Человек живет среди различных звуков и шумов. Часть из них являются полезными сигналами, дают возможность общаться, правильно ориентироваться в окружающей среде, принимать участие в трудовом процессе. Другие мешают, раздражают и даже могут повредить здоровью.
Издавна известно благотворное влияние на организм человека шумов среды (листья, дождя, реки). Статистика свидетельствует о том, что у людей, работающих в лесу, у реки, на море, реже, чем у жителей городов, встречаются заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы. Установлено, что шелест листьев, пение птиц, журчание ручья, звуки дождя оздоравливают нервную систему. Под влиянием звуков усиливается работа мышц.
О положительном влиянии гармоничной музыки было известно с давних времен. Вспомним распространенные во всем мире колыбельные (тихие нежные монотонные напевы), снятия нервного стресса журчанием ручьев, ласковым шумом морских волн или пением. Известно также и негативное воздействие звука. Одним из тяжелых наказаний в средневековье было действие звуками от ударов мощного колокола, когда обреченный умирал в страшных муках от нестерпимой боли в ушах.
Это определяет теоретическое и практическое значение изучения характера влияния шума на организм человека. Основной целью исследований является выявление порога неблагоприятного воздействия шума и обоснование гигиенических нормативов для различных контингентов населения, различных условий и мест пребывания человека (жилые, общественные здания, производственные помещения, детские и лечебно-профилактические учреждения, территории жилых районов и мест отдыха).
Значительный теоретический интерес представляет изучение патогенеза и механизма действия шума, процессов адаптации организма и отдаленных по последствиям при длительном воздействии шумов. Исследования проводят обычно в экспериментальных условиях. Изучить характер воздействия шума на человека сложно, так как процессы взаимодействия физических и химических факторов окружающей среды с его организмом также сложные. Чувствительность к шуму разных возрастно-половых и социальных групп населения также неодинакова.
Реакция человека на шум зависит от того, какие процессы преобладают в центральной нервной системе — возбуждение или торможение.
Многие звуковые сигналы, поступающие в кору большого мозга, вызывают беспокойство, страх, преждевременное утомление. В свою очередь, это может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья. Диапазон влияния шума на человека широк: от субъективного ощущения к объективным патологическим изменениям в органе слуха, центральной нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной системах. И так шум действует на жизненно важные органы и системы.
Можно выделить следующие категории воздействия чувствительной акустической энергии на человека:
1) воздействие на слуховую функцию, обусловливающую слуховую адаптацию, слуховое утомление, временную или постоянную потерю слуха
2) нарушение способности передавать и воспринимать звуки речевого общения;
3) раздражительность, беспокойство, нарушение сна;
4) изменение физиологических реакций человека на стрессовые сигналы и сигналы, которые не являются специфическими для шумового влияния;
5) влияние на психическое и соматическое здоровье;
6) влияние на производственную деятельность, умственный труд.
Городской шум воспринимается прежде всего субъективно. Первым показателем неблагоприятного его действия являются жалобы на раздражительность, беспокойство, нарушения сна. В появлении жалоб уровень шума и фактор времени имеют решающее значение, но степень неприятных ощущений зависит и от того, насколько шум превышает обычный уровень. Значительную роль в возникновении у человека неприятных ощущений играют его отношение к источнику шума, а также заложенная в шуме информация.
Таким образом, субъективное восприятие шума зависит от физической структуры шума и психофизиологических особенностей человека. Реакции на шум у населения неоднородна. Сверхчувствительные к шуму 30% людей, имеющих нормальную чувствительность — 60%, нечувствительны — 10%.
На степень психологического и физиологического восприятия акустического стресса влияют тип высшей нервной деятельности, индивидуальный биоритмической профиль, характер сна, уровень физической активности, количество стрессовых ситуаций в течение суток, степень нервного и физического перенапряжения, а также курение и алкоголь.
Опрос 1500 жителей шумных улиц показал, что 759% жаловались на шум транспортного происхождения, 22% — на шум промышленных предприятий, 21% — на бытовую шум. В 37,5% опрошенных шум вызвал беспокойство, у 22% — раздражение и лишь 23% опрошенных — не жаловались на него. При этом больше всего страдали те, у кого было поражение нервной, сердечно-сосудистой систем и органов пищеварения. Постоянное проживание в таких условиях может стать причиной язвенной болезни желудка, гастрита за нарушения секреторной и моторной функций желудка и кишечника.
В районах с высоким уровнем шума большинство жителей отмечают ухудшение самочувствия, чаще обращаются к врачу. В ходе опроса 622 жителя тихих улиц (LA экв = 60 дБА) жаловались на шум автотранспорта 12%, на бытовом шум — 76%, на шум промышленного происхождения — 8%, на авиационный и железнодорожный шум — 28%.
Установлена прямая зависимость количества жалоб населения от уровня звука на примагистральной территории. Так, при эквивалентном уровне звука 75-80 дБА зарегистрировано более 85% жалоб, 65-70 дБА — 64-70%. При уровне звука 60-65 дБА почти половина опрошенных жаловались на шум, 55 дБА — третья часть населения испытывала беспокойство, и только при уровне шума 50 дБА жалоб практически не было (5%). Два последних уровня являются приемлемыми для территорий жилой застройки. Нарушается сон обычно при уровне звука более 35 дБА. Реакция населения на транспортное шум практически не зависит от пола, возраста и профессии.
В современных городских условиях слуховой анализатор человека вынужден работать с большим напряжением на фоне транспортного и жилищно-бытового шума, который маскирует полезные звуковые сигналы. Поэтому нужно определить возможности приспособления органа слуха, с одной стороны, и безопасные уровни шума, действие которых не нарушает его функций, — с другой.
Пороги слухового ощущения характеризует чувствительность. Их определяют на чистых тонах в диапазоне частот от 63 до 8000 Гц методом тональной аудиометрии в соответствии с ГОСТом «Шум. Методы определения потерь слуха человека». Самая высокая чувствительность уха к звукам в диапазоне частот 1000-4000 Гц. Она быстро снижается при удалении в обе стороны от зоны наибольшей чувствительности. В диапазоне частот 200-1000 Гц пороговая сила звука в 1000 раз больше, чем в диапазоне частот 1000-4000 Гц. Чем выше тональность или шума, тем сильнее его неблагоприятное воздействие на орган слуха.
Звуковые волны при соответствующей интенсивности и частоте являются специфическими раздражителями для органов слуха. При достаточно высоком уровне шума и непродолжительном его влиянии наблюдается снижение слышимости, что приводит к временному повышению ее порога. Длительное воздействие звука высокой интенсивности может привести к невозвратимой потери слуха (тугоухость), которую обычно характеризуют величиной постоянного смещения порога чувствительности.
Транспортный шум существенно влияет на функциональное состояние слухового анализатора. Так, в звукоизолированной камере при двухчасовой экспозиции даже относительно невысокий уровень звука (65 дБА) приводит к потере слуха более 10 дБ на низких частотах, что соответствует низкочастотного спектра транспортного шума. Уровень шума 80 дБА снижает слуховую чувствительность на 1 — 25 дБА в широкой области низких, средних и высоких частот, что можно расценивать как усталость органа слуха. В городских жилых домах, расположенных вдоль магистралей, население часто жалуется на плохое восприятие языка, объясняется маскировкой отдельных звуков речи транспортным шумом. Установлено, что шум нарушает разборчивость речи, особенно если его уровень превышает 70 дБА. При этом человек не разбирает от 20 до 50% слов.
Шум через проводящие пути звукового анализатора влияет на различные центры головного мозга, меняет взаимоотношения процессов высшей нервной деятельности, нарушает равновесие процессов возбуждения и торможения. При этом изменяются рефлекторные реакции, обнаруживаются патологические фазовые состояния. Длительное действие шума активизирует структуры ретикулярной формации, в результате чего происходит стойкое нарушение деятельности различных систем организма.
Для изучения функциональности центральной нервной системы широко используют метод определения скрытого (латентного) времени рефлекторной реакции — хронорефлексометрия. Латентное время в тихой квартире (40 дБА) у группы людей в спокойном состоянии на световой раздражитель составляет в среднем 158 мс, на звуковой — 153 мс; во время отдыха на территории микрорайона в шумных условиях оно увеличивалось на 30-50 мс. Критерием сдвига является превышение времени реакции на 10 мс. Таким образом, транспортный шум вызывает процессы торможения в коре большого мозга, отрицательно влияет на поведение человека, условно-рефлекторную деятельность.
Важным показателем функционального состояния центральной нервной системы при воздействии различных факторов среды является способность к концентрации внимания и умственной деятельности. Доказано, что нарушения состояния центральной нервной системы под влиянием шума приводит к снижению внимания и работоспособности, особенно умственной. При уровне шума более 60 дБА уменьшаются скорость переноса информации, объем кратковременной памяти, количественные и качественные показатели умственной работоспособности, меняется реакция на различные жизненные ситуации.
Влияние шума на сердечно-сосудистую систему
Особого внимания заслуживают результаты исследования влияния шума на сердечно-сосудистую систему. Под его влиянием ускоряется или замедляется пульс, повышается или понижается артериальное давление, изменяется ЭКГ. В лабораторных условиях после двухчасового действия интенсивного транспортного шума (80-90 дБА) обнаружено заметное уменьшение частоты сердечного стука за счет удлинения сердечного цикла и характерное изменение отдельных показателей ЭКГ. Колебания артериального давления достигают 20-30 мм рт. ст. Изменения частоты сердечного стука, выявленные методом вариационной пульсометрии после двухчасовой экспозиции шума от полетов и испытания двигателей самолетов с высоким уровнем звука (до 90 дБА), характеризовались как ваготонические (замедление сердцебиения и дыхания, потливость, пониженное АД).
Под влиянием шума от самолета возрастает сопротивление периферического кровотока (на 23%), меняются показатели мозгового кровообращения. При помощи реоенцефалографии выявлено повышение тонуса и снижение наполнения кровью сосудов головного мозга. Исходя из этого, можно предположить о возможной роли транспортного шума в развитии сердечно-сосудистых заболеваний у жителей крупных городов.
Шум является одним из раздражителей в ночное время: он нарушает сон и отдых. Под его влиянием человек плохо засыпает, часто просыпается. Сон поверхностный, прерывистый. После такого сна человек не чувствует себя отдохнувшим. Изучение характера сна у жителей домов, расположенных на улицах с различными уровнями шума, свидетельствует, что сон резко нарушается при уровне звука 40 дБА, а если он составляет 50 дБА, период засыпания увеличивается до 1 часа, продолжительность глубокого сна сокращается до 60%. У жителей тихих районов сон нормальный, если уровень шума не превышает 30-35 дБА. При этом период засыпания в среднем составляет 14-20 мин, глубина сна — 82%.
Отсутствие нормального отдыха после трудового дня приводит к тому, что усталость не исчезает, а постепенно переходит в хроническую, способствует развитию гипертонической болезни и заболеваний центральной нервной системы.
В некоторых странах установлена прямая зависимость между ростом шума в городах и увеличением числа лиц с болезнями нервной системы. Французские ученые считают, что за последние 4 года повышение уровня шума способствовало увеличению количества случаев невроза в Париже с 50 до 70%.
Городской шум играет определенную роль в патогенезе гипертонической болезни. Эти данные подтвердились при изучении заболеваемости женщин домохозяек. Существует зависимость между поражением центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, уровнями шума и продолжительности проживания в шумных городских условиях. Так, общая заболеваемость населения растет после 10 лет проживания в условиях постоянного воздействия шума силой 70 дБА и более.
Источник: greengu.ru
Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту