Аналитика

Юрий Смитюк/ ТАСС

Россия продолжает расширять свое присутствие на азиатско-ближневосточном направлении. Например, было объявлено, что Россия и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) активизируют переговоры с Индией по заключению соглашения о свободной торговле. Чуть раньше аналогичные процессы были анонсированы в отношении Индонезии и Ирана.

Как именно заинтересованные страны собираются в ближайшие годы расширять между собой экономические отношения (помимо закупки у РФ углеводородов), рассказываем в нашем материале.  

О том, что Россия и Индия собираются активизироваться в вопросе о свободной торговле, заявил вице-премьер — глава Минпромторга Денис Мантуров на встрече с министром иностранных дел Индии Субраманьямом Джайшанкаром. Российский министр отметил, что соглашение создаст возможности для индийских компаний увеличить поставки востребованных в РФ дорожно-строительных материалов и оборудования, а также химической и фармацевтической продукции. В свою очередь Джайшанкар выразил уверенность, что и индийский бизнес сможет извлечь выгоду из создания совместной зоны свободной торговли (ЗСТ), и в первую очередь это касается экспорта российских технологий. 

Зона свободной торговли — виртуальное пространство, объединяющее географию нескольких стран в единое экономическое поле. В ЗСТ действуют специальные правила оборота товаров и услуг, оговоренные сторонами и призванные облегчить торговлю друг с другом. Тем не менее между странами сохраняются таможенные границы, и свои торговые отношения с другими партнерами они строят самостоятельно.

Кто еще?

Индия не единственная и не первая страна, с которой обсуждается этот вопрос. Над созданием целого ряда свободных торговых зон с другими странами ЕАЭС (и РФ как его участник) работает не один год. Так, в 2016 году вступило в силу соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом. 

В 2019 году были подписаны соглашения с Сингапуром и Сербией. Ведутся переговоры с Египтом (они начались еще в 2016 году и на данный момент все ближе к результату — получению доступа не только на национальный рынок, но и в панафриканские зоны свободной торговли), а также с Монголией и Таиландом.   

Еще одним партнером должны стать ОАЭ. Первый раунд переговоров с ними стартовал в начале марта. А уже в апреле начались переговоры о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Индонезией. В сообщении Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) отмечалось, что в 2022 году взаимная торговля стран ЕАЭС с Индонезией увеличилась на 58% по сравнению с 2021 годом. В итоге товарооборот между партнерами превысил $6 млрд. А соглашение о свободной торговле "позволит обеспечить дополнительный рост товарооборота". Как отмечал министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, либерализация условий торговли может позволить нарастить товарооборот еще на $1,5 млрд, и, помимо сельхозпродукции, традиционно составляющей большую часть импорта ЕАЭС из Индонезии, речь может идти и о товарах промышленной группы. Ожидать очередных подвижек в этом вопросе можно уже в конце мая, когда в Москве пройдет Евразийский экономический форум.

Но наиболее продвинутая стадия наблюдается в общении с Ираном. Напомним, что еще в октябре 2019 года вступило в действие временное соглашение между ЕАЭС и исламской республикой, а теперь стороны рассчитывают в ближайшее время выйти на финальные договоренности. В марте, выступая на интеграционном форуме "Раздвигая горизонт: стратегия евразийской экономической интеграции в новых условиях и роль бизнеса", Андрей Слепнев назвал возможности, которые открываются в иранском соглашении, "беспрецедентными". "Новое полноформатное соглашение предполагает обнуление ставок более чем по 90% товарной номенклатуры и более чем по 95% нашей нынешней торговли. Ни у одной страны сейчас нет соглашения о свободной торговле с Ираном", — подчеркнул он, добавив, что за два года работы нового документа вполне реально как минимум удвоить имеющийся на сегодня объем торговли между сторонами, который оценивается в $6 млрд. 

Трудности перевоза

Однако, помимо самих соглашений, необходимо решать и практические вопросы их исполнения, самый главный из которых — логистика. Какими путями товары должны будут поступать от партнеров друг другу, учитывая все транспортные проблемы, созданные не только санкциями, но и географией? Один из вариантов — морской путь от Владивостока до индийского порта Ченнаи. Вполне вероятно, что инвестиции в этот проект со стороны Индии будут предусмотрены дополнительными соглашениями в рамках договора о создании ЗСТ. 

Но главный ответ на логистический вопрос — международный транспортный коридор (МТК) "Север — Юг". Напомним, еще в начале века Россия, Иран и Индия подписали соглашение о создании международного транспортного коридора, берущего начало на российской границе с Финляндией и заканчивающегося в индийском Мумбае. Предполагалось, что "Север — Юг" позволит использовать Иран в том числе как транспортный узел на пути поставок товаров в Индию и из нее, минуя Суэцкий канал и не огибая Европу по морю, сократив время пути в два раза. Со временем проект расширился, обрел западное и восточное ответвления и сегодня насчитывает 13 участников, включая страны, входящие в ЕАЭС (а это, напомним, помимо РФ, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия), а также Сирию, Турцию, Оман, Азербайджан и другие. Тем не менее за минувшие годы проект даже близко не вышел на ожидаемый масштаб перевозок.

 

При оценке годовой пропускной способности в 30 млн т в 2021 году грузооборот по коридору составил 13,8 млн т, в 2022 году — 14,5 млн т. Такие цифры привел в кулуарах Международного форума "Транспортная логистика Каспийского региона — 2023" заместитель генерального директора АНО "Дирекция международных транспортных коридоров" Сергей Сабуров. При этом по прогнозу, который он дал ТАСС, к 2024 году рост грузооборота может достигнуть 20,5 млн т. 

О том, что актуальность МТК вышла на принципиально иной уровень, говорит и то, что Россия готова вкладывать деньги в строительство железнодорожных участков в Иране. Так, недавно Тегеран посетил помощник президента РФ Игорь Левитин, где встретился с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани. Главной темой встречи была необходимость активизировать работу над проектами, связанными с развитием коридора "Север — Юг", и достигнута договоренность о том, что железнодорожный участок коридора, соединяющий города Решт и Астара, будет построен с привлечением российских инвестиций. Али Шамхани заявил, что "любые препятствия на пути реализации решений руководства двух стран, связанных с этим стратегическим проектом, который играет ключевую роль в изменении системы транзита грузов в регионе, должны быть устранены в ближайшее время".

О развитии МТК шла речь и во время мартовской встречи представителей ЕЭК с вице-президентом Торговой палаты Дубая Хасаном Эль Хашими. В том числе о том, чтобы создать в ОАЭ (в случае их заинтересованности) дистрибьюторской сети и транспортного хаба, которые позволили бы расширить торговлю со странами Ближневосточного региона, а в перспективе — и со странами Африки. При этом Хасан Эль Хашими подтвердил интерес к расширению комплексного сотрудничества по упомянутым вопросам.

Реализация этих проектов даст еще один эффект, помимо чисто торгового. Так же как и создание ЗСТ даже с одной из перечисленных стран, а тем более с несколькими, это станет очередным элементом, ускоряющим дедолларизацию международных расчетов. Напомним, что, например, подготовка к переходу на расчеты в национальных валютах между Россией и Индией находится на серьезном уровне проработки. Однако эксперты указывают на то, что сначала необходимо получить более ровный баланс экспорта и импорта между странами. По итогам 2022 года Россия продала Индии товаров на сумму в пять раз большую, чем купила. И если бы расчеты уже проводились в рублях и рупиях (которые, кстати, валюта неконвертируемая), то возник бы вопрос, куда инвестировать полученные от Индии деньги. А создание зоны свободной торговли с ЕАЭС однозначно увеличит товарооборот, а следовательно — потребность в валюте стран-участниц.

Источник: tass.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также