Минфин и Центробанк работают над проектом реформы добровольных пенсионных накоплений. Проект планируют представить законодателям уже в этом году. "В наших планах в этом году подготовить необходимые нормативные правовые решения", - заявил министр финансов Антон Силуанов. Какие преобразования намечаются? Что делать с уже сформированными капиталами, попавшими под мораторий в 2014 году? На что рассчитывать в старости сегодняшним молодым? Обсудим тему с доктором экономических наук, депутатом Госдумы Оксаной Дмитриевой.
Возник "эффект двойного бремени"
Почему провалилась накопительная пенсионная система?
Оксана Дмитриева: Она не могла не провалиться. Я выступала категорическим противником ее, когда она вводилась в 2002 году. Причины же ее провала, на мой взгляд, очевидны. Их две: это эффект "двойного бремени" и обесценение пенсионных накоплений. Эффект двойного бремени возникает из-за перехода от распределительной пенсионной системы, построенной на договоре поколений, к накопительной. Распределительная построена на том, что работающее поколение платит взносы. Из этих взносов выплачивается пенсия нынешним пенсионерам. А когда работающее поколение выйдет на пенсию, им пенсия будет платиться из взносов будущих поколений.
Это страховая система?
Оксана Дмитриева: Да, страховая, распределительная, солидарная - ее по-разному называют. Накопительная построена на том, что человек, работая, отчисляет средства, которые не идут на выплату текущих пенсий, а поступают в финансовые институты (негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании). И когда человек выйдет на пенсию, ему будут платить из тех средств, которые накоплены; к этому времени они вроде как должны были еще и прирасти.
Что же пошло не так?
Оксана Дмитриева: Возник "эффект двойного бремени" - огромный дефицит Пенсионного фонда, связанный с тем, что из взносов работников надо одновременно сформировать пенсии нынешнего поколения пенсионеров и обеспечить накопление пенсионного капитала работающих. Этот дефицит нужно покрывать. Как? Либо заставить нынешнее поколение вносить еще больше взносов, чтобы таким образом накопить себе и заплатить нынешним пенсионерам, либо за счет федерального бюджета, который и без того дотирует пенсионную систему. Дефицит пенсионного фонда с каждым годом все увеличивался и мог достигнуть к 2022 году свыше 2 триллионов рублей, если бы с 2016 года отчисления на накопительные пенсии не прекратили, т.н. "заморозка пенсионных накоплений".
Вероятно, это не единственное объяснение, почему накопительная система оказалась неэффективной. Какую-то роль сыграла доходность пенсионных накоплений?
Оксана Дмитриева: Да, доходность по этим накоплениям очень низкая. А с учетом постоянно возникающих кризисов, которые обрушивают фондовые рынки, может быть и отрицательная. В любом случае она заведомо ниже, чем индексация по страховой части. Я сделала расчет, построила математическую модель, которая доказывает, что в масштабах национальной экономики накопительная пенсия не может быть больше, чем страховая даже в благоприятных условиях. Кроме того, у накопительной пенсионной системы есть риски кризисов, риски геополитические, как, например, сейчас. При каждом кризисе то, что отчисляли на накопительные пенсии, существенно обесценивалось. Не говоря уже о том, что деньги на накопительные пенсии просто могут пропасть. Были случаи, когда исчезали негосударственные пенсионные фонды, когда они банкротились. Что касается государственной управляющей компании, здесь тоже ситуация сейчас не лучше. Потому что государственная управляющая компания - это Внешэкономбанк (ВЭБ). Что с этими деньгами теперь? Скорее всего, они разделили судьбу всех активов ВЭБа, которые оказались частично замороженными, если они были вложены в иностранные инструменты. Эти 5 триллионов рублей - деньги, которые недодали пенсионерам с 2002 по 2014 год. Будущие пенсионеры их тоже не получат, потому что они полностью либо обесценились, либо исчезли.
У нас чрезвычайно мало людей, ежемесячно получающих накопительную пенсию
В чем суть новой реформы, о которой уже говорят и о которой мало что известно?
Оксана Дмитриева: В ВЭБе и негосударственных пенсионных фондах скопилось 5 триллионов рублей от взносов, которые граждане молодого и среднего поколения выплачивали с 2002 по 2014 год (6% из 22% страховых пенсионных взносов). Два триллиона скопилось у ВЭБа и еще 2,9 триллиона у негосударственных пенсионных фондов. С 2014 года отчисления на накопительную часть не осуществляются. Это так называемая "заморозка пенсионных накоплений". Но это не "заморозка пенсионных накоплений", а возврат к распределительной (страховой ) пенсионной системе и перечисление всех взносов вместо накопительной в страховую часть. И люди от этого только выигрывают. Выигрывает нынешнее поколение пенсионеров, поскольку эти деньги все-таки идут на выплату текущих пенсий. Выигрывают будущие пенсионеры, поскольку деньги, которые перечисляются на страховую часть, должным образом учтут и проиндексируют в соответствии с индексацией страховой части пенсии. Но встает вопрос, а что делать с этими 5 триллионами рублей и соответственно с пенсионными правами граждан.
Действительно, что делать гражданам, которых обязали перечислять средства на накопительную часть, и тем самым они уменьшили свою страховую пенсию?
Оксана Дмитриева: Да, судьба страховых взносов в объеме 6% от заработной платы, сделанных работодателями с 2002 по 2014 год, до сих пор не определена. Эти деньги могли просто не сохраниться. Доходности у них точно нет никакой. По факту, на данный момент чрезвычайно мало людей, ежемесячно получающих накопительную пенсию. Их чуть больше 100 тысяч. В лучшем случае при выходе на пенсию гражданин получает единовременную выплату в объеме уплаченных накопительных взносов без всякой индексации. А ежемесячную выплату при выходе на пенсию получило уже около 15 миллионов человек. Надо сделать три вещи. Первое. Признать провал накопительной пенсионной реформы. Второе. Разработать механизм возвращения этих 5 триллионов в пенсионный фонд. Третье. Людям дать право перевести эти средства в страховую часть и проиндексировать, тем самым повысить страховую пенсию вместо потерянной накопительной.
Нужно проиндексировать пенсию работающим пенсионерам
С 2015 года пенсию стали считать в баллах. Что это дало?
Оксана Дмитриева: Ничего не дало, только запутало систему. Что такое баллы? Это перевод уплаченных страховых взносов в пенсионные права, которые считаются в баллах. Раньше, до 2015 года, уплаченные взносы учитывались в номинальном объеме. И работник мог видеть абсолютный размер взносов, который за него заплатил работодатель. Они индексировались каждый год так же, как индексируется страховая часть пенсии. Сейчас взносы (деньги) переводятся в баллы, а для того, чтобы определить, насколько приросла будущая пенсия, баллы надо снова перевести в деньги.
Обладателям маленькой пенсии предлагали покупать баллы. В этом виделось решение проблемы?
Оксана Дмитриева: Нет, это не решение проблемы. Покупать баллы имеет смысл не для того, чтобы увеличить пенсию, а для того, чтобы получить право на страховую пенсию, если баллов недостаточно из-за стажа и заработка, и гражданин может выйти на социальную пенсию только на 5 лет позже.
Нужно проиндексировать пенсию работающим пенсионерам?
Оксана Дмитриева: Безусловно. Соответствующий законопроект я уже внесла. С 2016 года пенсия работающих пенсионеров фактически заморожена, она не индексируется. Уже сейчас каждый работающий пенсионер теряет от отсутствия индексации около 6 тысяч рублей в месяц. Поэтому пенсии работающим пенсионерам нужно проиндексировать и начать выплачивать с учетом всех индексаций, которые были сделаны ранее. Развитие промышленности и импортозамещение может снова увеличить спрос на трудовые навыки и знания пенсионеров. Особенно будут востребованы инженерно-технические работники и квалифицированные рабочие в рамках импортозамещения. И нужно обязательно создавать стимулы для пенсионеров, они - носители тех навыков, той квалификации, которые в нынешних условиях могут оказаться особенно необходимы. Кроме того, нужно изменить систему недоначисления баллов или недоучета .
Действующая пенсионная система не мотивирует уплачивать страховые взносы в полном объеме?
Оксана Дмитриева: Да. Особенно это касается работающих пенсионеров. Помимо отсутствия индексации пенсий работающих пенсионеров дискриминируют и при учете уплаченных страховых взносов. Работающий пенсионер, получающий заработную плату среднюю и выше средней, теряет при перерасчете от половины до двух третей уплаченных взносов. Приведу пример. Работающий пенсионер, например врач, зарабатывает 130 тысяч рублей в месяц. Год работы при таком заработке дает работнику дополнительно 10 баллов. Соответственно, это даст прирост к будущей пенсии тысячу рублей. Но у работающего пенсионера учтут только 3 балла, несмотря на то, что взносы заплачены со всех 130 тысяч рублей. А максимальный прирост пенсии за год работы работающего пенсионера составит лишь 300 рублей. Не случайно у нас количество работающих пенсионеров из-за этого дискриминационного перерасчета, из-за отсутствия индексации уменьшилось в два раза. С 14 миллионов до 7 миллионов человек.
Человек не может задним числом изменить свою трудовую биографию
Скажите, почему за десять лет с начала пенсионной реформы в России так и не появилась понятная людям формула расчета пенсий?
Оксана Дмитриева: Потому что невозможно сформулировать то, что изначально запутано и содержит в себе противоречия. Существует трехэтажная формула, которую не то что обычные граждане, а даже экономисты постигнуть не в состоянии.
Во всем, что касается пенсий, в обществе огромный запрос на справедливость. Справедливость и в размере пенсии, и в том, из чего и как она формируется. Согласны вы со мной?
Оксана Дмитриева: Безусловно, согласна. Пенсия должна быть справедливой. Она должна зависеть от стажа и заработка. А еще она должна быть абсолютно понятной и не подверженной изменениям. Человек не может задним числом изменить свою трудовую биографию. Но поскольку пенсионная система то и дело меняется, то люди каждый раз говорят: ой, я в эту пенсию не верю, я на нее не рассчитываю. И конечно, пенсия должна быть справедливой по размерам. Есть Конвенция международной организации труда, согласно которой коэффициент замещения (отношение пенсии к утраченному заработку) должен составлять, как минимум, 40 процентов от средней заработной платы. Соответственно, у людей высокооплачиваемых это отношение может быть 30 процентами, а у получавших зарплату ниже средней доходить до 50-55 процентов. Чем ниже зарплата, тем выше должен быть коэффициент замещения, чтобы не было нищих. Сейчас коэффициент замещения в России составляет в среднем 29 процентов, а у тех, кто имел высокую зарплату, коэффициент замещения - 10-20 процентов.
Какие главные задачи в сфере пенсионного обеспечения надо, на ваш взгляд, решить?
Оксана Дмитриева: Первое: полностью остановить дальнейшее повышение пенсионного возраста. Это надо сделать немедленно, тем более что у нас резко упала продолжительность жизни с учетом высокой смертности от COVID. Второе: проиндексировать пенсии работающим пенсионерам. Третье: произвести справедливый перерасчет пенсии работающим пенсионерам. Сейчас работающий пенсионер с зарплатой выше среднего теряет в месяц 6 тысяч от недоиндексации и 4 тысячи от неправильного перерасчета, итого - 10 тысяч рублей. Четвертое: пересмотреть систему баллов, которые постепенно обесцениваются. И пятое: надо наконец решить, что делать с пенсионными деньгами, накопленными с 2002 по по 2014 год.
Визитная карточка
Оксана Дмитриева - доктор экономических наук, профессор, депутат Государственной думы, член Комитета по бюджету и налогам. Родилась в Ленинграде. Окончила факультет экономической кибернетики ЛФЭИ им. Н.А. Вознесенского. Работала в Проблемной лаборатории региональных экономических исследований. В 1991 году организовала и возглавила Проблемную лабораторию региональной диагностики, в которой работала до 1993 года. В 1992 защитила докторскую диссертацию на тему "Экономическая диагностика регионов". Депутат Госдумы I-VI и VIII созывов. В мае-сентябре 1998 года занимала пост министра труда и социального развития РФ. Является автором первой редакции Бюджетного кодекса, альтернативных проектов бюджета РФ на 2009, 2010 и 2011, 2012, 2013, 2014 годы - вносила на обсуждение в Госдуму одновременно с проектами правительства.
Источник: rg.ru