В этом году юань подешевел к доллару США почти на 12% и рискует закрыть в минусе седьмой месяц подряд. Банк Китая еще не утратил контроля над ситуацией, но принимаемые им меры пока не могут остановить снижения национальной валюты.
График курса доллара к материковому юаню интервалами 1 неделя
По мере того, как список центральных банков, проводящих интервенции для защиты своих валют от растущего доллара, становится все длиннее, одна страна примечательна их отсутствием: это Китай. Хотя у Народного банка Китая есть множество инструментов, которые можно использовать для защиты своей валюты, он в основном занимает выжидательную позицию, несмотря на снижение курса юаня к доллару до минимального уровня с начала пандемии.
Официальная риторика Пекина сегодня говорит об уважении рыночных сил. В частности, Ван Чуньин, представитель Государственной валютной администрации КНР (SAFE), заявил государственному телевидению, что краткосрочные колебания валютных курсов трудно предсказать. А одно из государственных изданий Поднебесной написало в пятницу о том, что юань торгуется в «разумном» диапазоне.
Тем не менее давление на китайскую валюту нарастает по мере усиления антирисковых настроений, обусловленных быстрым повышением ставок в США, а также на фоне резкого падения валют ключевых торговых партнеров КНР. Проблема в том, что прямые интервенции, которые провели Япония, Филиппины и Индия, вряд ли окажут долгосрочное влияние на курсы их валют. В сложившихся обстоятельствах максимум, на что могут надеяться центробанки этих стран — это на упорядоченное снижение своих национальных валют.
«Абсолютно очевидно, что надвигается идеальный шторм», — говорит Питер Кинселла, глава отдела глобальной валютной стратегии Union Bancaire Privee UBP SA в Лондоне. — «Я подозреваю, что дальнейший рост доллара еще на 4% в следующие 6 месяцев будет выглядеть вполне закономерным».
Наиболее заметной мерой по защите юаня, которую Банк Китая принял за последнее время, является фиксинг валюты на более сильных уровнях, нежели ожидал рынок, на протяжении рекордных 22 дней подряд. Юань по-прежнему является управляемой валютой, поэтому центральный банк может диктовать направление ее движения с помощью фиксинга, который ограничивает движение в любую сторону двумя процентами в день. Кроме того, регулятор имеет и другие инструменты для манипуляции рынком. Например, недавно Народный банк Китая сократил норму валютных резервов для банков, чем увеличил долларовую ликвидность на материке.
Ни одна из этих мер не показалась рынку достаточно убедительной, чтобы прервать ослабление юаня. В этом году он подешевел к доллару США почти на 12% и рискует закрыть в минусе седьмой месяц подряд. Это — самый продолжительный период с разгара торговой войны между США и Китаем в 2018 году.
«В мире сильного доллара у Банка Китая не так много хороших вариантов что-то сделать», — полагает Леланд Миллер, соучредитель China Beige Book International.
Решением могло бы стать повышение ставок и проведение прямой интервенции. Инвесторы хорошо помнят девальвацию юаня семь лет назад (см. график ниже), когда казалось, что Китай может попасть в нескончаемую спираль оттока капитала и ослабления своей валюты. Считается, что в 2015 и 2016 годах страну покинуло около 1,7 трлн долларов. С тех пор Китай перекрыл некоторые из самых активных каналов вывода капитала из страны, в то время как пандемия Covid также помогает удерживать жителей и их деньги внутри Поднебесной.
С политической точки зрения председатель Си Цзиньпин мало что выиграет, если сделает что-то, что может усилить турбулентность китайского финансового рынка. Напротив, его правительство считает приоритетом стабильность в преддверии октябрьского партийного съезда, который проводится два раза в десятилетие. Ожидается, что по его итогам Си Цзиньпин получит полномочия на беспрецедентный третий срок правления.
В ситуации, когда глобальные рыночные условия становятся все более антирисковыми, Китай добился некоторого успеха в обеспечении упорядоченного снижения курса юаня по отношению к доллару. Признаки паники на рынке пока отсутствуют: индикаторы подразумеваемой волатильности юаня и спроса на пут-опционы находятся гораздо ниже своих пиковых значений в этом году.
«До тех пор, пока сохраняется двусторонний интерес к паре USD/CNY, Банк Китая имеет время на передышку», — отмечает Евгения Фабон Викторино, глава азиатской стратегии SEB AB.
Источник: profinance.ru