Аналитика

ЛАРИСА СИНЕНКО

Отечественный бизнес многолик. В нашей новой рубрике мы расскажем о современниках, которые не значатся в списках «Форбс», но со знанием дела преумножают богатство страны.

Способны ли отечественные компании накормить страну мясом? Выгодно ли заниматься животноводством? Может ли Россия быть лидером не только на зерновом, но и на мясном рынке? Рассказывает Виктор ЛИННИК, президент агропромышленной компании «Мираторг».

– С чего начинался ваш холдинг?

– В довольно крупном свинокомплексе на Белгородчине, которым владела группа французских инвесторов, мы выкупили 60% акций. Со временем приобрели оставшийся пакет. Начали расширяться – строиться, покупать скот и земли вокруг ферм.

– Почему ставку сделали на свинину, а не на курятину, например, или говядину?

– Потому что свиноводство было сравнительно свободной нишей. За пять лет вложили 25 миллиардов рублей. «Свинокомплекс Короча» в Белгородской области, запущенный в июне 2009-го, уже к концу года вышел на полную мощность: два миллиона голов. Сегодня в структуру холдинга входит 10 автоматизированных свиноферм, расположенных в Белгородской области. В ближайшее время планируем ввести в эксплуатацию ещё девять. Параллельно предполагается строительство второй линии на нашем мясоперерабатывающем предприятии, что позволит довести его мощность до четырёх миллионов голов в год, а это уже более 10% свинины в России.

– То есть мы станем есть больше мяса? А на его стоимости это не отразится?

– Сейчас на душу населения в год приходится около 67 килограммов мяса, включая субпродукты. Это существенно меньше, чем в развитых и некоторых развивающихся странах. А с учётом холодного климата жителям России полагается есть больше мяса, чем южанам. По нашим оценкам, его потребление к 2020 году подрастёт до 90 килограммов.

Чтобы минимизировать себестоимость производства, мы пошли по пути крупномасштабных комплексов. Сегодня сложилась хорошая конъюнктура на рынке высококачественной свинины с западной генетикой. Наши производственные показатели выше средних по России и даже по США, Канаде, Евросоюзу. Для сравнения: в этом году получим на реализацию от одной свиноматки 23 поросёнка, в следующем году – до 25. А средний показатель: в России – 13, в США – 21, в Бразилии – 18. Это серьёзное конкурентное преимущество. Для снижения себестоимости поставили на скотобойне роботов, всё оборудование – и для забоя, и для очистки – от мировых лидеров. Даже в Европе подобных объектов один-два, не больше.

– Родительское стадо свиней завезли из Франции, Ирландии и Дании. В России не осталось отечественных пород, приходится покупать по всему миру?

– Наше поголовье не отвечает требованиям современного животноводства. К примеру, только 2% крупного рогатого скота можно отнести к мясным породам. Производство говядины в нашей стране – фактически второстепенный процесс при производстве молока. То есть когда рождаются тёлочка и бычок, первая идёт на ремонт стада, а второй – на забой. Понятно, что молочные животноводы не могут обеспечить низкую себестоимость мяса. К тому же породы не адаптированы под требования к говядине, которые предъявляет розничный рынок или переработка.

В декабре мы заселили четыре новых фермы в Брянской области крупным рогатым скотом, закупленным в Австралии. Ждём партию животных из США. К концу 2012 года общее маточное поголовье КРС на фермах в Брянской и Калининградской областях составит 80 тысяч голов. Для убоя и первичной переработки построим на Брянщине высокотехнологичное предприятие, не имеющее аналогов в России. Будет создано более 2000 рабочих мест.

– Собственное кормопроизводство тоже снижает себестоимость?

– Мы занялись этим из-за отсутствия на рынке необходимых нам объёмов должного качества. К тому же дефицит кормов, отвечающих мировым стандартам, пока велик, так что у холдинга и в этом направлении хорошие перспективы. С другой стороны – да, снижаются риски и себестоимость продукции. Когда производство работает как единый комплекс, расходы меньше. Плюс независимость от рыночных колебаний, возможность выстроить полноценную логистику. Вложения себя оправдывают. Сегодня «Мираторг» на 100% обеспечивает потребности собственными комбикормами.

– В Доктрине продовольственной безопасности поставлена задача обеспечения отечественными продуктами на 90%. А когда страна будет готова прокормить себя?

– Россия обладает всеми необходимыми для этого ресурсами. У нас в достатке земли и воды, множество климатических зон, благоприятных для сельского хозяйства. По мясу птицы страна уже практически независима – на импорт в 2011 году пришлось около 10 % от общего потребления. По свинине такая ситуация возможна через 3–5 лет, по говядине – через 12–15 лет, там производственный цикл гораздо дольше. По моему мнению, квоты по защите рынка важно продлить не только до конца 2012 года, но и до 2015-2017-го. Если поставить низкую пошлину, это будет ощутимым ударом по половине российских производителей, а если высокую – можно получить дефицит.

– Это расчёты с поправками на ВТО?

– Снижение пошлины на ввоз продуктов животноводства приведёт к резкому увеличению импорта и падению цен на товарное поголовье в России. В результате снижается инвестиционная привлекательность отрасли. Непонятно, кому больше необходимо наше присутствие в ВТО – им или нам? Мы работаем со многими крупнейшими производителями мяса в мире – и большинство из них не понимает, зачем России ВТО.

Мясо – вершина производственной цепочки. Каждый человек, занятый в откорме скота, дает работу ещё шести-семи в смежных отраслях. Поэтому импорт мяса на миллионы долларов – это реальные миллиарды, которые проходят мимо отечественной экономики.

– «Мираторг» к 2020 году намерен войти в число крупнейших мировых производителей мяса. Откуда такая уверенность?

– От конкретной поддержки правительства и Минсельхоза – в частности, субсидирования процентной ставки. Сейчас мы реально кредитуемся под 4–5%. То есть на уровне Европы или США. Это гораздо выгоднее для государства, чем импортировать мясо и оставлять деньги и рабочие места за рубежом. К примеру, в Белгородской области мы в прошлом году заплатили только налогов 1,3 миллиарда рублей. Раньше оборудование для элеваторов закупали только за границей, а теперь у отечественного производителя. Качество не уступает зарубежным аналогам, а цены ниже.

– Как строится ваш бизнес? Какие у него перспективы?

– У нас вертикально интегрированный холдинг. Вся производственная цепочка контролируется, используются передовые технологии. К примеру, для сельхозпредприятий сделали электронные карты полей – через каждые 50 метров отбирали пробы. Закупили технику с GPS-навигаторами, стали использовать технологии беспахотного земледелия, благодаря которой даже в засуху получили неплохой урожай – 25–30 центнеров зерна с гектара. К тому же при прямом посеве требуется втрое меньше топлива, трудозатраты сокращаются почти в четыре раза.

В среднем срок окупаемости наших проектов – 6–8 лет. В последние годы он вырос из-за значительного увеличения стоимости строительства, энергоресурсов. И всё же мы находимся в более выгодном положении по сравнению с сегодняшними инвесторами. Кто начинает заниматься свиноводством сейчас, из-за роста цен должен закладываться на окупаемость в течение 8–10 лет.

Наша справка:

Агропромышленный холдинг «Мираторг» – один из ведущих производителей и поставщиков мяса на российском рынке. Включён в перечень 295 системообразующих предприятий Российской Федерации. В подразделениях холдинга в 15 регионах трудятся более 7000 человек. В развитие производства инвестировано свыше 40 млрд рублей.

Источник: file-rf.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 27.03: 4 202 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также