,5 млн рублей, а с Яблокова – 500 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда.
Архивные документы
Доказывая правоту публикации, сотрудник научного центра общества «Мемориал» (эта организация участвует в деле как третье лицо на стороне ответчика, так как совместно с ней «Новая газета» выпускает вкладку «Правда ГУЛАГа») Александр Гурьянов передал суду несколько документов из так называемого катынского дела, которое много лет расследовала ГВП. По его словам, они были получены из Российского государственного архива социально-политической истории и неоднократно публиковались в разных изданиях.
Один из таких документов – написанная в марте 1940 года записка Лаврентия Берии Иосифу Сталину. В ней председатель КГБ описывает ситуацию с польскими военнопленными и предлагает расстрелять их как «закоренелых, неисправимых врагов советской власти». «Другой документ – постановление Политбюро – полностью совпадает с заключительной частью этой записки», – отметил Гурьянов. Кроме того, суду была передана записка другого руководителя КГБ – Александра Шелепина – Никите Хрущеву. В марте 1959 года он предлагал председателю Политбюро уничтожить личные дела польских военнопленных.
«Представители истца утверждают, что все, кто был расстрелян тогда, – это враги советского народа, которые были таковыми признаны по законам того времени», – сказал GZT.RU руководитель юридической службы «Новой газеты» Ярослав Кожеуров. Он отметил, что это не так: «Сталин расстреливал и тех, кто вместе с ним делал революцию, например партийных функционеров, которые не нравились вождю и его окружению».
По словам юриста, это подтверждают так называемые расстрельные списки НКВД. «Они подавались в Военную коллегию Верховного суда за подписью Сталина», – добавил Анатолий Яблоков. Он отметил, что в ходе процесса ответчики передали суду копии некоторых таких документов, заверенных президентским архивом. «На одном из них Сталин собственной рукой с ошибкой написал: «За разстрел всех 138 человек».
Учебник – не аргумент
Отметим, что за время судебного разбирательства, которое длится уже второй месяц, Евгений Джугашвили так ни разу и не появился в суде. Его интересы представляют публицист Юрий Мухин и Леонид Жура. Они твердо стояли на своем, утверждая, что представленные ответчиком документы – фальшивка.
Так, Юрий Мухин отверг утверждения представителя ответчиков, президента Адвокатской палаты Москвы Генри Резника о том, что изложенные в статье сведения являются общеизвестными фактами и потому не подлежат опровержению. Доводы о том, что данная информация опубликована даже в учебниках по истории, также не стала для представителей истца весомым аргументом. «Автор учебника может написать все что угодно», – считает Мухин. По его мнению, ответчики не представили ни одного доказательства своей правоты и все их аргументы «не относятся к предмету спора».
«Гений злодейства»
Комментируя судебное разбирательство, представляющий интересы Анатолия Яблокова адвокат Алексей Бенецкий в перерыве слушания сказал, что «сам процесс, с одной стороны, чудовищный фарс, а с другой стороны, чудовищное издевательство над жертвами сталинских репрессий». По его мнению, «истцы используют суд как трибуну для проповедования чудовищных идей Сталина», а сам процесс – для самопиара. «Сталин нанес тяжелейшую травму народам России, которую мы никак не можем излечить», – отметил юрист.
«Истцы говорили, что никакого обязательного указания органам НКВД и судам Сталин давать не мог по той причине, что в 1936 году была принята Конституция, которой они руководствовались, – изложил Генри Резник доводы своих оппонентов. – Сталин был назван истцами известным гуманистом, который строил справедливое общество». Между тем, как ответил представитель ответчиков, в опровержение этих аргументов было представлено более двух десятков документов, подтверждающих, что руководители органов безопасности обращались к Сталину за одобрением принятых ими решений.
«Так, в опубликованных письмах Николая Бухарина Сталину первый возмутился арестом Мандельштама, и Сталин выразил с ним несогласие, после чего Мандельштам был отпущен», – поведал Резник. «Это является показателем так называемой самостоятельности представителей госорганов и той роли, которую Сталин играл в жизни страны», – считает Резник.
Он отметил, что Сталин был единоличным диктатором, «гением злодейства», при котором была создана диктатура тоталитарного страха. «Истцы напирали на то, что ни один суд не признал Сталина преступником, – продолжил президент Адвокатской палаты Москвы. – Однако Адольф Гитлер также не был юридически осужден, хотя признан врагом всех народов». Выступая в суде, Генри Резник высказал пожелание, чтобы решение Басманного суда «послужило прологом для нашего российского Нюрнберга» для того, чтобы с участием представителей парламента был проведен суд «над сталинщиной», которая продолжает отравлять атмосферу в нашей стране.
Истоник: gzt.ru