Аналитика

В 2022 году российский авторынок изрядно пострадал, но выжил. Главный вопрос сегодня — смогут ли в новом году предприятия восстановить производство, а продажи новых машин обрести второе дыхание? И за счет чего?

"Автоваз": навстречу новым рекордам

2023-й должен стать для "Автоваза" годом подъема производства: по предварительным планам, в Тольятти готовятся собрать чуть больше 400 тыс. автомобилей. Четверть этого объема должна прийтись на семейство Lada Vesta NG, производство которого было перенесено из Ижевска. Сборка, согласно планам предприятия, стартует в марте. Первые Lada Vesta, видимо, будут выпущены в упрощенных комплектациях — с 90-сильным 8-клапанным двигателем и без современной медиасистемы, но уже с антиблокировочной системой тормозов. Тем не менее стоит ожидать, что с мая под капотом авто появится и более современный 16-клапанный мотор. Помимо Vesta загрузку конвейеров "Автоваза" должны обеспечить Granta, Niva Legend и Niva Travel, а также Largus, который, как ожидается, вернется на сборочную линию ближе к осени.

Lada Vesta
© Павел Ворожцов/ ТАСС

В декабре стало известно, что "Автоваз" собирается перезапустить производство на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, — старт производства назначен на лето 2023 года. Пока доподлинно неизвестно, что за модели будут выпускать в Питере: по не подтвержденным пока сведениям моих источников, на первом этапе там будет организована крупноузловая сборка моделей одного (или двух) китайских концернов, но под брендом Lada. При этом, мол, это будут некий большой седан и кроссовер. Планы по количеству сборки в промзоне "Каменка" в этом году пока не оглашаются вовсе (все зависит от рынка), но и 10–15 тыс. для начала — очень неплохо.

Что касается ижевского завода, то там "Автоваз" намерен производить электрический e-Largus (подробнее ниже), но серийно этот процесс планируется наладить только с 2024 года.Вообще же у "Автоваза" еще довольно большой потенциал. Например, в первое десятилетие 2000-х он показывал рекорды производительности: ежегодно выпускал более 700 тыс. авто. Сейчас, по некоторым оценкам, "Автоваз" способен выпускать 850 тыс. машин в год, если максимально загрузит три производственные линии в Тольятти и одну в Ижевске. Кроме того, есть резерв мощности на законсервированном заводе "Лада Запад Тольятти" (ранее — СП GM-AVTOVAZ). Плюс площадка в Санкт-Петербурге, где можно собирать до 120 тыс. машин.

Только вот нет в нужном количестве (пока) моделей для сборки. Да и лично у меня имеются вопросы по покупательной способности и готовности приобрести новый автомобиль у нашего населения (читай итоги 2022 года). В любом случае, видимо, по итогам 2023 года "Автоваз" собирается занять на нашем рынке долю на уровне 50%.

Другие отечественные

Будут стараться активно увеличивать долю и новые (или хорошо забытые старые) отечественные производители — в первую очередь завод "Москвич". Заявленный план по выпуску на 2023 год — собрать не менее 50 тыс. автомобилей. Причем кроме городского переднеприводного кроссовера "Москвич 3", продажи которого стартовали под Новый год, на предприятии обещают освоить как минимум еще две модели. По моим сведениям, это будет некий седан класса С+ (по размерам — аналог Skoda Octavia) и еще один кроссовер. Кроме того, предполагается, что локализация всех моделей будет происходить очень быстро и уже в этом году в столице наладят штамповку кузовных деталей, сварку и окраску кузовов, производство большого количества комплектующих, а не только окончательную сборку. Планы выглядят пока более чем смелыми, но если это произойдет, то честь и хвала!

На калининградском заводе "Автотор" планируют запустить производство автомобилей стразу трех новых брендов. Производственный план на 2023 год — от 50 тыс. до 70 тыс. автомобилей. Что это будут за машины и для кого они предназначены — пока не рассказывают. Из разговоров в кулуарах я пришел к выводу, что это будут автомобили с классическими двигателями внутреннего сгорания. Далее, после этапа крупноузловой сборки, планируется их глубокая локализация. В качестве вероятных партнеров аналитики называют концерны BAIC и Chery. Кто же будет на самом деле, думаю, узнаем в ближайшее время. Но, кто бы ни пришел на российский рынок, очень важно, чтобы у него был конкурентный продукт в сегменте бюджетных седанов, хетчей (или даже кроссоверов) в диапазоне от 1 млн до 2 млн рублей. Тогда такой игрок сможет в перспективе претендовать на долю на российском авторынке, некогда занимаемую такими гигантами, как Hyundai, Kia, Renault.

Развернуть полномасштабное производство легких коммерческих автомобилей обещает завод компании "Соллерс" в Елабуге. В канун Нового года предприятие представило две модели — "Арго" и "Атлант". Задача на 2023 год — выпустить как минимум 15 тыс. автомобилей по полному циклу (со штамповкой кузовных деталей, окраской и сборкой). Локализовать планируют очень многое: электронику, пластиковые детали и элементы шасси — и даже освоить производство дизельных двигателей.А еще на рынке в области легкого автотранспорта может появиться очень сильный игрок в лице "Камаза". Как заявил глава компании Сергей Когогин, концерн продолжит участвовать как "технологический партнер" в проекте "Москвич", а к июню определится с параметрами и акционерным капиталом отдельной компании, которая займется всеми легковыми проектами, в том числе электромобилем "Атом". 

Около 30–35 тыс. машин должен выпустить в этом году и ветеран — Ульяновский автозавод. Вроде не очень много, да и новинок от завода не ждем (хотя в некоторой перспективе обозначен некий новый внедорожник), но конкурентов у моделей УАЗ по-прежнему нет — кто еще может предложить большой автомобиль с уникальными внедорожным качествами, причем за относительно небольшие деньги?

Новый "китайский пояс"

Компании из КНР, похоже, пришли на наш рынок всерьез и, уверен, надолго — по итогам 2022 года каждый третий новый автомобиль, проданный в РФ, родом из Китая. Однако стоит признать, что пока публично развивает свою деятельность на российском авторынке только небольшой круг китайских компаний. Большинство же представителей автопрома КНР довольно осторожно относятся к бизнесу в России, видимо, опасаясь вторичных американских и европейских санкций, а также переживают за свое технологическое сотрудничество с крупными западными автомобильными компаниями.

Тем не менее китайцы явно и дальше продолжат вызывать изменения на российском автомобильном рынке. О планах нарастить мощности своих заводов заявляли компании Great Wall Motors (бренд Haval) и Geely. Концерн Chery в 2023 году рассчитывает продать в России 200 тыс. автомобилей (естественно, суммарно с суббрендами EXEED и OMODA). Правда, добиться таких показателей, не имея собственного производства в РФ, крайне сложно (а то и вовсе невозможно). Значит, вероятно, уже в начале этого года стоит ожидать новостей в этой области.

В конце 2022 года Great Wall Motors объявил о выходе на российский рынок нового премиального суббренда Tank, также стартовали официальные продажи электромобилей Skywell.А что же менее известные на российском авторынке китайские бренды? Некоторые — JAC, Dongfeng — уже открыли свой особенный "китайский путь" в Россию (их авто собирают в РФ под российскими брендами). Думаю, будут и другие, кто хотел бы получить доступ к мощностям автозаводов на территории РФ. Вряд ли их цели будут такими же амбициозными, как у представителей "большой китайской тройки", но названия новых марок (в первую очередь российских) мы наверняка услышим в 2023 году. Сомневаться не приходится и в том, что в наступившем году бренды из КНР будут только наращивать свою долю на нашем рынке.

При этом амбициозные цели по росту продаж, организации локального производства, желание захватить долю на рынке — все это неразрывно связано с вопросами ценообразования. Сегодня китайские машины нередко предлагаются покупателям с хорошими скидками (и не только за сданный в trade-in старый автомобиль). Например, под Новый год все покупатели премиальных кроссоверов Exeed автоматически получали скидку в 280 тыс. рублей; суммарно с другими скидкам эта цифра могла достигать 600 тыс. рублей. Видимо, изрядный запас маржинальности позволяет компании из КНР это делать. Так что, надеюсь, в 2023 году мы можем увидеть "ценовые войны" между китайскими производителями за объемы под российским солнцем. Покупателю это только на руку.

Заводы для электромобилей

Еще несколько месяцев назад в РФ совсем не выпускали электромобили, а сегодня есть сразу несколько собственных производителей. Липецкий завод "Моторинвест", который запустили только в начале осени 2022 года, уже освоил сборку второй модели — кроссовера i-Joy (по цене 3 490 000 рублей). А все выпущенные седаны i-Pro (первая модель в дилерских центрах появилась в конце октября) успешно распроданы. Лично видел автомобили в Москве в фирменном оформлении одной из каршеринговых компаний. План завода на 2023 год — до 15 тыс. электрокаров Evolute трех моделей (cедан i-Pro, кроссовер i-Joy и минивэн i-Van).Не отстает и "Москвич": в конце года были собраны первые экземпляры модели "3е". При этом московский автозавод пока не разглашает характеристик электрического "Москвича", известно только, что под капотом у него электромотор мощностью 68 л.с. и батарея емкостью 55 кВт∙ч, проехать без подзарядки он сможет 410 км. В планах завода —выпустить (и продать) 5 тыс. электромобилей в 2023 году.

В новом году, как рассказал генеральный директор "Автотор Холдинг" Александр Сорокин, планируется наряду с обычными автомобилями запустить на калининградском предприятии производство компактного электромобиля — совместно с китайским партнером. Пока, правда, неизвестно, о какой именно марке идет речь и сколько "электричек" будет выпущено, но, согласно моей не подтвержденной официально информации, "Автотор" выставил новым партнерам условие — обязательное наличие в линейке электрокаров.

Одновременно "Автотор" не отказывается и от планов производить электрокар собственной разработки. По информации, просочившейся в СМИ, первой моделью станет некий компактный, но очень доступный городской хетчбэк. Вообще у калининградского предприятия большая собственная программа электрификации транспорта. И похоже, именно "Автотор" станет ключевым потребителем аккумуляторов новой гигафабрики, которую госкорпорация "Росатом" строит в этом регионе (и планирует открыть в 2025 году).

Однако все эти проекты, по сути, пока только стартапы.

В канун Нового года в Ижевске президент "Автоваза" Максим Соколов презентовал ходовой прототип электромобиля Lada e-Largus — по его словам, эта модель станет "наиболее локализованным российским электромобилем". По данным компании, доля использования комплектующих от российских поставщиков уже сейчас превышает 50%. Общая грузоподъемность машины — 430 кг; максимальная скорость — 145 км/ч, а разгон до 100 км/ч достигается менее чем за 10 сек.; запас хода — не меньше 400 км. Максим Соколов уверен, что Lada e-Largus будет, кроме всего прочего, самым доступным электромобилем — как в грузовом, так и в пассажирском варианте. Первую опытную партию планируют выпустить в Ижевске во втором полугодии 2023 года. Выход в серию, видимо, стоит ждать в начале 2024-го.Спрос на электромобили, конечно, растет, но он все еще очень зависит от преференций, которые получают их владельцы. В ряде регионов уже установлены нулевой транспортный налог и льготы при парковке; правительство дает скидку до 35% при покупке такого авто. Главное, чтобы эти преференции сохранились (а лучше расширились) на длительное время и продолжилось создание развитой сети ЭЗС по всей стране. Так что рынок электромобилей в России будет расти и стремительно развиваться. По итогам 2023 года, думаю, можно будет говорить не о сотнях, а о десятках тысяч проданных в РФ "электричек".

Куда путь держим

В общем, в 2023-м будет продолжаться передел российского авторынка — при поддержке правительства. Интерес государства здесь понятен: надо поддержать отечественного производителя и при этом насытить рынок (желательно моделями, доступными по цене).

Если по итогам 2022 года доля поставленных в рамках параллельного импорта машин едва превысила 5% от продаж всех новых машин в РФ, то в 2023-м она может существенно вырасти — до 20%, полагают некоторые эксперты. Однако у "серого" импорта есть множество проблем и подводных камней. Правительство не скрывает, что использование этого инструмента — решение очень временное, и в будущем от него собирается отказаться. Скорее всего, как только государство решит вопрос перезапуска автомобильных заводов, начнется процесс поддержки всех местных автопроизводителей. И один из первых шагов в этом направлении — заградительные меры на ввоз автомобилей брендов недружественных стран. Так что параллельный импорт — это ненадолго.

Что касается цен на подержанные автомобили, то очевидно, что они будут перестраиваться под новые реалии — с насыщением рынка как новыми, так и б/у машинами приходить в норму. Зачем покупать, например, трехлетнюю Hyundai Creta зачастую с неизвестным пробегом, если за такие же деньги можно взять новый Tiggo 4 PRO или "Москвич 3"?

В результате на рынке новых автомобилей останется "Автоваз", "новые русские" (те, которые в партнерстве с фирмами из КНР), собственно китайские авто и, возможно, иранские (по ним пока совсем ничего не ясно). Минпромторг прогнозирует, что в 2023 году продажи новых автомобилей в России вырастут относительно 2022 года примерно до 800 тыс. штук. С этими прогнозами согласны и на "Автовазе". Базовый прогноз аналитического агентства "Автостат" скромнее — порядка 630–640 тыс. автомобилей. Но кроме базового есть и оптимистический сценарий — на него и надеемся.

Источник: tass.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также