Премьер-министр Японии Фумио Кисида и члены его кабинета с начала июня стали появляться на заседаниях правительства в легких рубашках навыпуск, пошитых в курортном стиле, распространенном на самом южном острове страны Окинава. Такое легкомыслие означает, что центральная власть дала старт традиционной кампании "на работу — без галстука и пиджака", ориентированной в первую очередь на экономию электроэнергии.
С начала июня и до конца августа государственным и муниципальным служащим обоего пола рекомендовано расстаться со строгими костюмами и приходить на службу в легких летних брюках или юбках, футболках, рубашках и блузках с коротким рукавом. А кондиционеры в конторах ставятся на отметку не ниже 28 °С градусов. Частный бизнес тоже призывают следовать этому примеру, но во многих компаниях пиджаки и галстуки по-прежнему остаются обязательными — особенно в банках, где придают немалое значение респектабельному внешнему виду.
Роковые землетрясения
В нынешнем году призывы к экономии электроэнергии носят несколько пугающий характер — власти официально предупреждают, что и жарким летом, и особенно зимой Япония почти наверняка столкнется с ее нехваткой. Впервые с 2015 года правительство официально призвало по возможности не транжирить электричество — например, не включать все кондиционеры разом, смотреть телевизор всей семьей в одной комнате, не забывать гасить свет там, где никого нет.
Власти пока не ставят каких-либо жестких ориентиров по экономии для промышленности, как это было после небывалого по силе землетрясения и разрушительного цунами в 2011 году. Однако правительство предупреждает: мы можем пойти на такие меры и даже на плановые отключения подачи энергии в случае обострения ситуации.
Так что же случилось с Японией, которая уже давно не испытывала таких проблем? Дело в том, что правительство в интересах сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу побуждает энергетические компании на плановой основе закрывать устаревшие тепловые электростанции, работающие на угле. Эта программа осуществляется и без того достаточно энергично, а в последние месяцы в ней приключилось незапланированное и досадное ускорение.
На северо-востоке Японии произошла серия сильных землетрясений, которые не привели к жертвам, не вызвали цунами и разрушения, но стали причиной остановки нескольких тепловых электростанций, которые быстро починить не удается. Летом к нехватке энергии еще можно худо-бедно приспособиться, но ситуация может приобрести куда более серьезный оборот зимой, если она будет особенно холодной.
Надежда на атом
Для устойчивого снабжения энергией японские электростанции должны иметь постоянный перевес предложения над спросом, самый минимум которого составляет 3% от их мощности. Во многих районах, по расчетам специалистов, нынешней зимой этот показатель рискует опуститься до опасной отметки в 3,1%. А в зоне Большого Токио при наиболее неблагоприятных условиях спрос на электроэнергию вообще будет превышать предложение на 0,6%. Эту нехватку придется чем-то компенсировать — или идти на плановые отключения по секторам. Общий недостаток электроэнергии при такой ситуации может составить около 3,5 млн кВт, что соответствует потребностям 1,1 млн квартир или индивидуальных домов.
Правительство в этих условиях, видимо, решило временно забыть о вреде выбросов углекислого газа и требует от энергетических компаний вновь раскочегарить некоторые ранее остановленные ТЭС на угле. Но главная надежда — атомная энергетика. На недавнем заседании в штаб-квартире правящей Либерально-демократической партии Японии многие представители ее руководства, как сообщали местные СМИ, просто орали на чиновников из экономических ведомств, требуя от них скорее восстанавливать работу АЭС.
К началу 2010-х годов более 50 действовавших атомных реакторов вырабатывали треть потребляемой в Японии энергии, этот показатель предполагалось довести до 50%. Но все изменилось после аварии на АЭС "Фукусима-1" весной 2011 года. Все атомные станции остановили, были выработаны крайне жесткие критерии возобновления их работы.
Сейчас после детальных проверок правительственный Комитет по контролю за атомной энергетикой выдал разрешение на возобновление работы 17 реакторов. Однако все не так просто. Реально были включены только девять, но и из них сейчас выдают электроэнергию только четыре установки. Остальные остановлены на дополнительные проверки или на плановые осмотры.
Местные власти не дают добро
Но, главное, атомный реактор нельзя запустить без согласия местных властей — вначале прилегающих к АЭС населенных пунктов, а затем и губернатора соответствующей префектуры. Добиться этого очень непросто — в Японии действуют крайне активные общественные группы противников атомной энергетики, люди боятся повторения кошмара в Фукусиме. Были случаи, когда перезапуск какой-нибудь АЭС даже после санкции правительственной комиссии и при наличии всех подписей местного начальства блокировали судебным решением по иску обеспокоенных жителей.
Правительство, правда, все же надеется к зиме ввести в строй дополнительные реакторы, но тревожные прогнозы по поводу нехватки энергии пока сохраняются. Ситуацию осложняет и рост тарифов на электроэнергию, которые с января 2019 года увеличились процентов на десять. Правительство и японский бизнес поэтому, несмотря на присоединение ко многим санкциям против Москвы, пока категорически отрицают отказ от закупок нефти и особенно природного сжиженного газа из России, который поступает на основе долговременных контрактов и по относительно низким ценам.
От премьера Кисиды и его министров ближе к зиме стоит ожидать появления перед телекамерами уже не в легких рубашках, а в свитерах под пиджаками. В холодное время их будет разрешено носить государственным служащим в обмен на понижение температуры в офисах из-за недостаточной отапливаемости.
Источник: tass.ru