Итак, Россия будет отправлять грузы в Индию через Иран. Для этого будет задействован порт в Астрахани.
Возникает вопрос, а почему в цепочке используется именно Астрахань? Ведь есть еще порт Махачкала, который является самым динамично развивающимся портом России.
За один только 2019 год (последний "нормальный" год перед пандемией) грузооборот порта вырос в 2 раза и составил 4,7 млн тонн.
Кроме того, порт Махачкалы не замерзает и весной судоходству не мешают льдины, тогда как в Астрахани они выносится рекой Волгой во время ледохода.
Ну, и Махачкала будет поближе к Ирану, чем Астрахань. Так что она могла бы стать воротами в Индию хотя бы для юга России (Краснодарского и Ставропольского края, Крыма, Северного Кавказа).
На самом деле, этот порт возможно будет использоваться в будущем, но пока же в цепочка задействована Астрахань и вот почему.
Суть всей схемы, напомню, в том, что Иран согласился не брать никаких таможенных пошлин и не переоформлять грузы, проходящие по его территории.
То есть как только груз отбывает из Астрахани, то, грубо говоря, считается, что следующая его остановка – сразу Индия. Иран присутствует в схеме лишь географически, но не юридически.
Это выгодно и России с Индией (они не тратят лишнее время и деньги) и самому Ирану: он получает транзит через свою территорию, а это и рабочие места, и плата за транзит (не за таможню, а за само перемещение груза). Находясь под санкциями эта страна ищет любые возможности для притока иностранного капитала.
Так вот. Еще несколько лет назад иранская компания "Насим Бахр Киш" выкупила контрольный пакет акций астраханского порта Солянка. сумма сделки составила 750 млн рублей (грубо – 10 млн долларов).
Таким образом, формально Иран имеет собственный порт на территории России. Порт в Астрахани.
В состав порта входит 4 причала с глубинами 4 метра. Именно там будет происходить перевалка грузов на морские суда и отправка их в Иран.
Т.к. порт контролируется иранцами, то все документы можно будет оформлять прямо в Астрахани. То есть попадая в порт Солянка груз как будто сразу попадает в Иран (образно выражаясь).
Это и позволяет избежать двойной волокиты на границах.
Помню, когда этот порт продавали, было много воя, что вот, мол, распродает Россия свои стратегические объекты. Может оно и так, конечно. А может – наоборот. Может Россия заранее готовилась к переориентации на индийский рынок? И эта сделка с иранцами была подготовкой к новым транзитным маршрутам?
Раньше порт Астрахани обрабатывал от силы 2,5-3 млн тонн грузов в год. Теперь планируется вывести его на 25 млн тонн груза. То есть оборот порта вырастет в 10 раз. А это куча рабочих мест, возможности для экспорта, приток индийских денег и т.д.
Так может сделка была и неплохой – передать порт Ирану и получить 1000% роста грузооборотов?
В конце концов, в мировой практике это нормальная ситуация. В Германии вон, оказывается, некоторые нефтеперерабатывающие заводы и газовые хранилища принадлежали России. Это и называется инвестициями: пустить на свой рынок иностранцев, чтобы они помогли раскрутить экономику и привлечь еще больше денег.
Такие вот дела :)
Источник: cont.ws